Психология власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Сведения о власти содержат политология, социология, философия, литература, история и многие другие науки. Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности. Обращает на себя внимание то, что имеющиеся исследования посвящены лишь тем или иным частным случаям проявления власти. Для понимания психологической природы власти требуется тщательно обоснованное обобщение самых разных сведений о ее природе.

Оглавление

Введение

Тема 1.
Теории власти в политической философии

Тема 2.
Определение власти в политической философии

Тема 3.
Теории власти в отечественной политологии

Тема 4.
Психофизиологическая концепция власти

Тема 5.
Общая теория власти «кратология»

Тема 6.
Власть как психологическое явление

Тема 7.
Мотивация власти в политической психологии

Тема 8.
Трехмерная структура носителей власти. Система отношений носителей власти в политической психологии

Тема 9.
Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности

Тема 10.
Системно-психологическое описание принципов власти. Эффективность власти

Тема 11.
Формы измерений и анализ власти. Системное описание форм проявления власти

Тема 12.
Восприятия и понимание власти

Тема 13.
Системно-психологическое описание власти. Психология власти

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Конфисахор А.Г. Психология власти.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

Энергия

 

«Э»

 

 Информация

 

«И»

 

 

 

СУБСТРАТ

 

 

 

 

Время

 

«В» 

 Пространство

 

«П»

 

 

 

Схема 1. Графосимволическое представление

 

общенаучного пентабазиса (по: Ганзен В.А., 1984)

 

 

 

Мы достаточно подробно остановились на методе базисов потому, что основным методом в нашем  исследовании категории «власть» является системный подход. Пять основных направлений изучения феномена власти можно разложить по элементам пентабазиса СПВЭИ следующим образом.

 

Власть как характеристика индивида представляет ее как данную от рождения, врожденную характеристику человека, при этом отмечается, что  стремлением к власти обладает каждый человек. Эту концепцию можно соотнести с понятием времени в общенаучном пентабазисе СПВЭИ. Указанное расположение соответствует понятию индивида в антропологическом базисе, определяющем врожденные характеристики человека как индивида.

 

Власть как причинная  конструкция выявляет, как было сказано  выше, потенциал власти и может  быть соотнесена с понятием энергии  в пентабазисе СПВЭИ.

 

Власть как межперсональная  категория соответствует понятию  пространства (социального пространства, социума, общества).

 

Власть как ресурс мы понимаем именно с точки зрения информации о ресурсах. Приведем пример, поясняющий наш подход: ресурс – земля, принадлежащая государству. Само понятие «земля» является ресурсом. Но это может быть территория, представляющая пустыню Сахару, а может – плодородные земли Черноземья. Когда мы получаем такие конкретные характеристики, то имеем дело уже с информацией. Мы соотносим теории, определяющие «власть как информацию о ресурсах», с понятием информации в пентабазисе.

 

И, наконец, понимание власти как  философской категории объединяет в себе все теории власти, рассматривает  ее на другом, более высоком уровне абстракции.

 

Таким образом мы получаем системное  описание теорий, рассматривающих феномен  власти (схема 2).

 

 

 

Власть как

 

причинная

 

конструкция

 

 Власть как

 

обладание

 

информацией

 

 

 ВЛАСТЬ КАК

 

ФИЛОСОФСКАЯ

 

КАТЕГОРИЯ

 

 

Власть как

 

характеристика

 

индивида

 

 Власть как

 

межперсональная

 

конструкция

 

 

 

 

Схема 2. Системное описание теорий власти,

 

рассматриваемых в западной политической философии

 

 

 

Необходимо отметить, что предложенное соотнесение теорий власти с элементами пентабазиса  касается теорий власти, принятых в  западной политической философии. Для  исследования психологических механизмов власти нами будет использован иной вариант их базисного распределения, соответствующий методологическим и теоретическим основаниям политической психологии.

 

 

 

К о н т р о  л ь н ы е   в о п  р о с ы

 

 

 

1. Назовите и дайте  характеристики основным теориям  власти, рассматриваемым в западной политической философии.

 

2. Соотнесите и обоснуйте  теории власти с элементами  общенаучного пентабазиса.

 

 

 

Тема 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ

 

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

 

Исследователи в области  политической философии отмечают, что больше всего соответствует реальной политической власти следующее определение: «Власть есть контроль над значимыми для общества ресурсами через обладание ими с ограничениями» (Мшвениерадзе В.В., 1989). Рассмотрим данное определение детально. Под «ресурсами» понимаются деньги, товары, природные ресурсы, оружие, население страны, т.е. материальные, социальные, духовные и иные ресурсы общества. «Контроль значимых ресурсов» подразумевает под собой надзор за указанными ресурсами через: а) обмен ресурсами с целью увеличения обладания теми из них, которые представляют наибольший интерес для власти (непосредственный способ); б) регулирование с помощью системы отношений (законодательство, налоги и т.д.), взаимодействия между социальными субъектами во имя интересов общества. «Ограничение» означает введение границ (законами, деятельностью правоохранительных органов, налоговыми инспекциями) на использование ресурсов или их обмен.

