Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Розничные предприятия сами могут выбирать поставщиков и определять Формы доставки /непосредственно изготовителем или через оптовое торговое предприятие/. В этих условиях розничному предприятию, чтобы сохранить свою значимость для потребителей, необходимо заинтересовать их путем предоставления тех дополнительных услуг, которые они не могут получить от производителей и других торговых предприятий.

Файлы: 1 файл

ассортимент торговый.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

На полноту ассортимента товаров в магазинах влияют факторы, причем, нередко случайные (например,    задержка поставщиками отгрузки товаров, нарушение   графика завоза и т. п.). Для нивелирования воздействия случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента, его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Получаемый при этом показатель носит название коэффициента устойчивости (стабильности) ассортимента. Он рассчитывается по следующей формуле:

Куст. = (Рф + Рф + ... + Рф) / Рн х n,

где Куст — коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год); Рф, Рф, ... Рф — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Рн— количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n — количество проверок.

Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. При этом учитываются только те товары, которые предусмотрены для магазина ассортиментным перечнем.

Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, тем лучше он формируется.

Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с другим, обслуживающим один и тот же целевой рынок.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, торговые предприятия должны принять меры к завозу их в магазин.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

 

2.4. Управление товарными запасами в магазине.

Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т. е; обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка. Управлять товарными запасами — это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал бы поддержание нужных товарных запасов. Вмешательство руководителя должно требоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает, а также в исключительных случаях, которые не могли быть заблаговременно предусмотрены системой и программой.

В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами:

— Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца.

— Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намеченная) товарооборачиваемость. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27:3; следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода.

Учет товарных запасов должен быть налажен и в физическом выражении — в штуках, единицах, массах, упаковках. Необходимо также уметь управлять этими физическими запасами. Ведь потребитель покупает упаковки, штуки, массы и объемы. Запас должен быть сбалансирован, чтобы потребитель мог приобрести нужные ему товары в удобном виде (расфасовке, упаковке). Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров значительно сложнее, нежели получение данных в стоимостных показателях. Между тем руководителям торговли просто необходимо знать, какие фасоны, размеры, расцветки пользуются спросом, а какие не идут. В мелких магазинах сбор подобных данных не представляет труда. На крупных розничных предприятиях с их чрезвычайно широким ассортиментом и огромными товарными массами необходимо предусматривать специальные — иногда весьма сложные — системы сбора такой информации.

Непременной предпосылкой управления товарными запасами является учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Основным техническим средством решения этой задачи является применение, например, в узлах расчета магазинов таких контрольно-кассовых машин, которые могут аккумулировать и выдавать расчлененные итоги (во многих крупных магазинах кассовые аппараты соединены с той или иной ЭВМ, образуя внутри магазинную АСУ, в число функций которой входит и управление товарными запасами). Современные контрольно-кассовые машины способны выдавать весьма детализированную информацию. Скажем, реализацию мужских рубашек можно регистрировать (а затем ее можно обобщать и анализировать) раздельно по таким категориям: вид ткани (3 признака), цена (4 признака диапазона цен), фасон (3 признака), цвет и пр. Каждый признак вводится нажатием соответствующей клавиши кассового аппарата. Магазины, где ассортимент очень широк, часто таким способом регистрируют реализацию особенно быстро оборачивающихся и важных для них товаров. Детализированный учет продажи остального ассортимента осуществляется с помощью отрывных перфорированных и других специализированных товарных ярлыков. Аналогичные системы управления предполагаются и для оптовых баз. Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении. На предприятиях, торгующих легковыми автомобилями, мебелью, бытовыми электроприборами длительного пользования и другими дорогими товарами, достаточно точные данные о текущих товарных запасах руководители могут получить из книг и документов бухгалтерского учета. Но универсальные магазины, розничные предприятия с преимущественно продовольственным ассортиментом, галантерейные магазины не в состоянии вести столь оперативный и подробный учет. Их чрезвычайно широкий и разнообразный ассортимент сделал бы обширные бухгалтерские операции неоправданно трудоемкими и дорогостоящими. Поэтому они вынуждены время от времени производить инвентаризацию товарных запасов, т. е. фактически пересчитывать, перевешивать, перемерять все имеющиеся запасы товаров. Это процедура очень дорогая и требующая много времени. В результате инвентаризацию проводят сравнительно редко, а текущие товарные запасы определяют, исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учета за последующий период. По результатам инвентаризации нетрудно определить ориентировочный объем реализации за период между двумя инвентаризациями:

Товарные запасы по данным предыдущей инвентаризации + товары закупленные в период между инвентаризациями —товарные запасы па данным последней инвентаризации = объему реализации + поправки (уценка товаров, потери и хищения).

