Система местного управления России XVI-XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного управления России в период XVI - XVII вв.
В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:
исследовать социально-экономические и политические предпосылки реформирования системы местного самоуправления начала XVI в.;
проследить основные направления правительственной политики по реорганизации существовавшей системы местного управления;
проанализировать причины введения губного и земского управления;
выяснить особенности формирования и деятельности новых органов местного самоуправления - губных и земских учреждений, рассмотреть компетенцию новых учреждений;
определить значение проведенных реформ местного управления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Система местного управления России начала XVI века………………………5
Социально-экономические и политические предпосылки реформ……….5
Эволюция наместничьего управления……………………………………...9
Правовой статус органов местного самоуправления России в XVI – XVII вв………………………………………………………………….15
Причины введения губного и земского управления……………….……..15
Формирование и деятельность губных учреждений……………….…….17
Организация и функциональная характеристика земских органов……..24
Заключение…………………………………………………………………….……29
Список используемой литературы…………………………………………...……30

Файлы: 1 файл

История.docx

— 66.74 Кб (Скачать)

Следует отметить, что население  следило, чтобы принцип выборности местных властей приказной администрацией не нарушался, в противном случае на приказных людей подавалась жалоба.

Требования, предъявляемые  к кандидатам на эти должности  не были так строги как к губным властям. Выбор к земским должностям, особенно к главным, предполагал соблюдение имущественного ценза. Поэтому, созданные в ходе реформы органы местного самоуправления, стали формой господства верхушки посадского и крестьянского населения, возглавлявшей земские учреждения.

Сначала на земские должности  избирались бессрочно. Однако, в отличие  от губных властей, своих земских  выборных население всегда могло  переменить. Позднее выборы производились  обычно на год. По окончании срока  службы выборный должен был дать отчет  о своей деятельности, что касалось, прежде всего, должностных лиц, чья  деятельность была связана с финансами. Наряду с отчетом осуществлялась и передача всех дел, документации и  оставшихся в мирской кассе денег[1].

Центром ведения местных  дел являлась земская изба, иногда называемая судной. Функционировали  земские избы практически повсеместно. Возглавлял земское ведомство обычно земский староста, которому подчинялись  все выборные, входящие в аппарат  земских учреждений. В его компетенцию  входило руководство подчиненными, созыв собраний, председательствование  на них, назначение перевыборов и  обеспечение эффективного функционирования земской избы. Круг полномочий его  определялся в выборных списках, в соответствии с которым он мог  выступать по преимуществу в качестве финансового агента, или судебно-полицейского, или и тем и другим одновременно.

Обычно для полицейского управления в волостях и на посадах  главы земского ведомства пользовались старинными властями десятичной системы. Почти повсюду в земских округах  с этой целью выбирался сотский, который выполнял, по преимуществу, полицейские функции, ведая полицией безопасности, в его ведении находилась тюрьма и заключенные.

Письменной частью в земской  избе заведовал дьяк. Избрание дьяка  должно было происходить обязательно  на сходе, ведь должность эта в  местном управлении была очень важной.

Кроме этого, в состав земских  органов могли выбираться денежные сборщики, сторожа, доводчики и др. Кроме постоянного штата земской  избы собрание выбирало своих представителей на временные должности, вводимые для  решения определенного вопроса, после чего ликвидировались.

Выборность должностных  лиц органов местного самоуправления, необходимость принятия совместных решений по наиболее важным вопросам предполагали регулярные волостные, посадские  сходы (съезды, советы), являвшиеся высшими  органами управления самоуправляющейся  единицы.

Одной из главных забот  земского мира было обеспечение исправной  уплаты налогов и обеспечение  финансовых потребностей самой волости. Разверстка причитающихся с округа платежей была непростым делом, затрагивающим  интересы каждого землевладельца. Поэтому  важной задачей мирского схода являлась раскладка налогов и местных  сборов, причем, сходы собиравшиеся по этим вопросам, были наиболее частным явлением.

Одной из важных сфер деятельности мирских советов было составление  коллективных челобитных, являвшихся еще одним, помимо судебного, средством  защиты прав и интересов земского мира.

