Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

конспекты по политологии.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

  Шарль Луи Монтескье (1689-1755 г.г.) - выдающийся французский юрист и политический мыслитель. В работе «О духе законов» и других он обосновывает впервые  сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти (законодательной, судебной и исполнительной). Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Основополагающим принципом законодательства является умеренность, В отличие от Гоббса, Монтескье не считал человека изначально агрессивным существом, скорее наоборот, человек слаб и боязлив. Однако, с появлением общества люди утрачивают ощущение своей слабости, возникает противостояние между отдельными людьми и народами. Для решения подобных проблем необходимы законы, осуществление которых требует создания государства.Учение Монтескье оказало существенное влияние на развитие теории и практики правовой государственности, его теория разделения властей легла в основу современной трактовки роли государства в жизни общества. № 13 Политическая мысль на рубеже 19-20 веков (М.Вебер)

  Вторая  половина 19в. В западной Европе ознаменовалась прочным утверждением буржуазных порядков. Дальнейшее развитие получила капиталистическая  рыночная экономика. В политический процесс включается все более широкие слои населения. Крепнет движение за расширение полит. и соц. прав личности, за установления всеобщего избирательного права. На общественную арену выходит пролетариат, создающий свои партии, профсоюзы, активно отстаивающий свои классовые интересы. Гл. линия идеолог. противостояния проходит между приверженцами буржуазного строя и сторонниками социалист. преобразований. Разброс политико-правовых представлений был от либерально-демократических до элитских и авторитарных. 19в. унаследовал от 18в. идеи прогресса, т.е. мысль о закономерном переходе от низших форм цивилизации к высшим и совершенным формам, и идеи рационального устройства мира, убеждении в могуществе чел. разума, способного постичь тайны природного и социального бытия. Влиятельным интеллектуальным движением был позитивизм. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствующего прежде спекулятивно философских систем решить проблемы выдвинутые бурным развитием производственных сил, технических знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальники и последователи старались отбросить «метафизические» конструкции и заняться изучением сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством, «беспредпосылочного» оперирования одними фактами можно построить подлинную общественную науку, в т.ч. - учение о государстве и политике, юриспруденцию. Причем такую же точную и достоверную науку, как естествознание. Во второй половине 19в. усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры - дисциплины физико-математического цикла - уступили свое место биологии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория. Привлекательными для обществоведов были идеи органицизма. Он давал возможность мыслить и анализировать различные социальные объекты не по модели машины, стабильного механического агрегата, но как целостные динамические, изменяющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами и функциями. Так же необходимо упомянуть о таких явлениях как попытки возвысить авторитет иррационализма, распространение религиозно-философских и религиозно-политических доктрин, обоснование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы. Яркие представители периода: Гумплович рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и роли государства с позиций социологии. Борьба за существование, по Гумпловичу, является главным фактором социальной жизни. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. По Гумпловичу, государство призвано быть органом принуждения и насилия. Гумплович переоценивал роль государственности. Он отрицал наличие «неотчуждаемых прав человека». Бытие государства несовместимо с этими правами. По Гумпловичу, люди должны выбирать: либо государство с его властностью, либо анархия. Дюркгейм утверждал, что право есть не что иное, как «непосредственный результат социальных факторов». М. Вебер дополнил элитный подход к изучению политики новым учением о упорядочивающей роли бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве. Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у различных народов в ходе истории Сорокин. В области правоведения его имя связанно с оформлением русской школы социологии уголовного права и криминологии. Он видвинул одну из идей юридического институализма. Своеобразие ее заключалось в том, что данная институция в рамках плюрализма права не сама выступает главным и конституирующим элементом группы людей и права этой группы, а правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной группы или института. Т.о. семья, государство, церковь, партия, а также школа, университет, даже организованная преступная группа представляют на практике всего лишь «объективизацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающего большинства группы». Он стремится сочетать индивидуализм с психологической теорией нравов Петражницкого. После высылки из России его интересы сосредоточились на социологии. Он вывел три различных вида мировосприятия и соответственно три «вида культуры»: чувственный, основанный на данных наших ощущений, идеальный, в котором преобладают элементы рационального мышления и объяснений, идеалистический, в котором преобладает интуитивный способ познания мира. В 1947г. выступил с программой «спасения человечества» на базе «альтруистской любви и поведения».

  № 14. Политические идеи Киевской Руси

  В ІХ-ХІІ в Киевской Руси состоялось формирование феодального общества и начали развиваться понятие государства, права, политические взгляды, наука, литература, философия и т.п.. В этом процессе важную роль отыгрывало христианство.

  Подтверждением  развития общественно-политических идей в Киевском государстве могло  служить то, что к нашим дням дошло немало тогдашних письменных источников и памяток: летописи, политик-религиозные трактаты отдельных лиц, религиозных деятелей, сборники и своды законов и т.п. Среди этих источников нужно отметить, прежде всего, «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» Илариона, «Русскую правду», «Остромирове Евангелие», «Изборники Святослава», «Слово о полке Игоревом», «Посланіє» Клементія Смолятича, «Поучение» Владимира Мономаха и др. Так,в частности, последний призывает не совершать беззакония не только самым князьям, но и их слугам. Тем не менее общий уровень развития политики, философии, права в Киевской Движении был довольно низким. С политической точки зрения Киевская Русь была далека от демократической (античной) модели западной цивилизации.

