Психология власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Сведения о власти содержат политология, социология, философия, литература, история и многие другие науки. Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности. Обращает на себя внимание то, что имеющиеся исследования посвящены лишь тем или иным частным случаям проявления власти. Для понимания психологической природы власти требуется тщательно обоснованное обобщение самых разных сведений о ее природе.

Оглавление

Введение

Тема 1.
Теории власти в политической философии

Тема 2.
Определение власти в политической философии

Тема 3.
Теории власти в отечественной политологии

Тема 4.
Психофизиологическая концепция власти

Тема 5.
Общая теория власти «кратология»

Тема 6.
Власть как психологическое явление

Тема 7.
Мотивация власти в политической психологии

Тема 8.
Трехмерная структура носителей власти. Система отношений носителей власти в политической психологии

Тема 9.
Источники власти. Использование источников власти в политической деятельности

Тема 10.
Системно-психологическое описание принципов власти. Эффективность власти

Тема 11.
Формы измерений и анализ власти. Системное описание форм проявления власти

Тема 12.
Восприятия и понимание власти

Тема 13.
Системно-психологическое описание власти. Психология власти

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Конфисахор А.Г. Психология власти.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

 

Очень интересно в  своем неповторимом стиле эту  мысль высказал выдающийся английский философ, историк и публицист-сатирик  С. Н. Паркинсон в книге «Законы  Паркинсона» (Паркинсон С.Н., 1989). Рассматривая проблему студенческих революций середины 1960-х годов, он пишет о том, что люди никогда не восстают против тирании, но всегда – против власти слабеющей и колеблющейся. Человеку не свойственно ломиться в дверь, запертую на ключ и закрытую на засов. Удар, как правило, приходится в приоткрытую или шаткую дверь со сломанным замком. История любой революции начинается не с заговора повстанцев, но с сомнений и разлада среди людей у власти. Упадок власти создает вакуум, заполняемый протестом.

 

В работах Н.Макиавелли также можно найти многочисленные подтверждения необходимости для  политика соблюдения принципа действенности, пренебрежение которым может  стоить, а зачастую и стоит, жизни. В частности он отмечает, что при  управлении людьми их необходимо либо ласкать, либо угнетать; мстят люди обыкновенно только за легкие обиды и оскорбления, сильный же гнет лишает их возможности мести. И далее Н.Макиавелли пишет, что государи, когда дело идет о верности и единстве их подданных, не должны бояться прослыть жестокими. В целях личной выгоды полезнее держать подданных в страхе (Макиавелли, Н., 1998).

 

Сейчас многие характеризуют  последнего российского государя Николая II как мученика. Отметим, что его  самая главная ошибка, которая  в итоге привела к известным трагическим последствиям, – незнание и неиспользование принципа действенности. Он сделал власть бессильной, позволил относиться к ней критически, не предпринял активных и действенных шагов для ее удержания и сохранения, нейтрализации противников. Цена его политической ошибки оказалась слишком дорогой. Уходить и уклоняться от борьбы в то время, когда необходима эффективная деятельность – значит заявлять о своей слабости и болезненной склонности к поражению, какие бы оправдания при этом не выдвигались.

 

В политологической литературе существует понятие «парадокс нереализованной  власти», т.е. ситуации, когда более  мощное государство проигрывает  конфликт слабому и обозначает неудачу  в преобразовании своих ресурсов власти в актуальную власть. Советский  Союз долго и неудачно воевал в Афганистане в том числе и потому, что не приложил достаточных усилий для выполнения поставленной задачи.

 

Принцип адекватности. В  любом обществе всегда существуют люди, называемые маргиналами. Эти люди постоянно  недовольны властью, критикуют ее, борются с ней самыми разными способами и средствами, не выполняют ее предписаний. Такие люди всегда были, есть и будут. Найдутся критики и недовольные любой властью. От того, каким образом власть реагирует на недовольство маргиналов и диссидентов, зависит восприятие самой власти со стороны населения. Действие власти по отношению к таким людям должно быть адекватным их действиям. Если это критика со страниц газет и журналов, издание «самиздатовской» литературы, то и реакция властей должна быть такой же. Если оппозиция в борьбе с действующей властью использует формы экстремальной политики, власть должна реагировать соответствующим образом. Отношение к диссидентам и непопулярность властей у людей определялась во многом тем, что власть на их действия реагировала неадекватно, на критику в свой адрес предпринимала меры физического и экономического подавления, что приводило к катастрофическому падению авторитета власти.

 

Принцип легитимности. Политика зачастую не ограничивает себя моральными и (или) юридическими обязательствами. Примеров этому предостаточно, стоит только вспомнить обещания политиков в период проведения предвыборных кампаний, их лозунги и клятвы посвятить свою жизнь служению людям. Практически никакой политик не обходится без представления о том, как он войдет в историю (хотя никто из них в этом никогда не признается). Политик при реализации своих идей должен опираться и вырабатывать правовой и законный подход (в идеале), воздерживаться от криминала. Относительно применения правового подхода, создание хотя бы видимости его можно видеть и в нашей недавней истории: под репрессии 1930-х подводилась правовая база с опорой на закон или другие нормативные документы, обеспечивающие политическим действиям легитимность. Все происходило в соответствии с законами того времени.