Главной задачей земских  выборных органов было обеспечение  исправности уплаты населением государственных  налогов. В связи с чем земскими властями осуществлялись раскладка, сбор и доставка в Москву всех собранных податей, которые ранее платились кормленщикам.

Земские органы рассматривались правительством как «гибкое орудие» взимания налогов с населения, так как недобор податей выборными старостами должен был покрываться за счет собственных средств. Подать налагалась на земский округ в целом, а не на каждый двор в отдельности, что обеспечивало большую исправность платежа.

Помимо сбора и уплаты налогов выборные осуществляли надзор за общественным порядком в округе.

Следующей важной обязанностью новых властей было пересечение  изготовления населением спиртных напитков на продажу. В случае нарушения этого запрета земским властям предписывалось брать с виновных штрафы. Изготовление спиртных напитков разрешалось только по праздникам, поминкам и только после получения разрешения у старосты.

Однако не только финансовые и полицейские дела находились в  ведении земских властей. Традиционно, значительное место в деятельности всех местных органов, в том числе  и земских, занимало осуществление  административно-хозяйственных функций. Совместное владение принадлежащими всей волости и посаду землями и  угодьями, необходимость общего участия  в различных хозяйственных операциях  требовали регулирования поземельных  и хозяйственных отношений, что  и было поручено новым выборным.

Важной задачей выборных органов являлась защита подведомственной территории от посягательств на нее  извне, с тем, чтобы при описании земель общинные угодья не передавались в чужие руки.

Изучение состава, устройства и деятельности новых учреждений, анализ законодательного и актового материала позволяет заключить, что окончательный состав земских  органов, объем полномочий должностных  лиц и значение их в местном  управлении во многом определялись самими жителями самоуправляющихся округов  в зависимости от величины земской  единицы и от объема дел, от уже  сложившейся в местном управлении специализации и других обстоятельств.

Одной из особенностей данной системы управления являлось отсутствие строгой специализации в деятельности должностных лиц земских органов, в переплетении, а зачастую и дублировании ими функций друг друга, хотя в  избирательных списках полномочия выборных могли быть и довольно четко  разграничены. Определяя полномочия своих избранников с различной  степенью подробности, земский мир  с учетом местных особенностей иногда возлагает на земские власти осуществление  обязанностей, и не предусмотренных  уставными грамотами.

Сосредоточение в руках  земских органов всех отраслей местного управления, входивших в то время  в круг государственных задач: судебные функции, сбор и доставка податей, административная деятельность, привлечение их к государственным  сыскам, свидетельствовало не только о реальной их власти, но и о том, что эти учреждения являлись опорой центральной власти и занимали важное место в системе местного управления Русского государства.

 

 

 

 

 

Заключение

Данная работа ставила  перед собой цель - исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного управления России в период XVI - XVII вв. Сделаем краткие выводы по данной работе.

Во второй половине XVI века земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым население посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными  органами управления в уездах. Они  выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу, избираемый населением староста. Судопроизводство возлагалось так же на целовальников, дьяков и подъячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении разбойного приказа.

В начале XVII века была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции, возлагались на назначаемых центральной властью воевод.

Им же стали подчиняться  земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат- приказные избы. В состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики др.

Воевода назначался разрядным  приказом, утверждался царем и  Боярской думой. Срок службы воеводы 1-3 года.

Таким образом, в результате поставленной цели в данной работе были решены все задачи.

Список используемой литературы

  1. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990г.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2009г.
  3. Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XXв.)- М.: Академический проспект, 2003г.
  4. Жукова Л.А. и др. История государственного управления в России (IX-XVII вв.). - М., 1996г.
  5. Золотухина Н.М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси в период возникновения и развития феодализма. - М., 1995г.
  6. Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. Отечественная история. IX-XX вв. Справочные материалы. - СПб.: СЗТУ, 2004г.
  7. История России (IX-начало XXIв.). Под ред. С.Н. Полтарак. - М., 2005г.
  8. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. - 3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2004г.
  9. Платонов С. Ф. Очерки смуты в Московском государстве в XVI - XVII вв.- М., 1995г.
  10. Щепетев В.И. История государственного управления в России - М.: Владос, 2003г.

 


Информация о работе Система местного управления России XVI-XVII вв