Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзамеционные вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

конспекты по политологии.docx

— 106.88 Кб (Скачать)

  Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

  2) равноправие граждан - означает  равенство всех перед законом,  равную ответственность за совершенное  правонарушение, право на равную  защиту перед судом. Соблюдение  равноправия гарантируется: не  может быть привилегий или  ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных  и иных убеждений, пола, этнического  и социального происхождения,  имущественного положения, места  жительства, по языковым и иным  признакам. Важнейший аспект равноправия -- равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

  3) выборность органов государства  и постоянный контакт с ними  населения - предполагает формирование  органов власти и местного  самоуправления путем народного  волеизъявления, обеспечивает их  сменяемость, подконтрольность и  взаимоконтроль, равную возможность  каждого реализовать свои избирательные  права. В демократическом государстве  одни и те же люди не должны  длительное время беспрерывно  занимать должности в органах  власти: это вызывает недоверие  граждан, приводит к утрате  легитимности этих органов;

  4) разделение властей - означает  взаимозависимость и взаимное  ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для  превращения власти в средство  подавления свободы и равенства;

  5) принятие решений по воле большинства  при обязательном соблюдении  прав меньшинства - означает сочетание  воли большинства с гарантиями  прав личности, находящейся в  меньшинстве - этническом, религиозном,  политическом; отсутствие дискриминации,  подавления прав личности, не  состоящей в большинстве при  принятии решений;

  6) плюрализм - означает многообразие  общественных явлений, расширяет  круг политического выбора, предполагает  не только плюрализм мнений, но  и политический плюрализм - множественность  партий, общественных объединений  и т.п. с различными программами  и уставами, действующими в рамках  конституции. Демократия возможна  в том случае, когда в ее  основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм  является обязательно демократическим.  Только в совокупности с другими  принципами плюрализм приобретает  универсальное значение для современной  демократии.

  № 29. Сущность государства и основные концепции его происхождения

  Определение природы и сущности государства  представляет собой весьма трудную  задачу политической науки ввиду  многогранности и сложности данного  социального образования.

  Государство -- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

  При рассмотрении сущности государства  важно учитывать, во-первых, что любое  государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

  В изучении сущности государства можно  выделить несколько подходов:

  1) классовый, в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: главным образом как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как правило, отходят на второй план;

  2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль государства уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при преимущественном применении такого метода, как компромисс.

  Наряду  с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и  расовый, и иные подходы в понимании  сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

  Государство -- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

  Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным, ибо этнографическая  и историческая науки дают все  новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются  различные причины возникновения  государства: в теологической -- Божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики  человека; в органической -- биологические  факторы; в материалистической--социально-экономические факторы; в теории насилия -- военно-политические факторы и т.д.

  В литературе выделяются и некоторые  другие условия, влияющие на образование  государства: географические, этнические, демографические, информационные и  иные.

  Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как  результат усложнения, прежде всего  социально-экономической жизни, как  инструмент упорядочения совместного  удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных  личностей.

  Формирование  государства -- длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.

  На  Востоке наибольшее распространение  получила такая форма возникновения  государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми  оказались социально-экономические  структуры родового строя -- земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

  По  другому историческому пути шел  процесс в Афинах и Риме, где  рабовладельческое государство  возникло в результате появления  частной собственности и раскола  общества на классы.

  Афины -- это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.

  В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев  против римской родовой аристократии (патрициев).

  Возникновение древнегерманского государства  в значительной степени связано  с завоеванием обширных чужих  территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые  другие'государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности -- закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками -- знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

  №30. Понятие и признаки государства

  Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

  Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство”  обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство  понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

  Примерно  до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

  Четкое  разграничение государства и  общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями  либерализма. В них эти понятия  разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально  в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем  для защиты своей безопасности и  естественных прав договорным путем  создали специальный орган -- государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

  Внутренние  функции: Охранительная.

  Экономическая.

  Социальная.

  Культурно-воспитательная.

  Природоохранительная.

  Внешние функции:

  Защита  государства от вооруженных нападений  других государств.

  Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических  и культурных связей.

  Борьба  с международной преступностью.

  Участие в международной охране окружающей Среды.Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

  Внешние функции:

  Функция защиты из вне:

  Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

  Функция сотрудничества с другими странами:

  В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

  Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"