Психология власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Сведения о власти содержат политология, социология, философия, литература, история и многие другие науки. Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности. Обращает на себя внимание то, что имеющиеся исследования посвящены лишь тем или иным частным случаям проявления власти. Для понимания психологической природы власти требуется тщательно обоснованное обобщение самых разных сведений о ее природе.

Оглавление

Введение

Тема 1.
Теории власти в политической философии

Тема 2.
Определение власти в политической философии

Тема 3.
Теории власти в отечественной политологии

Тема 4.
Психофизиологическая концепция власти

Тема 5.
Общая теория власти «кратология»

Тема 6.
Власть как психологическое явление

Тема 7.
Мотивация власти в политической психологии

Тема 8.
Трехмерная структура носителей власти. Система отношений носителей власти в политической психологии

Тема 9.
Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности

Тема 10.
Системно-психологическое описание принципов власти. Эффективность власти

Тема 11.
Формы измерений и анализ власти. Системное описание форм проявления власти

Тема 12.
Восприятия и понимание власти

Тема 13.
Системно-психологическое описание власти. Психология власти

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Конфисахор А.Г. Психология власти.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

6. Плутократия – власть  имеющих над неимеющими. Общественное  мнение вынуждает плутократов  избегать явных и открытых  попыток завоевать политическую власть. Но влияние плутократов на политические процессы, происходящие в обществе, очень велико. Наиболее известные методы – лоббирование интересов банкиров, промышленников, представителей ВПК. Финансовую поддержку на выборах своим кандидатам обеспечивают плутократы. И вполне можно представить ситуацию, при которой перед выборами главы города или губернатора директор завода, не поддерживающий их, отправляет всех своих работников в количестве 30 тыс. человек в неоплачиваемый отпуск на 2 месяца. И объясняет этот шаг тем, что администрация города (области) не оплатила по договорам за выполненные работы и произведенные товары (так это на самом деле или нет, никто и не узнает). Можно заранее представить, как проголосуют люди, оставшиеся без средств к существованию. Власть плутократов (особенно в наших условиях) чрезвычайно велика, хотя и проявляется достаточно часто в неявной, скрытой форме.

 

7. Партократия – власть  организованных над неорганизованными.  Политические партии являются  носителями моделей устройства  власти, и избежать партийности,  самого факта появления и существования  партий, их влияния на жизнь  общества невозможно. Эти структуры  берут на себя такие функции, как проектирование механизмов власти, производство их и эксплуатацию. Отношения к политическим партиям простираются от полнейшего пренебрежения ими до абсолютного почитания. Сейчас в России отношение к партиям пренебрежительное. Это пренебрежение может дорого стоить для общества в целом и для каждого человека. Можно для примера рассмотреть недавнюю историю КПСС: 18 с небольшим млн членов партии и население СССР около 260 млн человек. Партия правила страной более 70 лет.

 

8. Райтократия – власть пишущих над читающими. В настоящее время общество перешло из века постиндустриального в информационный. Вся информационная среда, в которой находится человек, является на 100% искусственной. Люди знают и понимают только то, что было заранее подготовлено и предъявлено им райтократами. Это же положение относится и к политическим лидерам. Они также находятся во власти райтократов, используя ту информацию и те сведения, которые подготовили для них райтократы. В книге «Введение в политическую психологию» А.И. Юрьев описал механизмы искажения информации райтократами, в результате чего становится возможной полная дезориентация субъектов и объектов власти.

 

Рассматривая психологические  функции власти, А.И.Юрьев отмечает: психологическая природа власти такова, что субъект власти (как и объект) живет в условиях одновременного и совместного воздействия на него разнородных ее факторов. В политике может казаться, что бесспорной властью обладает, например, только партократия. Но это лишь одна система власти, которая является ведущей за счет ее экстремальных параметров, сосредоточивших на ней внимание. В одно и тоже время человек находится в поле власти бюрократии, наукократии, райтократии и прочих носителей власти, действующих в тени преобладающего влияния партократии.

 

Одновременно и совместно  действующие на человека механизмы  власти представляют собой целостную  систему, внутри которой идет непрерывное  взаимодействие составляющих ее элементов. Характер их взаимодействия определяет закон независимости существования и взаимозависимости влияния. Усиление какого-либо одного носителя власти не сопровождается уничтожением других носителей, невозможно уничтожить любой другой элемент системы власти.

