Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 04:29, реферат
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между груп¬пами во время стабильности, общего согласия. Основная цель реферата изучение вопроса – «Политическое сознание и власть»/
Введение 2
1. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества 3
2. Политическая власть: основные понятия и категории 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Развитие цивилизации, совершенствование техники и технологий, усложнение организационных основ общества способствовали выработке и реализации новых норм и принципов политической деятельности. В современных демократических обществах возможность состязательности различных идеологий в борьбе за голоса большинства опирается на принципы, нормы, процедуры и способы построения всех ветвей власти, опросы населения, выборные кампании, референдумы.
«Мирный» настрой партий, общественных движений в реализации политической идеологии сделал пропаганду важнейшим инструментом распространения политического влияния. Смысл пропаганды — в соединении теоретического и обыденного уровня познания, в формировании политических ориентации, которые выражаются в готовности к определенному типу политического действия. По содержанию информации, способам ее распространения различают научную, массовую и практическую пропаганду.
Научная пропаганда воздействует на массовое сознание с помощью теорий и концепций в процессе гуманитарного образования, политического обучения граждан. Массовая пропаганда оказывает влияние посредством образных суждений, наглядных представлений. Она проводится через систему воспитания, профобразования, средства массовой коммуникации (телевидение, радио, печать), общественную рекламу (монументальная пропаганда, исторические музеи, мировые рекорды и т. д.), производственную рекламу, массовую культуру (кино, музыка и др.), массовое общение (праздники, демонстрации). Этот вид пропаганды оперирует истинами житейскими и дополняет научную, затрагивая не только разум, но и чувства, когда политические знания трансформируются в политическую веру, лояльность, приверженность.
Однако практические условия жизни людей в конечном счете являются главным фактором, определяющим их сознание. Поэтому практическая пропаганда всегда дополняет научную и массовую пропаганду. Для руководящих кругов, политических партий важно формировать приемлемые условия жизни людей, которые не вступали бы в противоречие с предлагаемыми политическими идеологиями. В распространении пропаганды в современных условиях чрезвычайно важную роль играют электронные средства массовой информации, особенно в периоды предвыборных кампаний.
Политическая власть — определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. П.в. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, Политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. [1,114]
В основе современных определений политической власти лежит признание асимметричности отношений между людьми. Истоки потребности во власти скрыты в противоречиях между интересами, ожиданиями индивидов, групп и возможностями их осуществления. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей, средства, которые используются или могут быть использованы для осуществления власти, называют основаниями или ресурсами власти. Они могут классифицироваться по разным критериям. Структурные основания политической власти — законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти, как страх, интерес, убеждение.
Влияние — способность политического действующего лица желательным для него самого образом воздействовать на поведение других. Максимальная способность действующего лица изменять поведение других редко используется в полном объеме ввиду издержек, какие ему, будь это отдельное лицо или корпоративный субъект, скорее всего принесет задействование всех политических возможностей.
Принуждение — форма влияния, характеризующаяся высоким уровнем оказываемого давления или понуждения. Принуждение может выражаться в ряде способов обхождения, от экономического, социального или политического запугивания до угрозы применить силу или же применения ее. Принуждение, в свою очередь, есть форма власти (властного могущества), предстающая перед принуждаемым в виде перспективы серьезного урона или сурового
Понятие власти — центральный вопрос политологии. Многоплановость и многомерность власти. Важнейшие концепции власти: 1) теологические (власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов); 2) бихевиористские (стремление к власти—доминирующая черта человеческой психики и сознания; власть как межличностная ситуация, при которой одни командуют, а другие подчиняются); 3) психологические интерпретации (власть возникает в результате готовности к "добровольному рабству" одних и стремления к власти — других); 4) системная концепция (трактовка власти как свойство системы, как система ресурсов — страх, убеждение, интерес и т.д.); 5) структурно-функциональные интерпретации (власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности); 6) реляционистские (власть как отношение между партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго).
Субъекты власти: индивиды, различные социально-общественные группы, народ. Ресурсы власти и их типология. Выделение утилитарных (материальные и другие социальные блага), принудительных (меры административного наказания), нормативных (воздействие на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека) ресурсов. Деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, политико-силовые, культурно-информационные. Силовые ресурсы: оружие и аппарат физического принуждения. Демографические ресурсы: личность как средство реализации чужой воли.
Классификация власти: 1) по субъектам (классовая, групповая, личная, государственная, партийная, церковная, армейская, семейная); 2) по сферам функционирования (законодательная, исполнительная, судебная); 3) в соответствии с ресурсами, на которых она основывается (экономическая, социальная, духовно-информационная, религиозная, принудительная); 4) по способам взаимодействия объекта и субъекта власти — по режиму правления (авторитарная, тоталитарная, демократическая; 5) по объему и степени властности (единоличная, групповая, коллегиальная, самодержавная, монархическая, президентская, парламентская, двоевластие, многовластие, безвластие); 6) по методам осуществления (господство, насилие, принуждение, убеждение).
Политическое сознание - часть общего сознания социальных субъектов, выступающая как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политически- го бытия - всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно П. с. является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом. Политика - это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлении, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения.
Политическая власть - волевое отношение между социальными субъектами, составляющими политически (т. е. государственно) организованное сообщество, суть которого состоит в побуждении одним социальным субъектом к поведению других в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально-психологических и иных средств влияния. Политико-властные отношения возникают в ответ на потребность в поддержании целостности сообщества и регуляции процесса реализации индивидуальных, групповых и общих интересов составляющих его людей.