Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Политология".
В самом широком плане источники или причины политических конфликтов подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.
Специфическим
источником политических конфликтов являются
и противоречия промежуточного характера,
отражающие взаимосвязи человека и
природы, где обе стороны вносят
свой вклад в развитие конфликта.
В частности, это конфликты, вызванные
политическими последствиями
Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большинства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.
Наиболее яркими формами политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание инструментами государственной власти -- финансами, репрессивным аппаратом и т. д. Поэтому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борьба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.
№ 69. Условия разрешения политического конфликта
Для обозначения путей выхода из конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Урегулирование конфликта - такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. К основным способам предотвращения, разрешения и урегулирования конфликта относятся: 1. «Избегание» конфликта', а) игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; б) уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера; в) эмиграция представителей отдельных этнических, например, групп. 2. «Откладывание» конфликта. Это уход от противоборства в надежде, что изменятся обстоятельства и возникнут более благо* приятные условия для разрешения конфликта. 3. Переговоры Их успех зависит от предварительной проработки проблемы и умения посредника создать из з частников переговоров единый коллектив, способный к совместной работе. Необходимо вовлечь в переговоры как можно большее количество участников, а не только двух конфликтующих сторон, что позволяет получить дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения.
4.
Третейское разбирательство.
Что касается поведения участников конфликта, то оно может быть в форме ухода от признания конфликта, или конформистским (подчинение противнику любой ценой), или тактикой неуступчивости ради достижения победы над противником, или же тактикой согласия, консенсуса. Наиболее перспективна именно тактика согласия, когда внимание концентрируется не на позициях, а интересах сторон, подсчёте результатов, потерь и достижений при различных вариантах решения проблемы, отказа от образа соперника как врага. Таким образом, 1) политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. В зависимости от уровня участников политических конфликтов может быть: межгосударственным, государственным, региональным, местным. 2) Урегулирование конфликтов подразумевает: а) предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями; б) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов.
№ 70. Сущность национальной политики, ее задачи, принципы
Национальная
политика - это целенаправленная деятельность
государства и его институтов,
направленная на достижение стабильного
развития многонационального общества
путем согласования и удовлетворения
интересов граждан различных
национальностей. Еще одно определение.
Национальная политика - это система
мер, осуществляемых государством, направленная
на учет, сочетание и реализацию
национальных интересов, на решение
противоречий в сфере национальных
отношений. В системе национальных
отношений политические аспекты
являются ключевыми, решающими. Это
обусловлено, прежде всего, значением
государства как важного
4)определение
народом своего внутреннего
№ 71 Внешняя политика государства: сущность, функции и методы осуществления
Внешняя
политика - это деятельность государства
и других политических институтов по
осуществлению своих интересов,
целей и потребностей на международной
арене. В современных государствах в зависимости
от принятых в них форм правления руководство
внешней политикой осуществляет либо
глава государства - президент (в президентских
и полупрезидентских республиках), монарх
(в абсолютных и дуалистических монархиях),
либо премьер-министр (в парламентских
республиках и парламентских монархиях).
Для проведения внешней политики во властных
структурах современных государств существуют
специальные органы - министерства иностранных
дел и соответствующие парламентские
комитеты. В случае возникновения спорных
ситуаций при осуществлении внешней политики,
например, ратификация международных
договоров и т.п., они разрешаются конституционными
судами или другими органами конституционного
или высшего судебного надзора. Главные
цели внешней политика: 1)обеспечение благоприятных
внешнеполитических условий для внутриполитического
курса;2)реализация внешнеполитических
задач, определяемых международными отношениями;
3)возрастание экономического и политического
могущества государства; укрепление его
международных позиций. В основе внешней
политики любого цивилизованного государства
лежат национальные интересы. Под ними
обычно подразумеваются интересы государства.
Основные национальные интересы (поддержание
безопасности, сохранение нерушимости
границ и це-~остности территорий, выгодная
внешняя торговля, активное участие в
международных делах, авторитет в мировом
сообществе) идентичны для подавляющего
большинства стран. Главным элементом
национального интереса государства считается
национальная безопасность. Специалисты
это понятие трактуют как защищенность
от внешних и внутренних угроз, устойчивость
к неблагоприятным воздействиям извне,
гарантия стабильного развития общества
и граждан. Национальная безопасность
может строиться на собственной силе,
компромиссной политике, защите со стороны
других государств. Решающую роль играет,
безусловно, фактор национальной мощи.
Обычно в нее включаются такие компоненты,
как географическое положение, природные
ресурсы, индустриальный потенциал, военно-технические
возможности, идейная сплоченность общества.
Функции внешней политики:1) Охранительная.
Связана с охраной и защитой прав и интересов
данной страны, а также ее граждан за ее
пределами.2) Экономическая. Способствует
эффективному функционированию экономики,
росту благосостояния общества, развитию
политической стабильности страны.3) Информационно-
Политические
средства: установление дипломатических
отношений между государствами;
подготовка и заключение двусторонних
или многосторонних договоров и
соглашений; официальные визиты глав
государств и правительств и др.
2) Экономические средства: эмбарго;
режим наибольшего
№ 72. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Глобальные
проблемы - это совокупность жизненно
важных проблем, от решения которых
зависит дальнейший социальный прогресс
человечества в целом. Это совокупность
наиболее острых мировых проблем, решение
которых требует массового