Психология власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Сведения о власти содержат политология, социология, философия, литература, история и многие другие науки. Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности. Обращает на себя внимание то, что имеющиеся исследования посвящены лишь тем или иным частным случаям проявления власти. Для понимания психологической природы власти требуется тщательно обоснованное обобщение самых разных сведений о ее природе.

Оглавление

Введение

Тема 1.
Теории власти в политической философии

Тема 2.
Определение власти в политической философии

Тема 3.
Теории власти в отечественной политологии

Тема 4.
Психофизиологическая концепция власти

Тема 5.
Общая теория власти «кратология»

Тема 6.
Власть как психологическое явление

Тема 7.
Мотивация власти в политической психологии

Тема 8.
Трехмерная структура носителей власти. Система отношений носителей власти в политической психологии

Тема 9.
Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности

Тема 10.
Системно-психологическое описание принципов власти. Эффективность власти

Тема 11.
Формы измерений и анализ власти. Системное описание форм проявления власти

Тема 12.
Восприятия и понимание власти

Тема 13.
Системно-психологическое описание власти. Психология власти

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Конфисахор А.Г. Психология власти.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

Антропологический подход (Вебер М., Саутхолл А. и др.) имеет  некоторые общие черты с биологическим  подходом. Если сторонники биологического подхода распространяют понятие  власти на все живые образования, то в антропологическом подходе распространение власти происходит на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются политическими, и на этом основании говорится о существовании политической власти во всяком обществе. При этом подходе носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.

 

Психологический подход (Вятр Е., Егорова Е.В., Крамник В.В., Юрьев А.И. и др.) исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения и непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия. Власть понимается и как общественное, и как психологическое явление. В качестве общественного явления она подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, и исходит из процесса общественного развития. Как психологическое явление власть существует в сфере переживаний и восприятий личности. Восприятие власти зависит от сложных, формируемых как под воздействием общества, его экономики и культуры, так и под воздействием всего уклада жизни, черт личности людей, над которыми власть осуществляется.

 

Социологический подход (Бурдье П., Вятр Е., Шестопал Е.Б. и др.) состоит в сведении власти к политическому  влиянию одной социальной группы на другую. В его рамках выделяются следующие направления исследований:

 

1) бихевиористское –  власть является особым типом  поведения, основанным на возможности  изменения поведения других людей;

 

2) телеологическое –  власть толкуется как достижение  определенных целей, получение  намеченных результатов;

 

3) инструменталистское  – власть трактуется как возможность  использования определенных средств,  в том числе насилия;

 

4) структуралистическое  – характеризует власть как  особого рода отношение между  управляющим и управляемым;

 

5) функционалистское  – рассматривает власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

 

6) конфликтологическое  – определяет власть с точки  зрения форм и методов разрешения  политических конфликтов.

 

Философский подход (Гаджиев  К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов  А.В. и др.) во многом включает и объединяет в себе вышеуказанные подходы. С его позиций власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Философский подход включает в себя следующие положения:

 

– власть – категория  общественная, это волевое отношение  между людьми;

 

– истоки власти лежат  в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических  отношений;

 

– политическая власть является особой разновидностью власти, одним  из ее наиболее важных элементов;

 

– сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы;

 

– ядром политической власти служит власть государственная, определенным образом организованная и закрепленная в правовых и иных социальных нормах.

 

В философских концепциях, рассматривающих проблемы власти, используется определенный категориальный аппарат, содержащий такие понятия, как этос власти, диспозиции, санкции, условия  действия и градиенты власти.

 

Этос власти определяет поле руководящих начал, правил, образцов и эталонов, регулирующих поведение для обеспечения совместной жизни на основе механизмов убеждения, подавления и волевых решений, которые вытекают из чьих-либо интересов, проводятся ради них, служат для отстаивания их и им отвечают.

 

Определенность ценностей  и норм власти задается диспозициями, санкциями, условиями действия и  градиентами власти.

 

Под диспозициями понимается множество предписаний, инструкций, указаний, запретов, определяющих способ деятельности через систему «что делать» и «чего не делать». Санкции  выполняют репрессивную функцию  и обеспечивают осуществимость диспозиций, защищают деятельность от нежелательных эффектов; способствуют режиму, непрерывности и сбалансированности властно-политических отношений. Условия действия определяют обстоятельства реализации правовых и морально-этических норм, гуманитарных ценностей. Градиенты власти сводят власть к системе преимуществ, предоставляющих дополнительные степени свободы, дающие право одним (субъектам власти) влиять на самоутверждение других.