 

Сосуществование различных  носителей власти между собой  представляет сложнейшее психолого-политическое явление. Сосуществуя, носители власти вступают в различные отношения, простирающиеся от попыток взаимного уничтожения до слияния. Восемь сосуществующих носителей власти находятся в постоянном движении относительно друг друга, используя для этого пять возможных видов отношений – гегемонизм, вотум, блок, консенсус и оппозицию.

 

1. Гегемонизм – навязывание  взглядов, политических установок,  политики одним субъектом власти  другому. Он возможен в отношениях  между людьми, политическими организациями и общественными движениями, народами и государствами. В основе гегемонизма – идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, народов, наций, о праве элиты диктовать свою волю «низшим». Гегемонизм опирается на психологию принуждения – организацию быстрого и точного исполнения стереотипных действий партнера на основе общепринятых указаний, традиций, уставов и других нормативов поведения. Целью принуждения является безусловное выполнение указаний носителя власти, независимо от установки других носителей власти или объектов власти.

 

2. Вотум – решение,  мнение, выраженное в форме голосования.  Например, вотум доверия или вотум  недоверия – выражение парламентом  одобрения или неодобрения деятельностью  правительства. Отношения доверия  или недоверия могут иметь как официальный, так и неофициальный характер. Вотум основывается на механизмах суггестивного воздействия – бесконтрольного со стороны партнера проникновения в его психику и реализация замысла носителя власти в виде новых поступков, мотивов, установок партнера.

 

3. Блок – соглашение, объединение государств, политических  партий, общественных организаций  для совместных действий, достижения  общих политических целей. Блок  – явление временное и существует  только до момента достижения  промежуточной цели противодействия противостоящему носителю власти. Блок может быть создан в случае пересечения целей и задач нескольких носителей власти. Блок опирается на психологию убеждения – целенаправленное и систематическое воздействие на развитие партнера с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений. Целью убеждения является создание у объекта власти фиксированной нравственной установки на его причастность к конкретной политической цели, ответственности за ее достижение.

 

4. Консенсус – метод  разработки и принятия решений,  а также международных договоров,  документов, при котором обсуждаемое  положение не ставится на голосование,  а принимается согласованием.  Под согласованием понимается  положение, при котором участвующее в переговорах государство, даже если оно не согласно с тем или иным положением, тем не менее, не возражает против принятия документа в целом в интересах сотрудничества. Консенсус предполагает метод доказательства – приведение поступков человека в соответствие с действительностью на основе знания фактов, понятий, в которых отражены закономерности природы и общества.

 

5. Оппозиция – в  политике: а) противопоставление  своей политики другой политике, б) выступление против мнения  большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах, декларирующих свою приверженность демократическим процедурам. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (формулирующая содержательные, деловые предложения) и деструктивная (разрушительная). Оппозиция широко применяет психологию изменения состояния партнеров – комплексное использование психологических средств с целью устранения или ослабления нежелательного для носителя власти отношения партнера к себе, своему состоянию и окружающей среде.

 

А.И.Юрьев сводит в  единую таблицу носители власти и  возможные типы отношений. Он отмечает, что в структуре системы целостной  власти каждая клетка репертуарной решетки 1) имеет свое психологическое содержание, т. е., например, установление консенсуса партократии с бюрократией или плутократией предполагает различные процедуры, формы и содержание, и 2) политика естественным или искусственным образом заполняет все 40 клеток репертуарной решетки (табл. 4). Если носители власти по каким-либо причинам оставляют пустыми некоторые клетки, то отношения в этих клетках все равно возникают естественным образом, но становятся неуправляемыми и неожиданными для субъектов власти.

 

 

Таблица 4. Система типов отношений между носителями власти

(по: Юрьев А.И., 1996)

 

 

Носитель власти

 Тип отношения

 

 

 

Гегемонизм

 

 

 Вотум

 Блок

 Консенсус

 Оппозиция

 

 

 

Бюрократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Наукократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Технократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Автократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Плутократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Партократия

 

 

 

 

 

 

 

 

Райтократия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одновременно и совместно  один носитель власти вступает в отношения  с остальными семью носителями власти. В каждом отдельном случае он обнаруживает способность быть адекватно  разнообразным, используя все пять форм отношений  с ними: консенсуса – с одними, блока – с другими, оппозиции – с третьими, гегемонизма – с четвертыми, вотума – с пятыми. Это соответствует модели репертуарной решетки, клетки которой определяют психологические механизмы различных типов отношений носителей власти.

