Система местного управления России XVI-XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного управления России в период XVI - XVII вв.
В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:
исследовать социально-экономические и политические предпосылки реформирования системы местного самоуправления начала XVI в.;
проследить основные направления правительственной политики по реорганизации существовавшей системы местного управления;
проанализировать причины введения губного и земского управления;
выяснить особенности формирования и деятельности новых органов местного самоуправления - губных и земских учреждений, рассмотреть компетенцию новых учреждений;
определить значение проведенных реформ местного управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Система местного управления России начала XVI века………………………5
Социально-экономические и политические предпосылки реформ……….5
Эволюция наместничьего управления……………………………………...9
Правовой статус органов местного самоуправления России в XVI – XVII вв………………………………………………………………….15
Причины введения губного и земского управления……………….……..15
Формирование и деятельность губных учреждений……………….…….17
Организация и функциональная характеристика земских органов……..24
Заключение…………………………………………………………………….……29
Список используемой литературы…………………………………………...……30

Файлы: 1 файл

История.docx

— 66.74 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Система местного управления России начала XVI века………………………5
    1. Социально-экономические и политические предпосылки реформ……….5
    2. Эволюция наместничьего управления……………………………………...9
  2. Правовой статус органов местного самоуправления России                              в XVI – XVII вв………………………………………………………………….15
    1. Причины введения губного и земского управления……………….……..15
    2. Формирование и деятельность губных учреждений……………….…….17
    3. Организация и функциональная характеристика земских органов……..24

Заключение…………………………………………………………………….……29

Список используемой литературы…………………………………………...……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что проблема эволюции системы местного управления, от состояния и эффективного функционирования которой, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата, в немалой степени зависит и дееспособность всего государства, является одной из основных на протяжении всей истории Российского государства.

Значительный интерес  в этом отношении представляют реформы  первой половины XVI в., проведенные в  правление Ивана Грозного и ознаменовавшие собой важный шаг по пути превращения  России в сословно-представительную монархию. Новые явления государственно-правовой жизни, необходимость решения стоявших перед центральной властью задач  и, вместе с тем, обнаруживавшиеся несостоятельность  наместничьей системы управления и  ее несоответствие требованиям времени  поставили на повестку дня вопрос о важности поиска иной модели местного управления, основанной на принципах, наиболее соответствовавших новой  форме правления Русского государства.

Одним из главных направлений  правительственной политики по укреплению государственного аппарата стало проведение губной и земской реформ, впервые  конституировавших российские институты  самоуправления. Однако, несмотря на то, что губные и земские учреждения представляют собой одно из любопытнейших  явлений политико-правовой действительности Российского государства, опыт их законодательного регулирования и практической деятельности широко не известен. В связи с  этим, представляется очень важным комплексное исследование направлений  деятельности, правового положения  и значения возникших органов  самоуправления, а также рассмотрение вопросов преемственности новых  и прежних местных учреждений, позволяющие получить целостное  представление о закономерностях  возникновения и развития в Русском государстве института управления.

Объект исследования - институт местного управления в Российском государстве, история его формирования и развития. Предметом исследования являются реформы местного управления в России в период  XVI - XVII вв.

Цель исследования - исследовать  проблемы создания, организации, правового  положения и деятельность органов местного управления России в период XVI - XVII вв.

В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:

  • исследовать социально-экономические и политические предпосылки реформирования системы местного самоуправления начала XVI в.;
  • проследить основные направления правительственной политики по реорганизации существовавшей системы местного управления;
  • проанализировать причины введения губного и земского управления;
  • выяснить особенности формирования и деятельности новых органов местного самоуправления - губных и земских учреждений, рассмотреть компетенцию новых учреждений;
  • определить значение проведенных реформ местного управления.