 

Цель власти состоит  в том, чтобы посредством прямого  или косвенного воздействия, объединения  или разъединения людей: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовывать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, его совершенствованию и прогрессу.

 

Средством власти выступает  весь арсенал тактики – от администрирования, устрашения до применения силы для подавления возможного противостояния субъекта власти и его объекта – народа. Субъект власти заинтересован в наращивании и продлении господства, в то время как объект  власти жаждет увеличения свободы, стремится к независимости, достоинству и достатку. В истории любого государства настает момент, когда население перестает санкционировать власть, в результате чего она утрачивает почву для своего существования. Понимание зависимости субъекта власти от поддержки народа определяет необходимость балансировки в условиях оппозиции субъекта и объекта власти: искусство власти – в умении быстро и гибко реагировать на запросы масс. В литературе этот аспект рассматривается как «баланс власти». Данное положение является определяющим, например, при проведении избирательной кампании. Только тот политик может рассчитывать на победу, кто первым поймет запросы людей, их потребности и ожидания, сумеет показать и доказать то, что он и только он сможет их удовлетворить. Примеров этому предостаточно, можно вспомнить выборы губернатора Санкт-Петербурга летом 1996 г., в которых победа досталась тому, кто первым смог отреагировать и практическими делами удовлетворить запросы людей.

 

В философской, психологической, социологической и политологической литературе проводится структурный анализ категории «власть», выявляющий следующие аспекты:

 

– социальный аспект. Власть есть силовое отношение, выражающее реальное доминирование. Власть означает способность проявлять свободу  действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении объектов власти создает определенную систему ущемлений;

 

– психологический аспект. Власть есть отношение лидерства, оно  устанавливается в межличностном  взаимоотношении и взаимодействии, при котором обосабливаются ведущая и ведомая стороны, субъект и объект власти;

 

– гносеологический аспект. Власть есть целенаправленный способ проявления и реализации знаний. Основой  власти служат знание и воля. В знании проявляется сознательный расчет действий и всех возможных последствий в заданных обстоятельствах. В воле оформляется жесткая подчиненность действий целям, целеустремленность и настойчивость. Знание и воля являются непременными атрибутами власти. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью и обоснованностью, а воля обеспечивает необходимую для достижения поставленных целей активность;

 

– организационный аспект. Власть есть ресурс, воплощающийся  в наращивании порядка, уровня организации, организованности и регламентации  жизни по всем параметрам. Порядок сковывает творчество и инициативу людей. Инициатива, не утвержденная властью, ищет собственные обходные пути, не получая на это санкции власти;

 

– политический аспект. Власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения вещей или его изменение.

 

Для власти необходимо рассмотрение проблемы морали, которая может определяться естественноисторической обоснованностью  и пониманием морали на уровне человека и общества, традициями, воспитанием, историей.

 

 

 

К о н т р о  л ь н ы е   в о п  р о с ы

 

 

 

1. Перечислите и дайте  характеристики основным подходам  к рассмотрению власти в политологии.

 

2. Перечислите и дайте  характеристики аспектов власти.

 

3. Дайте определения  санкциям, условиям действия, градиентам, целям и средствам власти.

 

 

 

Тема 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ

 

 

В научной литературе представлено достаточно большое количество работ, рассматривающих как естественные, общественные основания политических отношений, так и врожденные основания власти (Вассоевич А.Л., 1998, Кайтуков В.М., 1995, Лассуэлл Дж., 1960 и др.).

 

А.Л. Вассоевич для  объяснения категории власть использует древнеегипетское «баи» (b’.w), переводимое как душа или проявление. Автор отмечает, что в психофизиологическом аспекте базовая для политической психологии категория «власть» непосредственно связана с «баи», ибо сила гипнотического воздействия на человека определяется силой «баи». Исследуя транслитерацию этого термина, А.Л. Вассоевич пишет, что многими «баи» (b’.w – форма существительного b’ во множественном числе), т.е. огромной силой и степенью гипнотического воздействия на других, обладал фараон. Древние египтяне изображали «баи» в виде птицы с головой человека, ибо, по египетским представлениям, это то, что вылетает из человека.