  №15. Сущность и особенности (предназначение) политической власти

  Политическая  власть -- это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

  Признаки  политической власти:

  -- делегирование властных полномочий  одних людей другим через специально  уполномоченный государственный  аппарат;

  -- использование механизма организованного  принуждения с опорой на систему  разнообразных санкций, применяемых  за нарушение установленных ею  норм;

  -- наличие специального аппарата  людей, обладающих более высоким  уровнем компетенции и образования  по сравнению с другими властными  аппаратами, чтобы следить за  исполнением законов.

  Необходимый компонент политической власти -- государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство -- это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

  Политическая, государственная жизнь действительно  постоянно колеблется между двумя  противоположными полюсами: невмешательством государства в общественную жизнь  и полным контролем над нею. Видя во власти мощный социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии -- очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть -- управленческое и социальное благо. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием -- способностью действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается таким образом сопряженной с ее социальной сущностью.

  № 16. Механизм осуществления политической власти

  Процесс властвования упорядочивается и  регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций  и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают  государственные органы и другие политические институты и право. Реализация власти подразумевает взаимодействие между многими ее основными элементами. В силу этого объективно выступает  проблема разделения властей, основные принципы которой изложены в работах  Ш. Монтескье, в частности, в его  книге «О духе законов». В ней  говорится о необходимости поставить  заслон власть имущим в их попытках ограничить политическую свободу граждан. Ш. Монтескье считал, что для полной свободы власть законодательная и исполнительная не должна быть соединена в одном лице или учреждении. Судебная власть также должна находиться отдельно от законодательной и исполнительной. Разделение власти возможно по вертикали и горизонтали. Ветикальное разделение -- это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Существует два уровня разделения власти: общенациональный (или центральный) и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например, региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена Конституцией. Такая система власти называется федеральной (США Индия, Россия, Канада). Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной (Англия, Украина). Горизонтальное разделение власти имеет место, когда власть определяется между тремя органами власти - законодательным, исполнительным и судебным. Для чего это нужно? Политический опыт демократических стран показывает, что их разграничение целесообразно по следующим причинам: а) из-за необходимости четко определять функции, компетенцию и ответственность каждого государственного органа; б) из-за необходимости предотвращать злоупотребления властью, попытки установления диктатуры, тоталитаризма; в) из-за необходимости гармонично соединять власть и свободу, закон и право, государство и общество под углом зрения само ценности личности. Этот принцип законодательно закреплен в конституциях подавляющего большинства стран, в том числе и Украины. В ст. 5-6 ее Конституции записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; что государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную

  №17. Легитимность политической власти и  ее типы

  Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

  Легитимная  власть воспринимается населением как  правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно  прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать  нелегитимной.

  Легитимная  власть порождает у руководителей  право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться  им.

  Легитимность  и легальность (законность) власти не совпадающие понятия.

  Если  легальность означает юридическое  обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность -- это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,-- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

  Типы  легитимности политической власти:

  1) рациональный -- власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

  2) идеологический -- власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

  3) традиционный -- власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

  4) харизматический (персональный) -- власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

  Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются  при доминировании одного из них.

  18. Назовите и раскройте органы  государственной власти в Украине

  Единым  органом законодательной власти в Украине есть парламент - Верховная  Рада Украины. Он является представительным органом, поэтому избирается непосредственно  народом на основе общего, равного  и прямого избирательного права  путем тайного голосования.

  В состав Верховной Рады входят два  органа, которые имеют особый правовой статус - Счетная палата и Уполномоченный Верховной Рады Украины из прав человека.

  Счетная палата есть постоянно действующим  органом контроля, который образовывается Верховной Радой Украины, подчиненный  и подотчетный ей. Особенность  правового статуса этого органа заключается в том, что он осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых органов государственной  власти.

  Специфика статуса органа Уполномоченного  Верховной Рады Украины из прав человека в том, что, он является органом, который  на постоянной основе осуществляет парламентский  контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защита каждого на территории Украины в пределах юрисдикции.

  В отличие от органов законодательной  власти органы исполнительной власти назначаются Президентом Украины Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную деятельность, которая состоит в выполнении Конституции Украины, нормативных актов законодательных органов государственной власти, Президента Украины, а также организовывают выполнение этих актов путем роспоряжений.

  За  характером своих полномочий органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции, ведают всеми  или многими областями исполнительной деятельности (Кабинет Министров  Украины, например), и органы специальной  компетенции (министерства, другие органы государственной исполнительной власти).

  В свою очередь, органы специальной компетенции  в зависимости от полномочий делятся  на отраслевые органы, которые ведают определенными отраслевыми управлениями (министерства), и межотраслевые, которые  осуществляют межотраслевое управление (Государственные Комитеты).

  Органы  исполнительной власти подразделяются также на коллегиальные и единоначальные. К первым принадлежат, например, Кабинет Министров Украины, к второй - министерства и другие органы исполнительной власти.

  Третий  вид государственных органов  представляют органы судебной власти. Это - Верховный Суд Украины как  высочайший судебный орган в системе  судов общей компетенции, высшие судебные органы специализированных судов, апелляционные и местные суды. В своей совокупности эти суды составляют судебную систему Украины. Они осуществляют судебную власть на основе конституционного, гражданского, криминального, арбитражного судопроизводства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"