Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

конспекты по политологии.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

  №7. Политические идеи средневековья

  Абсолютное  господство религии в средневековом  мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере  политики оценивались с позиций  христианского учения.

  Политические  проблемы рассматривались как часть  проблем теологических, сколок с  них.

  Именно  так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353--430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

  Идею  божественного происхождения государственной  власти развивает и Фома Аквинский (1225--1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и  дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка  изменений, установленного Богом и  по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства  должны гармонировать с этим более  общим законом и направлять поведение  людей в соответствии с его  требованиями. Если государственная  власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные  имеют право не следовать ее требованиям.

  №8. Основные идеи политического учения Аристотеля

  Наивысшим достижением античной политической мысли явилось творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э). В своем основном политическом труде «Политика» Аристотель предпринимает научную попытку  разобраться в достоинствах и  недостатках различных форм правления  и предложить наиболее оптимальный  вариант государственного устройства.

  Аристотель  различает три хорошие и три  плохие формы управления государством. Хорошими, правильными формами являются монархия (правление одного ради общего блага), аристократия (правление немногих лучших в интересах всех) и полития (сбалансированное правление большинства, отобранного на основе ценза, ради общего блага).

  Плохими, неправильными формами правления, по Аристотелю, являются тирания (неограниченное правление одного в своих собственных  интересах), олегархия (правление немногих богатейших граждан ради собственного блага) и демократия (неограниченное правление неимущего большинства, осуществляемое в интересах исключительно его самого). Среди неправильных форм наихудшей являются тирания, а наилучшей - демократия.

  Реализация  правильной формы зависит от конкретных условий: в одном государстве  предпочтительней царская власть, в  другом - аристократия. Субъектом власти может быть один человек, немногочисленные группы, большинство народа. Но самое  главное, по Аристотелю, чтобы власть их была не абсолютной, а относительной, не безграничной, а регулируемой. Произвол демоса ничуть не лучше произвола  тирана. Основной путь превращения  неправильных форм в правильные Аристотель видит в регулировании частных  интересов (прежде всего состоятельного меньшинства и неимущего большинства). Для этого необходимо, чтобы в  государственном управлении были «представлены  оба начала вместе, а не одно из них  в отдельности».

  Наиболее  полная реализация этой идеи возможна в политии, т.е. в системе регулируемой демократии. Полития является, по Аристотелю, эталоном, образцом государственной власти. Он считал, что основой устойчивой «правильной» демократии должен стать «средний элемент». Он нейтрализует крайние претензии противоположных полюсов, может их интегрировать в состояние хотя и относительной, но достаточно стабильной целостности.

  Если  Платон, столкнувшись с разрушительными  последствиями власти демоса, построил систему идеального государства, в  котором полисное большинство отстранено от участия в управлении, то Аристотель пытается перестроить власть большинства  так, чтобы нейтрализовать его негативные тенденции, исключить их появление  вообще.

  Таким образом, Аристотеля можно считать  зачинателем специфического античного  либерализма, всей либеральной тенденции  в мировой политической мысли. Он противник любого произвола и  деспотизма, независимо от того, является ли деспотом государство, один человек  или весь народ №9Особенности  полит.мысли эпохи Возрождения и Нового времени.

  Отход от чисто теологической интерпретации  политики происходит в эпоху Возрождения  и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469-- 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. По мнению Н. Макиавелли, политика -- отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям -- их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него -- удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

  Политическая  мысль Нового времени

  Новое время в Европе -- это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

  Английский  философ и политический мыслитель  Томас Гоббс (1588--1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в  качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к  природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих  действиях волей подданных. Иная позиция представлена в работах  другого английского философа Джона  Локка (1632--1704): он исходит из того, что  люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать  и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” -- принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами -- на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

  Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали  работы французского философа Шарля  Луи Монтескье (1689--1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

  Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов  действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и  законов -- правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

  В середине XIX в. Карл Маркс (1818--1883) создает  теорию, оказавшую мощное влияние  на политическую практику XX в.

  Основные  компоненты политической теории марксизма:

  -- принцип экономической детерминации  политической жизни: способ производства  материальных благ обусловливает  социальную, политическую, духовную  жизнь в обществе;

  -- идея классовой борьбы как  движущей силы исторического  и политического прогресса и  представление государства в  качестве орудия господства одного  класса над другим, подчеркивание  паразитизма государственной власти  эксплуататоров;

  --рабочий  класс -- носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы -- коммунизма;

  -- диктатура пролетариата -- период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

  № 11. Содержание концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо)

  Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) - выдающийся английский мыслитель, один из создателей и защитников теории общественного договора. В  своей работе «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и некоторых других, он писал о том, что естественное состояние человека было основано на правиле «человек человеку - волк», что порождало состояние постоянной «воины всех против всех». Однако люди нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились передать свои естественные права монарху и подчиниться ему в обмен на закон добровольно, ограничив свою свободу. Таким образом, Гоббс выступал защитником Анархической власти. Он считал, что, заключив общественный договор индивиды утрачивают возможность изменить форму правления освободиться из-под действия верховной власти. Полномочия сувена (государя) очень широки. При этом он фактически не несет ответсвенности перед гражданами. Государство обязано обеспечить безопасность граждан, а т же поощрять торговлю, гарантировать свобод, которая есть право делать все то, что не запрещено законом, бороться с идеологией душей к распаду государства. Благо народа - высший закон, вот основное правило для суверена.

  Мыслитель, выделяя три формы правления; монархия; демократияя, аристократия, отдает предпочтение монархии, которая, по мнению Гоббса, лучше выражает абсолютный характер власти. Государственная власть едина и ничем не ограничена, стоит над гражданскими законами, которые только от нее и могут получить свою силу. Социально-политическое учение Гоббса оказало значительное влияние на развитие общественной мысли.

  Английский  философ Джон Локк (1632-1704 г.г.), автор  работы «Два трактата о государственном  правлении» свою политическую теорию основывает на теориях естественного  права и общественного договора. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной  власти, Локк доказывал, что основной обязанностью государства, возникшего на основе договора является соблюдение естественного права, защита личной свободы и частной собственности граждан. К числу естественных прав кроме свободы и равенства Локк относит и частную собственность. Она, по мнению мыслителя, возникает еще до государства и существует независимо от него, как некое естественное право. Для охраны свободы и права собственности создается государство. Наилучшее устройство общества, по Локку, это - конституционная монархия, обеспечивающая оптимальный баланс политических сил, необходимый для стабильного существования государственного организма. Д. Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в историй политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная проводит законы в жизнь, а союзная занимается вопросами внешней политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Наиболее важное значение имеет законодательная власть, которая должна повелевать другими властями, но и она не абсолютная

  Жан Жак Руссо (1712-1778 г.г.) - выдающийся французский  Мыслитель эпохи Просвещения - положил  начало новому направлению политической мысли - буржуазному радикализму. В  своих рантах «Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства ^жду людьми», «Об общественном договоре или Принципы политического права» и других Руссо обосновал идею о том, что в естественном состоянии не существовало частной собственности и имело место лишь физическое неравенство. Он приходит к выводу. ЧТо созданное для охраны частной собственности государство усугубило имущественное неравенство. Основой политической программы Ж.Ж. Руссо является идея народного суверенитета как основополагающего принципа республиканского строя. Общество, по мнению Руссо, является источником и обладателем всякой власти, что оно выражает «общую волю». Любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа как суверена, который может в любой момент отказаться от любого законодательного акта и принять новый. Народный суверенитет неотчуждаем и неделим. № 12 Проанализируйте учение Ш.Л.Монтескье о разделении власти

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"