Политическое сознание и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 04:29, реферат

Краткое описание

Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между груп¬пами во время стабильности, общего согласия. Основная цель реферата изучение вопроса – «Политическое сознание и власть»/

Оглавление

Введение 2
1. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества 3
2. Политическая власть: основные понятия и категории 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат Политическое сознание и власть.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

План 

 

Введение

     В условиях перестройки политической системы стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т. д.) привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т. п.) и представлению о противоположности и борьбе идеологий.

   Естественно, что реальный вес политической идеологии  зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

   Роль  политического сознания в  жизнедеятельности  общества трудно переоценить. Ведь оно  не есть  лишь пассивное отражение   политического бытия. Политическое  сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение,  характер политической деятельности как отдельных людей, так и  их общественно-политических объединений.

   Политическая  власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. В основе современных определений политической власти лежит признание асимметричности отношений между людьми. Истоки потребности во власти скрыты в противоречиях между интересами, ожиданиями индивидов, групп и возможностями их осуществления. Основная цель реферата изучение вопроса – «Политическое сознание и власть»

 

1. Роль политического  сознания в   жизнедеятельности  общества

   Субъективная  сторона политической жизни находит  свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в  жизнедеятельности  общества трудно переоценить. Ведь оно не есть  лишь пассивное отражение   политического бытия. Политическое  сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способ но оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение,  характер политической деятельности как отдельных людей, так и  их общественно-политических объединений.

   Политическое  сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (личностями, группами, общностями и др.). [4,227]

   Политическое  сознание взаимосвязано и взаимодействует  с другими формами общественного  сознания: экономическими, правовыми, философскими, нравственными теориями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

   Можно выделить следующие функции политического  сознания. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.

   Познавательно-информационная функция. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Политическое сознание призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.

   Оценочная функция. Именно на основе оценки политической действительности люди формулируют свои политические взгляды. Мобилизующая функция. Посредством этой функции политическое сознание побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов.

   В политическом сознании можно выделить следующие уровни. Государственное сознание. На данном уровне регулируются политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций и т. д. Обосновываются существующие политические порядки и принципы управления.

   Теоретическое сознание. На данном уровне разрабатываются различного рода политические концепции, идеи, воззрения. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

   ставить и решать важнейшие политические задачи — как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

   определять  средства и методы решения политических задач; определять направления и  пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем;

   вырабатывать  концептуальные подходы к социальному  контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; корректировать политику с учетом практических данных. Эмпирическое сознание. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений. [4,230]

   Обыденное сознание. Данный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического и тем,

   что имеет идеологические и теоретические  элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Формами политического сознания выступают специализированное и массовое политическое сознание.

   Специализированное  сознание — это идеологически однородное сознание, вырабатывающее, развивающее и внедряющее в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания — политические партии, организации, объединения. Массовое сознание выражает опосредованно уровень, содержание потребностей общества, знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично, Оно испытывает на себе воздействие множества факторов; различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и др.

   Идеология как одна из форм политического сознания воздействует на содержание властных отношений, являясь его стержневым элементом. Сам термин «идеология» (от греч. «идея» и «логос» — слово, понятие, учение) был введен в научную лексику в начале XIX века. В мировой политологии сложились различные суждения об идеологии.

   Например, в марксизме, который стал наиболее массовой идеологией прошлого столетия, этот термин используется в трех смыслах:

  1. ложное, извращенное сознание;
  2. вид теоретического сознания;
  3. сознание определенного класса.

   По  Марксу, идеология включает широкий  спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т. д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства.

   Попытку социологического исследования идеологии  предпринял немецкий ученый К. Маннгейм. Для него идеология — способ понимания общественно-политических явлений правящим классом, признаваемый им единственно истинным. Ученый подчеркивает важные характеристики идеологии — ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действия.

   Английский  исследователь Л. Фойер попытался  сформулировать некоторые законы, которые  определяют функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.

   Касаясь первого закона, автор отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных ингредиента. Прежде всего это библейский миф о Моисее — освободителе евреев из египетского плена. Все идеологии — это глобальное представление миссии избавления и раскрепощения. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент это определенный слой людей, класс, который призван реализовать идеологию в действии.

   Смысл закона генерационной волны состоит  в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. У истоков эта волна как явление прогрессивно, оно возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», в финале волна завершается «поправением».

   Суть  же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т. е. обслуживает разные политические и социальные силы.

   В современной политологии идеологию  чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Несмотря на критические суждения об идеологии, связанные с влиянием человеческих интересов на идеологическое сознание, отсутствием четкой границы между истинами и ценностями, многие современные идеологии претендуют на научность, представляя собой целостную, взаимосвязанную систему, в которой выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т. д.

   Стремление  различных групп общества воплотить  свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т. д.) привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т. п.) и представлению о противоположности и борьбе идеологий. Политические идеологии стали уступать как доктрины, оправдывающие притязания какой-либо группы на власть, ее использование. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии как идеологического орудия элиты, стремящейся подчинить общественное мнение собственным идеям, взглядам на то, как должно развиваться общество.

   Естественно, что реальный вес политической идеологии  зависит от степени ее влияния  на общественное сознание. В зависимости  от масштаба охвата идеологиями социальной реальности выделяют две основные разновидности — тоталитарные и открытые идеологии. Тоталитарная идеология стремится дать объяснение всем явлениям, выработать целостную картину мира, логически взаимосвязанную, исключающую противоречия. Носитель такой идеологии имеет цельное мировоззрение, закрытое для сомнений. Открытая идеология — противоположность тоталитарной, ориентируется на человека думающего.

   Идеология, как правило, институционально оформлена  в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. В современной политологии в связи с решением этой задачи рассматриваются несколько уровней политической идеологии.

   Теоретический, концептуальный уровень. Это так называемый научный уровень, на котором определяются идеалы и ценности класса, нации, государства, формируются основные положения, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.

   Программно-политический уровень. На нем с языка социально-философских принципов переводятся на язык программ и лозунгов требования элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Требования этого уровня — максимальная доступность для возможно большего числа людей, ориентация их на политические действия. Практика показывает, что первый, научный уровень часто вступает в противоречия со вторым. И для широких масс чаще всего «потолком» является второй уровень.

   Актуализированный уровень. На этом уровне определяется (через изучение общественного мнения) степень освоения идей, целей, принципов идеологии (особенно в обществе с открытыми идеологиями), ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение.

   Таким образом, политическая идеология предстает  как система воззрений и концепций  в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

   Проблеме  усвоения идеологии массовым сознанием  придается первостепенное значение, причем особая роль отводится партиям. Какое бы положение ни занимала партия в политической системе, ее главными функциями будут выявление и согласование массовых взглядов и мобилизация массовой поддержки политической власти с целью сохранить или изменить политический режим и курс. Политическим партиям необходимо или навязать всему обществу содержащуюся в исповедуемых идеологиях систему целей общественного развития, или убедить граждан в том, что они соответствуют их основным целям, интересам. Словом, использовать насилие или убеждение, оружие или пропаганду.

Информация о работе Политическое сознание и власть