 

В психофизиологической теории власти В.М. Кайтукова в качестве базовой категории выступает  «диктат». В основу концепции заложена идея о том, что объективный анализ истории возможен только в том случае, если он базируется на таких сторонах и чертах истории, которые обладают хронологической, региональной, субъективной инвариантностью, т. е. постоянством, неизменностью во времени, независимостью от исторического времени и места событий. Такими чертами являются:

 

– психофизиологические детерминанты поведения индивидов  и социальных групп;

 

– наличие в любых  группах с любой внутренней организацией структуры соподчинения, подавления, диктата воли и соответственно наличие субгрупп и индивидов с различным отношением (объективным и субъективным) к этой структуре диктата и ее носителю;

 

– инвариантность указанных  сторон человеческой цивилизации.

 

В концепции диктата  одним из основных является положение, согласно которому три вышеупомянутых инварианта представляют собой три органичных компонента одной стратегии, определяющей конкретные исторические события. Эволюционируя внешне, системы диктата существуют и определяются особенностями психофизиологии, психофизиологическим генотипом людей, теми чертами психики, которые стереотипны для большинства людей. Действия человека обусловливаются факторами внешнего, объективного и внутреннего, интроспективного плана.

 

Факторы внешнего, объективного плана являются принципиально вариативными. Вариативность факторов служит основополагающей для сути и понимания эволюции. Совокупность внутреннего, интроспективного плана в значительной степени инвариантна хронологически. Те компоненты этой совокупности, которые эволюционируют, также оказываются принципиально инвариантными, а эволюционируют лишь внешние, формальные, конструктивные черты их компонентов. Внешние факторы – это совокупность геологических условий обитания, уровня технологии, декларируемой телеологической цели развития, факторы, определяющие особенности биологии индивидуумов, населяющих ареал. Изменение внешних факторов в ряде случаев может стать инициирующей основой исторических событий. Но и в этом случае вариации объективных факторов преломляются в истории общества через призму поступков и мотиваций человека, социальной группы, этноса. Интроспективные факторы-детерминанты исторической деятельности людей включают в себя:

 

1) факторы, связанные  с физиологическими потребностями:  голод, сексуальные желания, иные  инстинкты;

 

2) факторы, связанные со структурой психологического генотипа, совокупностью мотиваций и установок, как врожденных, так и приобретенных;

 

3) факторы, связанные  с приобретенными социально-этническими  установками, непосредственно определяемыми  как в позитивном, так и в негативном смысле социально-политическими институтами;

 

4) интроспективно отраженную  в психике систему диктата  во всех формах – от табу  различных форм в зависимости  от традиций, норм, установок, уровня  культуры до государственных  систем.

 

В.М. Кайтуков отмечает, что инвариантом истории является необходимое наличие в социуме структуры соподчинения, подавления, системы диктата, неизменной по сути – принуждающей человека, этнос, группу, нацию в целом к вполне определенному образу жизни, к конформизму мышления, поведения, к ограничению физической и духовной свободы.

 

Комплекс интроспективных  средств разделяется на две группы.

 

1. Средства запретительного,  ограничительного характера. Они  включают в себя те аспекты  интроспективного подавления, которые  вводятся в сознание людей в виде различного рода запретов – от морального табу до государственных доктрин и определяют вследствие этого комплекс наказаний – от общественного и индивидуального неприятия, непризнания и ограничения материальной обеспеченности до полного комплекса физических мер подавления – изоляции и физической смерти.

 

2. Средства поощрительного, позитивного плана. В виде интроспективных  канонов, определяющих совокупность  установок и мотиваций, они  обеспечивают конформизм духовной  жизни человека, общества и социума, который лежит в основе устойчивости конкретной формы диктата. Эта группа методов воздействует на изменение как психологического типа человека, так и его поведения в желаемую сторону с помощью позитивных методов воздействия.

 

Некоторые исследователи полагают, что позитивные методы воздействия зачастую являются значительно более эффективными, чем негативные. С этим утверждением можно согласиться, если рассматривать источники власти и методы воздействия на сознание человека. Рассматривая группы средств воздействия, В.М.Кайтуков выделил и остановился только на двух источниках власти – принуждения и вознаграждения. В политической психологии принят более полный список источников власти, который будет рассмотрен ниже.

 

В.М.Кайтуков предложил  собственную трактовку ряда традиционных терминов в несколько измененной форме. Нам интересны эти определения для более полного и всестороннего понимания психофизиологической концепции и как еще один аспект рассмотрения власти.

Информация о работе Психология власти