Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

конспекты по политологии.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

  Для органов судебной власти характерным  есть то, что судьи избираются бессрочно.

  Особое, отделенное место от судебной системы  имеет Конституционный Суд Украины - единый орган конституционной юрисдикции в Украине, который отличается от судов общей и специальной  компетенции.

  Особым  видом государственных органов, который не принадлежит ни к одному вида органов государственной власти, есть органы прокуратуры. На прокуратуру  Украины полагается поддержание  государственного обвинения в суде, надзор за соблюдением законов при  расследовании уголовных дел, а  также при применении других мероприятий  принудительного характера, связанных  с ограничением личной свободы граждан, обвиненных в тому или другому правонарушении, другие функции.

  Прокуратура Украины составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Украины.

  Особое  место в системе органов государственной  власти имеет Президент Украины, как единоличный орган в системе  органов государственной власти. Президент, безусловно, влияет на деятельность всей системы государственных органов  в Украине и, особенно, на организацию  и деятельность органов исполнительной власти, поскольку он лично их формирует. Основным методом такого влияния  является координация.

  Президентом Украины создается координационный  орган по вопросам национальной безопасности и обороны - Совет национальной безопасности и обороны Украины.

  №19. Сущность и структура политических систем общества

  Политическая  система общества -- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

  Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует  политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

  Понятие “система” означает в политологии  все действия и структуры, так  или иначе влияющие на процесс  принятия и осуществления политических решений.

  Любая система общества, в том числе  и политическая, представляет собой  целостное, упорядоченное множество  элементов, взаимодействие которых  порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая  система” позволяет более четко  понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться  во взаимосвязи и взаимозависимости  отражающих эти интересы политических явлений.

  Политическая  система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

  Структура политической системы:

  -- политическая организация общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные организации и объединения,  трудовые коллективы и т.п.;

  -- политическое сознание, характеризующее  психологические и идеологические  стороны политической власти  и политической системы;

  -- социально-политические и правовые  нормы, регулирующие политическую  жизнь общества и процесс осуществления  политической власти;

  -- политические отношения, складывающиеся  между элементами системы по  поводу политической власти;

  -- политическая практика, состоящая  из политической деятельности  и совокупного политического  опыта.

  Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

  № 21. Типология политических систем

  Категория политической системы выполняет  в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет  выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой -- представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

  В зависимости от характера господствующего  политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными  и тоталитарными.

  Характерные черты политической системы демократического типа:

  -- правление большинства;

  -- свобода критики и оппозиции  правительству;

  -- защита меньшинства и, в свою  очередь, его лояльность политическому  сообществу;

  -- право народа на участие в  решении государственных дел;  уважение и охрана права человека.

  Характерные черты авторитарной политической системы:

  -- использование сильных, жестких  средств решения социальных и  политических проблем, опора на  репрессивные органы в деятельности;

  --ограничение  политических свобод граждан,  подавление оппозиции;

  -- централизация управления, подавление  региональной и личностной автономии;

  -- сосредоточение функций управления  обществом в одном лице или  узком социальном слое.

  Характерные черты тоталитарной политической системы:

  -- отрицание или значительное ограничение  прав и свобод личности, установление  жесткого контроля государства  над всеми сторонами жизни  общества;

  -- стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

  -- ломка всесильным политическим  механизмом автономии всех общественных  отношений;

  -- радикальное ограничение инициативы  индивида, его полная зависимость  от государственной машины в  решении практически всех политических  проблем. 

  № 22. Структура политической системы  Украины

  Политическая  система современной Украины  ведёт отсчёт от выборов в Верховный  Совет 1990 г. на основе нового избирательного закона, подорвавшего монопольное положение  КПУ в стране. Она включает в  себя как элементы советской тоталитарной, так и некоторые структуры  демократических систем.

  Сегодня в Украине, как и других странах  СНГ, стоят задачи демократизации политической системы. Они включают в себя прежде всего, решение следующих задач: 1)разгосударствление экономики; 2)отказ государства от вмешательства в социальную и личную жизнь; 3)создание механизма обеспечения экономических, социальных и гражданских прав человека; 4)строительство демократического государства, в основе которого принципы: разделение властей, равенство всех граждан перед законом; 5)перестройка внешней политики на основе принципов равной оборонной достаточности, баланса интересов; 6)формирование демократической политической культуры, преодоление узости классового подхода к политике, группового эгоизма; 7)формирование престижа политики и власти в общественном с0знании; уважения граждан к закону, авторитета закона и власти. Процесс демократизации политической системы проходит весьма противоречиво. Это связано как с объективными, так и с субъективными трудностями, противоречиями, недостатками. Прежде всего следует отметить неблагоприятные экономические условия политической реформы. К ним относятся: 1)сокращение экспорта и импорта, нарушение хозяйственных

  связей  в результате распада единого  народнохозяйственного комплекса; 2)зависимость экономики от военно-промышленного  комплекса, кризис кредитно-денежной системы  и др. Естественно, что в этих условиях трудно обеспечить государству реализацию прав человека, разгосударствление экономики. Ведь экономические условия порождают  социальные противоречия. Последние выражаются в росте национализма в политике, политическом противостоянии различных социальных сил. Явно обозначилось стремление предпринимателей добиваться своих экономических интересов за счёт интересов народа. Среди субъективных препятствий на пути демократизации политической системы в Украине (как и других странах СНГ) можно назвать сохранившиеся элементы тоталитарного мышления в массовом сознании (низкий авторитет закона, политическая пассивность); авторитарный стиль руководства, выражающийся в стремлении динамиичного принятия решений, в игнорировании гласности; низкая политическая культура. Процесс реформирования политической системы Украины всё еще далек от завершения.

  № 24. Тоталитаризм: идейные истоки, социальные предпосылки, основные методы

  Тоталитаризм  как тип политической системы  возник в ХХ в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В неполитическом знании этот термин издавна использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения

  Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме  как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в  Италии, но и политический строй  в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие в  последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях  идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические  исследования по проблемам тоталитаризма - работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и

  автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы. Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную базе реальных, Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и других мыслителей. Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концепции имеют общую логику. Как отмечал Н. А. Бердяев, первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя - утопии - играют огромную роль в истории.

  Большей части осуществимы, но непременно в  извращенной форме. В тоталитарной модели привлекательная утопия отождествляется с абсолютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальные теории и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей - либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, к другим социальным идеям начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве чего вырастает тоталитарное стремление к «математически совершенной жизни Единого Государства», к «математически безошибочному счастью». Претензия на монопольное обладание истиной обусловливает в конечном счете историческую обреченность тоталитаризма, его невосприимчивость к идем и требованиям, не укладывающимся в рамки официальных догм. Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя примерно такова. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью экономического и социального планирования. Общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это - индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством; этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн: массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональны общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально- экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев. 
 
 

  № 28. Понятие демократии, основные принципы и ценности демократии

  Понятие и основные принципы демократии.

  Демократия  как форма государства возможна в странах с демократическим  режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ

  Основными принципами демократии являются:

  1) политическая свобода - свобода  выбора общественного строя и  формы правления, право народа  определять и изменять конституционный  строй (ст. 5

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"