При определении хронологических  рамок работы была принята во внимание периодизация курса истории государства  и права России, определяющими  факторами которой являются социально-экономический  уклад общества и уровень государственного развития, в связи с чем, исследуется деятельность учреждений местного управления конца XV - начала XVII вв.  За этот период произошло не только реформирование управления кормленщиков, но и проведены белее кардинальные преобразования в этой сфере - губная и земская реформы.

 

 

 

  1. Система местного управления России начала XVI века
    1. Социально-экономические и политические предпосылки реформ

Объединение русских земель под властью Московского княжества  завершилось в первой четверти XVI века, когда в состав Русского, теперь уже Российского государства, вошли Северские земли (1500-1503гг.), Псков (1510г.), Смоленск (1514г.), Рязань (1521г.). Образование единого государства в условиях восходящей стадии развития феодальных отношений и отсутствия сколько-нибудь реальных элементов буржуазных связей повлекло за собой значительные изменения в его социальной структуре, экономическом и политическом строе.

В XVI веке в сельском хозяйстве  наблюдался рост земледельческой культуры, освоение новых земель, применение новых методов сельскохозяйственного  производства и распространение  пашенного земледелия. Крестьянами  были распаханы огромные массы земель и созданы тысячи новых поселений. На освоенных землях широко использовалась трехпольная система земледелия, и развивалась новая земледельческая  культура. Наблюдался и некоторый  рост продуктивности сельскохозяйственного  производства [2].

Наряду с развитием  земледелия наиболее существенным моментом в экономике Русского государства  конца XV – начала XVI вв. являлся рост общественного разделения труда, что нашло свое выражение в развитии ремесла, городов и торговли.

Материальной основой  процесса ликвидации феодальной раздробленности  и создания централизованного государства  являлось постепенное преодоление  экономической замкнутости отдельных  русских земель и установление рыночных связей между ними. Этот процесс  роста товарного обращения, усиление обмена между районами, развитие рынков и постепенное установление между  ними прочных связей, стал одним  из определяющих моментов экономического развития России XVI - XVII вв., причем, именно в первой четверти XVI века были созданы важнейшие экономические предпосылки образования всероссийского рынка.

В первой половине XVI века в  различных местностях страны стали  появляться мелкие сельские торжки, которые охватывали население небольшого района. На основе мелких местных рынков складывались областные рынки, крупнейшими центрами которых были Новгород, Тверь, Москва.

Рост товарного производства к середине XVI века, давший возможность  увеличить количество товаров, предназначенных  для вывоза за рубеж, укрепление международного авторитета России содействовали развитию и внешней торговли. Присоединение  Смоленска открыло удобный путь для торговли с Литвой. Завоевание Астрахани и Казани способствовало развитию торговли с прикаспийскими и среднеазиатскими рынками. Открытие англичанам Северного морского пути в Россию и организация в Англии Русской торговой компании активизировали внешнеторговые связи с Западной Европой.

В первой половине XVI вв. наблюдалась перестройка феодального землевладения, проявлениями которой стали, с одной стороны - кризис крупного боярского землевладения, с другой - интенсивное развитие землевладения монастырского и поместного. В условиях развития товарного обращения постепенно происходило разорение старинных княжеских и боярских фамилий, земельные владения которых нередко закладывались, дробились на части, а иногда и продавались. В то же время распространялась и укреплялась новая форма собственности на землю – поместье [2].

Товарно-денежные отношения  в различных формах все глубже проникали в феодальное хозяйство, те меры, которые предпринимались  средними и мелкими землевладельцами в XVI в., изыскавшими средства для  своего обеспечения, видимо, больше соответствовали новым экономическим условиям, чем прежние приемы ведения хозяйства, характерные для крупных вотчинников.

Будучи временем глубоких сдвигов в области экономики, рассматриваемый период характеризуется  не менее важными изменениями  и в сфере классовых отношений, среди которых важнейшее место  занимают изменения в структуре  класса землевладельцев, что выразилось в появлении внутри феодального  класса особой группы дворян - помещиков.