Исходя из наличия этих «поправок» результаты таких расчетов будут только ориентировочными.

Здесь следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении — чрезвычайно эффективным инструментом. Оба вида учета дают возможность:

— выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом. Это позволяет принимать обоснованные решения о заказе дополнительных партий товара или, напротив, об исключении товара из ассортимента;

— оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли.

Кроме того, это повышает и издержки обращения, так как хранение товаров требует определенных затрат;

— повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, коммерсанты имеют базу, на которой могут основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.

В принципе контроль за физическим товародвижением построен на тех же основах, что и за товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров.

В списке (а это, в сущности, не что иное, как документационная модель ассортимента) приводятся необходимые объемы запасов по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения.

 

2.5.Анализ   экономических   показателей   эффективности
коммерческой деятельности.

Анализ оборота розничной торговли

Основным видом деятельности частного предприятия «Надель» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние три года характеризуется следующими данными:

Динамика розничного товарооборота «Надель» за 2004-2006.г.

годы

Факт розничного товарооборота (тыс. руб.)

Цепные темпы роста товарооборота,  %.

Базисные Тр товарооборота, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

2004

2141,45

2141,45

100,0

100,0

100,0

100,0

2005

2620,7

2176,6

122,4

101,7

122,4

101,7

2006

3105,2

2227,5

118,5

102,3

145,0

104,0

 

Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2004году рост товарооборота составил 122,4 %, а в 2006 году - 118,5 %. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в салоне «Надель», выросли в 2006 году по сравнению с 2005 годом, но меньше, чем в 2004 году по сравнению с 2005годом ( средний индекс цен в 2005 году - 1,204 или 120,4 %, в 2006 году - 1,158 или 115,8 %). Количество реализованных товаров увеличилось в 2005году на 1,7 %, в 2006 году на 2,3 %. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За три года розничный товарооборот салона возрос на 45,0 % (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0 %, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары -на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90 % прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.

За 2004-2006 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота салона в действующих ценах составил 120,4 %, в сопоставимых ценах 102,0 %.

По кварталам розничный товарооборот салона распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0 %, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0 %. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы:

Розничный товарооборот салона по кварталам года

Кварталы

2005 год

2006 год

Отклонение в сумме (+;-)

2005год в % к 2006г

Сумма тыс. руб.

Удельный вес %

Сумма тыс. руб.

Удельный вес %

1

610,8

23,3

714,0

23,0

+103,2

116,9

2

655.2

25,0

770,5

24,8

+115,3

117,6

3

647,3

24,7

770.1

24,8

+122,8

119,0

4

707,4

27,0

850,6

27,4

+143,2

120,2

Всего за год

2620,7

100,0

3105,2

100,0

+484,5

118,5

 

Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота торгового салона по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9 %), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0 % и 120,0 %). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3 % и второго квартала - на 0,2 % по сравнению с 1998 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5 %).

Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7 % в 2005году до 24,8 % в 2006 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0 %), а доля оборота четвертого квартала составила в 2006 году 27,4 % и возросла по сравнению с 2005годом на 0,4 % (темп роста товарооборота -119,6 %). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

На развитие розничного товарооборота салона оказали следующие факторы:

•              обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;

•              состояние     и     эффективность     использования     материально-технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Оценку товарооборота производят по скорости и рентабельности торгового оборота:

С = О:3;Р = (П* 100%): О

Показатели рентабельности и скорости оборота розничной торговли связаны обратной зависимостью. Увеличение скорости оборота уменьшает его рентабельность и наоборот. Розничные формы продаж повышают рентабельность, но замедляют оборот.

 

 

 

 

Анализ товарных запасов

Товарный баланс торгового салона «Надель» за 2005-2006 г.г.

Показатели

2005

2006

Отклонение В сумме

(+;-)

Влияние на изме­нение то

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

Прочее выбытие товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5

Информация о работе Формирование ассортимента в торговом салоне «Надель»