Политические партии в Российской Федерации, понятие и конституционно-правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 14:31, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации идёт процесс реформирования политической системы. Были провозглашены идеологическое многообразие, политический плюрализм. Обязанностью государства является следование законным интересам и учёт мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений. Способность эту обязанность выполнять является одним из главных критериев эффективности демократического государства. Необходимо развитие гражданского общества как общества свободных граждан, их добровольных ассоциаций и организаций, независимых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Файлы: 1 файл

ПолСоц реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Суть  внешнего пути появления политических партий состоит в том, что они  порождаются внешними по отношению  к парламенту институтами, например, философскими обществами, газетами, клубам, и т.д.. Так, многие социалистические партии появились на базе профсоюзов (как, например, британская лейбористская партия). Кроме того партии зачастую создавались религиозными организациями и философскими обществами. После Первой Мировой войны 1914 г. некоторые европейские объединения ветеранов стали превращаться в политические объединения, получившие в работе Дюверже название «лиги». Лиги не стремились к захвату власти через парламентские процедуры, а заявлют о себе путём агитации и пропаганды. Лиги по своей природе носят антипарламентский характер и со временем превращаются в фашистские партии (как, например, итальянская фашистская партия) или в экстремистские организации. Также источником появления новых партий можно считать тайные общества и группы. Они, как и лиги, действуют вне парламента, но, в отличие от лиг, они находятся в этом положении не по своей воле, а будучи запрещенными. Со временем, когда снимаются запреты на существование нелегальных обществ, они обычно начинают превращаться в политические партии. Наконец, нельзя не упомянуть об участии в создании партий промышленных и коммерческих образований.

     Несмотря  на такое разнообразие истоков политических партий внешнего происхождения, существует ряд признаков, который отличает их от партий, возникших парламентским  путём. Им свойственны значительная централизация, невысокая роль парламентских представителей партии в её аппарате. Нужно отметить, что первый путь генезиса партий характерен в основном для стран, в которых ещё не существует системы организованных партий, а второй – для тех стран, где такая система уже имеется. 

Конституционно-правовой статус политических партий. 

     Прежде  всего, я хотел бы рассмотреть законодательные источники прав и обязанностей политических партий. Конституция Российской Федерации 1993 года гласит, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», при этом «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»

     Таким образом, в Конституции России не упоминается понятия политической партии, она гарантирует деятельность всех общественных объединений: профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий. Однако большинство современных демократических государств включило в основной закон положение о политических партиях. Это свидетельствует о признании особой роли, которую они играют в организации и осуществлении государственной власти в современном мире. При этом, однако, вопрос о закреплении понятия политических партий в основном законе государства всё ещё остается дискуссионным в западной политологической и юридической литературе. Главный из аргументов заключается в том, что политические партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека - свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Указанные аргументы нельзя признать полностью состоятельными. Ю. А. Юдин пишет, что «любое правовое регулирование партий, в том числе и конституционное, является в определенной мере ограничением свободы объединения. Но эта свобода не может быть абсолютной, как желалось бы сторонникам радикального либерализма. Придание конституционного статуса партиям призвано ввести их деятельность в правовые рамки, предотвратить использование свободы объединения в ущерб демократии». Конституция как основной закон должна закреплять основные положения, определяющие правовой статус политической партии и взаимоотношение с государством, иначе это оставляет слишком большую долю усмотрения законодателя при регулировании деятельности партий. При этом, конечно, положения основного закона - лишь основа их правового статуса, который детально регулируется иными нормативными актами.

     11 июля 2001 года был принят Федеральный закон «О политических партиях». Принятие этого закона является очень важным шагом в развитии демократического общества России. Был сделан существенный шаг на пути решения важной общественно-политической задачи, связанной с более четким определением роли политических партий и их места среди институтов российского общества. Политические партии с принятием этого закона были выделены из массы других общественных объединений, они были провозглашены единственным видом общественных объединений, обладающим правом выдвигать кандидатов на выборные должности в РФ. Сейчас политические партии играют ведущую роль в формировании высших представительных органов власти в Российской Федерации. Помимо вышеперечисленных нормативно-правовых актов, нормы, посвящённые политическим партиям можно найти в законодательстве РФ, связанном с проведением выборов. В число подобных актов можно отнести, например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ или Федеральный закон «О выборах Президента РФ». Эти, а также ряд других нормативно-правовых актов, определяют порядок создания, деятельности и ликвидации политической партии, её права и обязанности.