 

В идеале оптимальное  средство удержать власть – опора  на закон. Конфликт с законом, как  правило, снимается: а) отставкой; б) изменением норм; в) их попранием. 

 

Первый путь – «хорошая мина при плохой игре» – плод самонадеянности, недальновидности, переоценки собственных возможностей. В качестве примера из новейшей истории можно привести участие М.С. Горбачева в выборах на должность президента России в 1996 г. и полученные им результаты (менее 1%). Второй путь пролонгации власти наиболее предпочтителен и в жизни реализуется как принцип – не власть обслуживает нормы, а нормы – власть (изменение, упразднение, пополнение законодательства). Можно привести примеры из нашей истории, когда законодательные нормы обслуживали власть, принимались таким образом, чтобы максимально отвечать требованиям и запросам власти. Третий путь – самый опасный и с точки зрения человеческих ценностей недопустим, так как приводит к геноциду, репрессиям, уничтожению социальных слоев населения и целых народов. Примеров как в древней, так и современной истории предостаточно. Активно использовался третий путь в истории России в послереволюционный период, когда целые слои населения и социальные группы оказывались вне закона.

 

В.В.Крамник подчеркивает, что существует четкая связь между легитимностью и стабильностью. Легитимность, опирающаяся на законы, выступает важным источником эффективной поддержки, которая обеспечивает стабильность политической системы. Власть должна опираться на нормы, законы, традиции народа, его убеждения и идеалы, учитывать принятые в обществе «правила игры».

 

Принцип поддержки. Воспроизводимую  в данный момент концепцию смысла жизни, устройства общества и государства  большинство людей может разделять  или не разделять. Политикам необходимо всячески поддерживать слой людей, для которых действующие в данный момент законы являются их законами. Именно по этим законам построена их жизнь, именно они помогли достичь этим людям определенного успеха. Необходимо добиваться того, чтобы они понимали, что если эти законы перестанут действовать, то вместе с ними исчезнет и то, чего эти люди (или определенный слой людей) добились. Таким образом, любая власть должна обеспечить себе социальную опору. Если власть сможет создать слой людей, которые будут четко понимать, что своим успехом они обязаны именно этой власти, то власть получит с их стороны необходимую поддержку. В настоящее время в России предпринимается попытка (хотя и безуспешная) создания среднего класса, т.е. людей, которые будут ее, эту власть, поддерживать. От успешности создания среднего класса зависит успешность власти, ее эффективность и поддержка в обществе.

 

В.В.Крамник пишет о  заинтересованном подчинении, обеспечивающем идеологическую лояльность и политическую поддержку, экономический и социальный рост. Ослабление или сужение данного типа подчинения является социально-психологическим условием подрыва и стабильности политической власти, снижает ее эффективность и в конечном итоге может выступить идейно-психологическим источником начала политических движений, выступающих за смену власти.

 

Принцип скрытности. И  власть, и властитель должны быть в  какой-то мере недоступными и даже необъяснимыми  для людей. Власть должна быть покрыта  неким налетом таинственности, непознанности, неразгаданности. Имеющий власть не должен позволять себя раскрыть в полной мере. В этом случае он может рассчитывать на успех в своей деятельности, на подчинение своей воле. Властитель должен быть отстраненным от всех людей, слыть в некоторой степени сверхчеловеком. Люди не могут и не должны быть свидетелями его мыслей. И деятельность, и механизмы принятия решений, и вся работа аналитических и других обеспечивающих служб должна находиться в условиях конфиденциальности, при которой утечка информации – или нарушение правил игры, или заранее продуманный ход. Информация, с которой работает и которой оперирует политик, должна быть недоступной для постороннего глаза. Политик должен знать все, условно можно сказать – одновременно находиться везде, быть в курсе всех происходящих событий. Если события инициируются самим политиком, то и возможные последствия ему известны, просчитаны, подготовлены. Необходимо отметить один нюанс. С одной стороны, политику необходимо учитывать и использовать принцип скрытности, а с другой – учитывать латентно живущую в каждом человеке потребность в ориентации.

 

Принцип понимания. Вместе с тем действия власти – конечный итог того, к чему она стремится, – должны быть понятными для людей. Если действия власти будут непонятны  или не поняты людьми, то от них будет невозможно добиться правильного и полного исполнения всех указаний власти. Обществу должна быть известна конечная цель властителя, будь это мир во всем мире, построение светлого будущего, или что-либо другое. Отсутствие понимания конечной цели действий власти ведет к тому, что общество теряет ориентиры, перестает понимать, куда и зачем оно движется, ради чего люди живут и работают. Принцип понимания в известной мере соответствует понятию идеологии в обществе.

 

Основные принципы власти можно соотнести с элементами общенаучного пентабазиса.

