Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:10, реферат
Работа менеджера сводится к тому, что он заставляет других делать что-то и так, как он этого хочет. Поэтому первостепенное значение здесь имеет эффективное использование статуса лидера, влияние и власти.
Еще в XVII веке Н. Макиавелли в своей работе «Принц» указывал, что власть и манипулирование ею являются рычагами управления государством.
Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.
ВВЕДЕНИЕ
«Жизнь – это игра, конечной целью которой является власть».
Работа менеджера сводится
к тому, что он заставляет других
делать что-то и так, как он этого
хочет. Поэтому первостепенное значение
здесь имеет эффективное
Еще в XVII веке Н.
Макиавелли в своей работе
«Принц» указывал, что власть
и манипулирование ею являются
рычагами управления
Власть есть право,
которым обладает человек
Психологии власти посвящено грандиозное количество исследований. Ни одно политическое явление не привлекает к себе такого внимания и в тоже время ни одно из них не служит предметом такого тотального умолчания, как политическая власть.
Сведения о власти содержат политология, социология, философия, литература, история и многие другие науки. Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности.
Для понимания психологической
природы власти требуется тщательно
обоснованное обобщение самых разных
сведений о ее природе. В качестве
инструмента такого обобщения наиболее
эффективным сегодня
В настоящее время самый
полный анализ учений о власти, разработанных
в рамках современной западной философии,
психологии, политологии, социологии и
культурологии, дан в книге «Власть:
Очерки современной политической философии
Запада», на которую ссылаются практически
все отечественные
В современной западной политической философии анализ категорий власти ведется по пяти направлениям.
Власть изучается как: 1) характеристика индивида; 2) межперсональная конструкция; 3) ресурс; 4) причинная конструкция; 5) философская категория [2].
Каждый из этих аспектов
иллюстрирует те или иные стороны
понятия «власть», а взятые вместе
(в совокупности) они дают целостное
представление о категории
1. Рассмотрение власти
в качестве персонального
2. Понимание власти как
межперсональной конструкции
3. Власть как ресурс
опирается на понятие «
4. Власть как асимметричный
причинный феномен явилась
– немалое сходство между причинностью и властью (и та и другая характеризуют отношения между индивидами и являются асимметричными);
– возможность избежать тавтологии в определениях, свойственной ресурсному подходу;
– использование широкого диапазона эмпирических методов и статистических процедур;
– акцентирование потенциальности власти. Например, «он может причинить» – потенциальная власть, «он причинит» – предсказуемая власть, «он причинил» – актуализированная (реальная) власть.
5. Рассмотрение власти
с философской точки зрения
наиболее дифференцированно:
Анализируя теории власти, разработанные в современной западной философии, необходимо отметить следующие характеристики и категории, служащие основой для выделения и обоснования вышеприведенных направлений.
Философское рассмотрение власти является наиболее общим, оно не затрагивает частных проявлений и благодаря мощному семантическому полю позволяет рассматривать ее на высоком уровне абстракции, избегая частных определений и понятий.
Стремление к власти заключается в преодолении, в том числе, если даже не в первую очередь, недостаточной приспособленности человека к жизни в окружающей среде. Примеров, доказывающих то, что власть есть характеристика индивида и заложена в самой природе человека, можно привести огромное количество. Изучение проблемы власти невозможно без применения системного метода описания. Власть пронизывает и все общество, и все формы взаимоотношений, она может проявляться как в явной, так и в неявной форме, иметь опосредованные и непосредственные формы. Для системного описания теорий власти нами используется подход, предложенный В.А.Ганзеном [1].
В.А.Ганзен отмечал, что для
структурирования и организации
больших массивов информации можно
воспользоваться идеей базисов.
Базис – множество знаковых объектов,
которые характеризуются
Энергия «Э» |
Информация «И» | |
СУБСТРАТ |
||
Время«В» |
Пространство «П» |
Схема 1. Графосимволическое представление общенаучного пентабазиса.
Мы достаточно подробно остановились на методе базисов потому, что основным методом в нашем исследовании категории «власть» является системный подход. Пять основных направлений изучения феномена власти можно разложить по элементам пентабазиса СПВЭИ следующим образом.
Власть как характеристика индивида представляет ее как данную от рождения, врожденную характеристику человека, при этом отмечается, что стремлением к власти обладает каждый человек. Эту концепцию можно соотнести с понятием времени в общенаучном пентабазисе СПВЭИ. Указанное расположение соответствует понятию индивида в антропологическом базисе, определяющем врожденные характеристики человека как индивида.
Власть как межперсональная категория соответствует понятию пространства (социального пространства, социума, общества).
Понимание власти как философской категории объединяет в себе все теории власти, рассматривает ее на другом, более высоком уровне абстракции.
Таким образом мы получаем системное описание теорий, рассматривающих феномен власти (схема 2).
Власть как причинная конструкция |
Власть как обладание информацией | |
ВЛАСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ |
||
Власть как характеристика индивида |
Власть как межперсональная конструкция |
Схема 2. Системное описание теорий власти, рассматриваемых в западной политической философии.
Необходимо отметить, что предложенное соотнесение теорий власти с элементами пентабазиса касается теорий власти, принятых в западной политической философии. Для исследования психологических механизмов власти нами будет использован иной вариант их базисного распределения, соответствующий методологическим и теоретическим основаниям политической психологии.
Таким образом, можно видеть,
что в настоящее время
Власть – это возможность влиять на поведение других [3; 44].
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. К. Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации, никогда лично не использовал такое средство, как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий 20-го столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию – фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
Большинство людей связывает власть с насилием, силой, агрессией. Такой взгляд на власть понять можно. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила – вовсе необязательный компонент власти. В действительности, мы скоро узнаем, что кулак, даже в бархатной перчатке, в некоторых обстоятельствах может скорее уменьшить, а не увеличить власть.
Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.
Напротив, авторитет в
большей мере персонифицирован
и имеет отношение к умению
человека добиваться
Известны примеры,
когда высокопоставленные
Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена она имеет 5 основных форм [5; 113]:
Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может причинить какие-то другие неприятности.