Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:53, курсовая работа
Цель исследования - исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного управления России в период XVI - XVII вв.
В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:
исследовать социально-экономические и политические предпосылки реформирования системы местного самоуправления начала XVI в.;
проследить основные направления правительственной политики по реорганизации существовавшей системы местного управления;
проанализировать причины введения губного и земского управления;
выяснить особенности формирования и деятельности новых органов местного самоуправления - губных и земских учреждений, рассмотреть компетенцию новых учреждений;
определить значение проведенных реформ местного управления.
Введение……………………………………………………………………………...3
Система местного управления России начала XVI века………………………5
Социально-экономические и политические предпосылки реформ……….5
Эволюция наместничьего управления……………………………………...9
Правовой статус органов местного самоуправления России в XVI – XVII вв………………………………………………………………….15
Причины введения губного и земского управления……………….……..15
Формирование и деятельность губных учреждений……………….…….17
Организация и функциональная характеристика земских органов……..24
Заключение…………………………………………………………………….……29
Список используемой литературы…………………………………………...……30
Следует отметить, что население
следило, чтобы принцип выборности
местных властей приказной
Требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности не были так строги как к губным властям. Выбор к земским должностям, особенно к главным, предполагал соблюдение имущественного ценза. Поэтому, созданные в ходе реформы органы местного самоуправления, стали формой господства верхушки посадского и крестьянского населения, возглавлявшей земские учреждения.
Сначала на земские должности избирались бессрочно. Однако, в отличие от губных властей, своих земских выборных население всегда могло переменить. Позднее выборы производились обычно на год. По окончании срока службы выборный должен был дать отчет о своей деятельности, что касалось, прежде всего, должностных лиц, чья деятельность была связана с финансами. Наряду с отчетом осуществлялась и передача всех дел, документации и оставшихся в мирской кассе денег[1].
Центром ведения местных
дел являлась земская изба, иногда
называемая судной. Функционировали
земские избы практически повсеместно.
Возглавлял земское ведомство обычно
земский староста, которому подчинялись
все выборные, входящие в аппарат
земских учреждений. В его компетенцию
входило руководство
Обычно для полицейского
управления в волостях и на посадах
главы земского ведомства пользовались
старинными властями десятичной системы.
Почти повсюду в земских
Письменной частью в земской избе заведовал дьяк. Избрание дьяка должно было происходить обязательно на сходе, ведь должность эта в местном управлении была очень важной.
Кроме этого, в состав земских
органов могли выбираться денежные
сборщики, сторожа, доводчики и др.
Кроме постоянного штата
Выборность должностных лиц органов местного самоуправления, необходимость принятия совместных решений по наиболее важным вопросам предполагали регулярные волостные, посадские сходы (съезды, советы), являвшиеся высшими органами управления самоуправляющейся единицы.
Одной из главных забот земского мира было обеспечение исправной уплаты налогов и обеспечение финансовых потребностей самой волости. Разверстка причитающихся с округа платежей была непростым делом, затрагивающим интересы каждого землевладельца. Поэтому важной задачей мирского схода являлась раскладка налогов и местных сборов, причем, сходы собиравшиеся по этим вопросам, были наиболее частным явлением.
Одной из важных сфер деятельности мирских советов было составление коллективных челобитных, являвшихся еще одним, помимо судебного, средством защиты прав и интересов земского мира.
Главной задачей земских выборных органов было обеспечение исправности уплаты населением государственных налогов. В связи с чем земскими властями осуществлялись раскладка, сбор и доставка в Москву всех собранных податей, которые ранее платились кормленщикам.
Земские органы рассматривались правительством как «гибкое орудие» взимания налогов с населения, так как недобор податей выборными старостами должен был покрываться за счет собственных средств. Подать налагалась на земский округ в целом, а не на каждый двор в отдельности, что обеспечивало большую исправность платежа.
Помимо сбора и уплаты налогов выборные осуществляли надзор за общественным порядком в округе.
Следующей важной обязанностью новых властей было пересечение изготовления населением спиртных напитков на продажу. В случае нарушения этого запрета земским властям предписывалось брать с виновных штрафы. Изготовление спиртных напитков разрешалось только по праздникам, поминкам и только после получения разрешения у старосты.
Однако не только финансовые
и полицейские дела находились в
ведении земских властей. Традиционно,
значительное место в деятельности
всех местных органов, в том числе
и земских, занимало осуществление
административно-хозяйственных
Важной задачей выборных органов являлась защита подведомственной территории от посягательств на нее извне, с тем, чтобы при описании земель общинные угодья не передавались в чужие руки.
Изучение состава, устройства
и деятельности новых учреждений,
анализ законодательного и актового
материала позволяет заключить,
что окончательный состав земских
органов, объем полномочий должностных
лиц и значение их в местном
управлении во многом определялись самими
жителями самоуправляющихся округов
в зависимости от величины земской
единицы и от объема дел, от уже
сложившейся в местном
Одной из особенностей данной
системы управления являлось отсутствие
строгой специализации в
Сосредоточение в руках земских органов всех отраслей местного управления, входивших в то время в круг государственных задач: судебные функции, сбор и доставка податей, административная деятельность, привлечение их к государственным сыскам, свидетельствовало не только о реальной их власти, но и о том, что эти учреждения являлись опорой центральной власти и занимали важное место в системе местного управления Русского государства.
Заключение
Данная работа ставила перед собой цель - исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного управления России в период XVI - XVII вв. Сделаем краткие выводы по данной работе.
Во второй половине XVI века земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым население посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.
Губные избы становятся основными
органами управления в уездах. Они
выполняли полицейские и
В начале XVII века была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции, возлагались на назначаемых центральной властью воевод.
Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат- приказные избы. В состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики др.
Воевода назначался разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы 1-3 года.
Таким образом, в результате поставленной цели в данной работе были решены все задачи.
Список используемой литературы
Информация о работе Система местного управления России XVI-XVII вв