 

Принципы сохранения и своевременности соответствуют  категории времени – сохранение, удержание и умножение власти, максимально возможное во времени. Власть – высшая и непреходящая ценность, и для ее удержания необходимо использование всех возможных и невозможных средств.

 

Принципы действенности  и адекватности соответствуют понятию  энергии. Только активная, действующая, обладающая потенциалом власть способна как к самосохранению и саморазвитию, так и к достижению поставленных результатов.

 

Принципы легитимности и поддержки соответствуют понятию  пространства. Власть опирается на традиции, нравы, убеждения того социума, в котором она реализуется  и достигает поставленных целей. Без соблюдения этого власть является нежизнеспособной.

 

Принципы скрытности и понимания соответствуют категории  информации. То, что происходит при  реализации властных отношений и  их формировании, должно происходить  под покровом тайны, не быть доступным  для рассмотрения и обсуждения людьми. Иначе, власть перестает быть властью и становится слишком очевидной и доступной, теряет ореол загадочности и возвышенности, привлекательность и «богоизбранность».

 

Данное соотнесение  представлено в схеме 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действенность

 

Адекватность

 

 

 

 

 

Скрытность

 

Понимание

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ 

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛАСТИ

 

 

 

 

 

Сохранение 

 

Своевременность

 

 

 

 

 

Легитимность 

 

Поддержка

 

 

 

 

Схема 4. Система принципов  эффективности власти.

 

К о н т р о  л ь н ы е    в о  п р о с ы

 

 

1. Перечислите и дайте  характеристики принципов эффективности политической власти.

 

2. Приведите примеры  использования в политике принципов  эффективности власти.

 

 

 

Тема 11. ФОРМЫ ИЗМЕРЕНИЙ  И АНАЛИЗ ВЛАСТИ.

 

СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

 

 

 

Один из самых полных списков различных форм и признаков власти представлен и рассмотрен в книге «Философия власти» (Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В., 1993). Изложение этой темы будет основываться на формах власти, рассмотренных и описанных в названной работе.

 

Как указывают авторы книги, система власти глубоко эшелонирована, слагается из сети политических, военных, экономических, дипломатических, бюрократических, правовых институтов, придающих организованность общественным связям и определяющим пространство власти. Власть может принимать как жестко централизованные формы, так и такие, при которых сферы приложения ее действий четко обозначены. Основаниями для типологии авторы считают интенсивность властных потоков, степень влияния властных структур на элементы социума. Опираясь на конкретные признаки власти, можно выделить следующие ее формы:

 

1– по признаку лимитированности: «безграничная – ограниченная».

 

Безграничная власть вбирает в себя многочисленные модификации  политико-государственного абсолютизма. Характерные предпосылки абсолютизма – слияние законодательной и исполнительной структур, организующих и контролирующих организаций, узурпация власти одним лицом или группой лиц, безнаказанное ущемление прав и свобод. Как только необходимость в общем для всех законе и праве исчезает, на место закона и права становится отдельный человек. Некоторые люди не замечают тирании даже тогда, когда она наступила;

 

2 – по признаку  наследуемости: «династическая –  выборная».

 

Наследуемая власть связывает  судьбы страны и народа с щедростью природы, наделяющей или нет детей правителей необходимыми данными для управления государством – умом, волей, эмоциональной устойчивостью, целеустремленностью, духовными и моральными ценностями, внешними данными и тем окружением, в котором воспитывался будущий властитель, от рождения обреченный на властвование;

 

3 – по признаку  элитности: «персонифицируемая –  неперсонифицируемая».

 

В первой части дихотомии  формы власти, определяемые личными  качествами правителей. Сюда относится  аристократия, олигархия, мериократия, технократия, плутократия. Второй полюс – типы власти, которые строятся на принципах отвлечения от персональных достоинств самих властителей, когда носители власти не идентифицируются, не фокусируются, размываются. Можно говорить о взаимодействии обоих видов власти (например, в России);

 

4 – по признаку  парциальности: «лицензируемая –  нелицензируемая».

 

Первый полюс характеризует  системы власти, вводящие ограничения  на допуск граждан к властным структурам по различным признакам (многочисленные цензы: имущественный, социальный, профессиональный, образовательный, этнический, классовый, оседлости и др.). Наиболее часто попытки введения системы властных отношений по признаку парциальности мы можем наблюдать в процессе проведения выборов, когда в закон вводится понятие о цензе оседлости или понятие о социальном и профессиональном статусе;

 

5 – по признаку  корпоративности: «кастовая –  некастовая».

 

В данное измерение входит понятие о наличии неких сплоченных замкнутых политических группировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели. Подобные институты не отражают и не выражают умонастроений и гражданской воли собственно самого населения. Главное для корпоративизма – наделение функциональными признаками не индивидов, которые лишаются самоценности, а социальных групп. Примеров этого предостаточно в политике практически каждого государства;

 

6 – по признаку  моральности: «агиократия – порнократия».

Информация о работе Психология власти