Дворянство поддерживало центральную власть не только на первоначальном этапе централизации, когда происходил процесс собирания земель в единое государство, но и тогда, когда центром  тяжести государственной политики стала перестройка власти и управления на началах самодержавия.

Второй наиважнейшей чертой, характеризующей изменения в  области классовых отношений в XVI в. - было возрастание удельного веса и политической активности городского населения и вместе с тем установление их союза с поместным дворянством. «Верхи посада», так же как и дворяне, были заинтересованы в усилении царской власти, в принятии мер, направленных против старой феодальной знати, в более решительной внешней политике.

В связи с развитием  товарно-денежного обращения определенные изменения происходят и с сельским населением. К середине XVI в. все больше проявляется расслоение крестьянства. Из состава крестьянской общины выделяются, с одной стороны - ряд богатейших крестьян, имеющих значительные денежные средства, с другой - происходит пауперизация и обезземеливание основной массы сельского населения, что в свою очередь, уже к концу XVв. привело к появлению на Руси бобылей, новоприходцев и половников.

Итак, конец XV - начало XVI века являлись временем крупных изменений  в государстве. Общий экономический  подъем, рост сельскохозяйственного  производства, ремесла, торговли, разрушение натурально-замкнутого феодального  хозяйства повлекли за собой перемены во всех сферах социальной, культурной и конечно же, политической жизни.

В этих условиях существовавшая до середины XVI в. политическая форма Русского феодального государства - раннефеодальная монархия, не могла остаться без изменений.

XVI век стал временем  глубоких перемен в истории  России, связанных, прежде всего,  с реформами, проведенными в  годы правления Ивана Грозного  и имевшими своей целью укрепление  централизованного государства.  В период сословно-представительной  монархии в основном закончилось  образование Русского централизованного  государства. Дальнейшее поступательное  развитие было невозможно и  без существенной перестройки  государственного аппарата. В изучаемый  период Боярская Дума продолжает  играть важную роль в системе  высших органов государства. Но  в самом составе этого органа  происходят некоторые изменения:  все более утрачивается аристократический характер Боярской Думы и усиливается представительство дворян.

Среди высших государственных  учреждений появляются новые органы - Земские соборы, созываемые для  решения наиболее важных государственных  вопросов: избрания царей, решения вопросов о войне и мире, установления новых  налогов, принятия законов. Решения  Соборов в значительной мере определяли основные линии внутренней и внешней  политики правительства и в начале своего существования служили опорой монархии и укрепляли царскую  власть.

На смену дворцово-вотчинной  системе приходят органы центрального управления - приказы, способствующие укреплению государственного аппарата. Дворянская чиновная бюрократия, специальный  аппарат, становившийся весьма громоздким, начинал играть все более важную роль в политической жизни страны.

Процесс централизации, становление  сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых  противоречий не могли не вызвать  реформы местных учреждений и  создания новых органов, построенных  на «иных политических принципах, отличных от личного вассалитета и вотчино-приказных начал и институтов периода феодальной раздробленности».

На смену кормлениям приходит система органов губного и  земского самоуправления. Переход к  этой системе означал введение совершенно иного принципа: вместо представителей центра, управлявших местными территориями, вводятся органы сословного представительства.

    1. Эволюция наместничьего управления

Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы  кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные  единицы. Уезды делились на станы, станы  на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном  делении еще не выработалось. Наряду с уездами, кое-где сохранялись еще «земли», существовали также «разряды» - военные округа.

Во главе отдельных  административно-территориальных единиц, на которые стало делиться Русское  государство, стояли должностные лица - представители центра. Эти должностные  лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно видом государственной, военной и иной службы и формой вознаграждения княжеских вассалов за нее.

Кормленщики были обязаны  управлять соответствующими уездами  и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков, праведчиков и др.) и иметь собственные военные отряды для обеспечения внутренних и внешних функций феодального государства.

Информация о работе Система местного управления России XVI-XVII вв