 

Политические отношения  рассматриваются как иерархизированные  уровни власти различных субъектов и взаимодействие социальных субъектов с целью достижения намеченных политических целей.

 

Данное понимание власти прошло определенное развитие в политической, философской и политологической мысли. Проследим этапы становления  предложенного понятия власти:

 

 

 

Контроль ресурсов как  основание власти

 

 Процессы, преобразующие  основания власти в проявления  власти

 

 Сеть обобщенных  отношений влияния как проявление  власти 

 

 

 

 

Первый этап касается оснований власти – властеобразующих ресурсов. На данном этапе необходимо определение того, что есть «политический ресурс». В настоящее время выделяют два значения этого понятия: «остенсивное» (наглядное) и «телеологическое» (целевое). Ресурсы в остенсивном смысле предполагаются явно выраженными и легко исчисляемыми – деньги, товар, оружие, население и т.п. Основная проблема – сложность в подборе некоего универсального, «родового» ресурса, так как при одних условиях ресурсы могут рассматриваться как властные, при других – не иметь к власти прямого отношения. То, что является ресурсом для одного, не обязательно оказывается таковым для другого. Приведенные недостатки остенсивного способа определения ресурсов способствовали широкому использованию в исследованиях телеологического анализа, при котором определение политического ресурса представлено как «все, что индивид или группа может использовать для влияния на других».

 

Для анализа связи  власти с конкретными ресурсами  необходимо выяснение важности прерогативы  распределения ресурсов. Отсюда берет  начало «статусный подход» к изучению власти, при котором в системе властных отношений вычленяются те субъекты, которые обладают статусом, позволяющим им контролировать максимально возможное количество властеобразующих ресурсов. Основным моментом служит установление того, какие ресурсы в каждом конкретном случае являются властеобразующими и какова должна быть степень контроля ресурсов, чтобы можно было говорить об обладании властью.

 

Промежуточный этап в  схеме становления власти соединяет  начальный и завершающий. Основания  власти преобразуются в проявления власти посредством процессов осуществления власти. Происходит трансформация ресурсов во влияние, т.е. ресурсы используются в целях, поставленных властью, и далее идет отождествление власти с процессом ее осуществления. Но необходимо отметить, что, во-первых, трудно фиксировать способы трансформации ресурсов во влияние. Во-вторых, неясно, как измерить способность субъекта использовать те или иные процессы преобразования. В-третьих, при указанном отождествлении элиминируется чрезвычайно важная связь между властью и ее осуществлением, т.е. то, для чего существует власть, – для  осуществления политики. Осуществление власти – это политика. И власть, и политика определяются в одних и тех же терминах, и как часто в терминах власти говорят о политике, так и в терминах политики говорят о власти. Прохождение трех этапов дает следующее понимание власти: «Власть есть способность превращать определенные ресурсы во влияние в рамках системы вопреки сопротивлению других субъектов» (Мшвениерадзе В.В., 1989).

 

Отметим, что данное определение  вычленяет лишь одну из сторон проявления власти. Рассматривая источники власти, необходимо выделить существующую дихотомию  проявления власти: власть непосредственная и опосредованная. Приведенное определение  относится, в первую очередь, к власти непосредственной.

 

Анализируя концепции  исследования феномена власти, можно  выделить определенные этапы в формировании понимания данного понятия через  три приведенных типа концептуализации (табл.1).

 

«Власть как влияние» рассматривает и разделяет властное воздействие в системе отношений на уровни внутри сфер влияния. Про-

 

 

 

 

 

Таблица 1. Типы определения  власти (по: Мшвениерадзе В.В., 1989)

 

 

 

 

 

Исходные характеристики власти

 

 

 

 

  

 

Власть как влияние

  

 

Власть как контроль над значимыми ресурсами через обладание

 

 

Власть как контроль над значимыми ресурсами через  обладание с ограничениями

 

 

 

Основания власти

 

 

Не указаны 

 

 

Рассматриваются

 

 

Рассматриваются

 

 

 

Процесс осуществления  власти

 Не рассматривается

 Не рассматривается

 Представлен частично

 

Проявление власти

 

 

 Указаны

 Указаны

 Указаны

 

Статистические свойства:

 