 

Построение системно-психологического описания власти основывается на материалах, наработанных А.И.Юрьевым, преподавателями и сотрудниками кафедры политической психологии СПбГУ, и продолжают серию теоретических и экспериментальных разработок понимания всей сложности и многогранности категории «власть».

 

Рассмотренная система  отношений носителей власти требует  дополнительного научного анализа  и экспериментального исследования, так как сложившиеся отношения  оказывают чрезвычайно большое  влияние на политическую жизнь всей страны.

 

В политике как системе политических явлений, объединенных целевой функцией достижения власти и включающей в себя носителей власти, необходимо рассмотреть их многозначные отношения (взаимопересечения, взаимоприкосновения, взаимоисключения и т.д.) с использованием пяти возможных типов взаимодействия – гегемонизма, вотума, блока, консенсуса и оппозиции. Рассмотрение различных типов в системе отношений носителей власти необходимо проводить в виде трехмерной матрицы (в другом представлении – в форме куба).

 

Координаты x, y соответствуют 8 типам носителей власти. Обозначим их следующим образом: 1) бюрократия; 2) наукократия; 3) технократия; 4) демократия; 5) автократия; 6) плутократия;                        7) партократия; 8) райтократия. В первоначальном виде получается двумерная матрица, образующая 56 типов возможных связей между носителями власти (8  ×  8  =  64 (минус 8) = 56) (табл. 5).

 

 

 

Таблица 5. Двумерная система  связей носителей власти

 

 

 

Носитель власти

 Бюро-кратия

 Науко-кратия

 Технократия

 Демо-кратия

 Авто-кратия

 Плутократия

 Партократия

 Райто-кратия

 

Бюро- кратия

*

 

 

 

 

 

 

 

 

Науко-

 

кратия

 

*

 

 

 

 

 

 

 

Техно-

 

кратия

 

 

*

 

 

 

 

 

 

Демо-

 

кратия

 

 

 

*

 

 

 

 

 

Авто-

 

кратия

 

 

 

 

*

 

 

 

 

Плуто-

 

кратия

 

 

 

 

 

*

 

 

 

Парто-

 

кратия

 

 

 

 

 

 

*

 

 

Райто-

 

кратия

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

Третье измерение (z) составляют пять возможных видов отношений: а – гегемонизм; б – вотум; в – блок; г – консенсус; д  – оппозиция. Анализ отношений носителей власти надо проводить на основании трехмерной структуры (куба), имеющей 280 типов отношений (56 × 5 = 280), которые необходимо выявить, определить и описать (рис. 3).

 

 

 

     

 

 

                                                                                                     у

 

 

 

            z

 

 

 

     

 

 

 

         д –

 

          г –

 

          в –

 

          б –

 

          а – 

 

                    

 

                         

 

                       

 

 

 

          

 

                                                                   x

 

 

Рис. 3. Трехмерная структура  описания носителей власти.

 

 

Например, обозначение  «1 – 2 – в» соответствует отношениям блока между бюрократией и  наукократией. Необходимо рассматривать психологические механизмы, обеспечивающие складывающиеся отношения, каким образом происходит достижение блока бюрократии с наукократией, что происходит и какие последствия это может иметь.

 

При описании взаимодействия носителей власти, кроме отношений между носителями власти, необходимо учитывать и то, в какие типы отношений они вступают. Предложенная трехмерная структура позволяет определить тот политический эффект, который получается в результате вхождения носителей власти в определенные отношения. Например, рвущаяся к власти плутократия для формирования необходимого для себя общественного мнения вступает в «блок» с райтократами и газеты начинают публиковать заказные материалы, формирующие необходимое для них общественное мнение.

 

Отношения носителей власти чрезвычайно сложны, многообразны, не исчерпываются только приведенными однонаправленными связями, оказывают влияние и определяют политическую жизнь России. Приведем несколько примеров.

 

«7 в 8 = д 7». Эта запись отражает ситуацию конца 1980 – начала 1990-х. годов, когда одни представители партократии (в лице демократов) вошла в блок с райтократией с целью создания оппозиции партократии (в лице КПСС).

Информация о работе Психология власти