– смысл различия власти субъектов

 Различия в схемах  отношений влияния

 Разница в комбинациях  ресурсов, которыми обладает субъект

 Разница в комбинациях  ресурсов и схемах обмена между  ними

 

 

 

Основания для распределения  власти среди субъектов

 Невыделимы 

 Обладание ресурсами  (возможное как для отдельных  субъектов, так и для объединений)

 Обладание ресурсами,  а также косвенные ограничения на использование ресурсов через отношения обмена между субъектами

 

Сравнительная статика  свойств системы:

 

– принцип изменения  существующего распределения власти при воздействии внешних факторов

 

 

 Не указаны

 Обмен ресурсами  для увеличения обладание теми из них, которые представляют наибольший интерес для данного субъекта

 Манипулирование отношениями  обмена таким образом, что каждый  стремится присоединиться к позициям  тех субъектов, которые обладают  ресурсами, представляющими наибольший интерес для него

 

 

 

 

явление власти отождествляется с  межсубъектными отношениями.

 

«Власть как контроль над значимыми  ресурсами через обладание ими» характеризует власть как ненаблюдаемый  феномен, «черный ящик», вход которого определяется обладанием значимыми ресурсами, а выход – воздействием в пределах некоторой сферы влияния. При этом изыскиваются значимые политические ресурсы, от которых зависит распределение власти, появляется возможность фиксировать влияние, которое оказывают те или иные субъекты, т.е. устанавливаются проявления власти. Происходит выявление власти из ее оснований и проявлений, не требующих точного описания процессов, посредством которых обладание ресурсами преобразуется во влияние.

 

Третий тип рассматривает власть как «черный ящик» с контролем ресурсов на входе и воздействием в пределах сфер влияния на выходе. Помимо обладания включаются ограничения на их употребление. Ограниченное, т.е. введенное в границы использование ресурсов одним субъектом, может частично совпадать с использованием ресурсов в иных границах иным субъектом. Власть субъекта есть степень владения им ресурсами, зависящая от его позиции в сети обменных отношений. Данный тип позволяет сделать эмпирические оценки, так как учитывается и обладание ресурсами, и обменные отношения.

 

Таким образом, можно отметить три  типа описаний власти. При описании власти как влияния субъекты «погружаются»  в некоторую структуру, второй тип  учитывает различия «статусов» субъектов, т.е. их возможности по обладанию  различными типами ресурсов. Третья модель власти как контроля над значимыми ресурсами через обладание с ограничениями описывает также и различие в схемах обменных отношений.

 

Рассмотрение категории «власть» и ее связь с ресурсами имеет  глубокие основания. Многие властные отношения  строятся на основании обмена ресурсами. Например, директор предприятия, имеющий ресурсы в виде рабочих мест и возможности платить деньги, обменивает свои ресурсы на ресурсы рабочих – их знания, умения,  навыки. В повседневной жизни бандиты и рэкетиры обменивают свой ресурс – силу и организованность – на ресурс предпринимателей – деньги. Государство обменивает свои ресурсы на необходимое для него поведение граждан, их физические и интеллектуальные ресурсы. Данный подход к рассмотрению проблемы властных отношений требует дальнейшего исследования.

 

 

К о н т р о л ь н  ы е   в о п р о с  ы

 

 

1. Дайте определение политической  власти и ее характеристики.

 

2. Напишите схему становления  понятия «власть».

 

3. Дайте характеристики типам  концептуализации власти.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. ТЕОРИИ ВЛАСТИ

 

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

Термин «власть» многозначен  и открывает широкую возможность  для толкований (Авторханов А., 1992, Вебер  М., 1990, Вятр Е., 1979, Гаджиев К.С., 1994, Дилигенский  Г.Г., 1994, Егорова-Гантман  Е.В., 1993, Ильин В.В., 1993, Крамник В.В., 1991, Федосеев А.А., 1993, Шестопал Е.Б., 1990, 2000 и др.).

 

Власть в политологии  определяется как исключительная функция  политической системы управлять  в пределах своей специфической  области. Осуществление власти понимается как односторонняя функция командования с опорой на моральную, идеологическую, персонализированную, вооруженную или иную материальную силу. Устойчивость власти и властных структур определяется, в первую очередь, идеологическими и моральными факторами, и в этом случае власть приобретает легитимный характер. В случае применения насилия вся система власти, в конечном счете, оказывается неустойчивой, но специфической функцией политической системы на уровне государства являются различные формы принуждения.

 

В политологии наиболее широко представлены следующие концепции  и подходы к рассмотрению власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

 

Биологический подход (Ваккаро  В., Дюверже М., Зуб А., Шальмайер  Ф. и др.) рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека как биологического существа.

Информация о работе Психология власти