     Важное  место в регулировании деятельности партий занимает Центральная избирательная комиссия РФ, контролирующая деятельность патий не только во время выборов, но и между ними.

     Говоря  о порядке создания политической партии, прежде всего надо перечислить требования, предъявляемые к ней законодательством. К ним относятся: наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 45 тысяч граждан Российской Федерации, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не менее 450 членов политической партии, а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 200 членов партии; при этом руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Следует заметить, что до принятия Федерального закона от 20. 12.2004 № 168-ФЗ данные требования были значительно ниже. Однако даже тогда возникали споры о том, не является ли данное положение нарушением Конституции, в частности статьи 30, гарантирующей право на объединение граждан и свободу деятельности общественных объединений. Точку в этом споре поставил Конституционный суд, издав постановление от 1 февраля 2005 года № 1-П, в котором говорилось, что положения о требованиях к партиям не противоречат Конституции. В качестве аргументации этого решения была приведена позиция, согласно которой политические партии создаются для участия в политической жизни всего населения России, а не его части. В настоящее время требования к численности партий постепенно понижаются, но всё равно остаются ещё весьма высокими.

     Также существует ещё ряд требований, предъявляемых  к партии. В Российской Федерации не предусматриваются создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений. Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий. Членами российских политических партий не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Создание партий по признакам профессиональной, национальной, религиозной или расовой принадлежности не допускается. Одним из важнейших требований к партиям является запрет создания партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (статья 9 ФЗ «О политических партиях»).

     В соответствии со статьёй 11 ФЗ «О политических партиях» политическая партия создаётся свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Партия может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общественного движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. Если же происходит преобразования действующего общественного объединения в политическую партию, то тогда образование организационного комитета необязательно. Организационный комитет политической партии должен состоять не менее чем из 10 человек. Комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. Главной задачей организационного комитета является проведение учредительного съезда политической партии.

     Членство  в любой политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами  политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, которые были признаны судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан России федеральными конституционными законами и федеральными законами, обычно в связи с занятием ими определённой должности. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания. Члены политической партии согласно закону не могут ущемляться в правах или получать какие-либо привилегии.

     Политические  партии и их региональные отделения  подлежат государственной регистрации  и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о создании партии, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, должна аннулироваться.

     По  закону государственная регистрация  политических партий и их региональных отделений осуществляется соответственно федеральным регистрирующим органом  и территориальными регистрирующими органами. Конкретного наименования этих органов закон не содержит. Однако, поскольку закон определяет политическую партию как вид общественного объединения, следует исходить из положений Федерального закона «Об общественных объединениях», возложившего государственную регистрацию всех видов общественных объединений на Министерство юстиции РФ и его территориальные органы.

     В целях обеспечения демократических  принципов в организации и  деятельности политических партий законом  предусматриваются требования к их уставам, которые перечислены в статье 21 ФЗ «О политических партиях». Соблюдение этих требований позволяет обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе и при выдвижении кандидатов в ходе проведения предвыборной кампании. В число данных требований входят: требования о содержании в уставе целей и задач, наименования, описания символов политической партии, вопросы членства в партии. Порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, её региональных и структурных подразделений, вопросы, связанные с руководством партии, порядок внесения изменений в устав и программу партии, порядок выдвижения партией кандидатур на выборах.

     Высшим  руководящим органом политической партии является, согласно закону о политических партиях, съезд политической партии. Избрание руководящих органов партии должно проходить не реже одного раза в четыре года. Высшим органом региональных отделений являются конференции или общие собрания. Более подробно структура органов партий описана в уставах.

     Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а также предусматривает  случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена. В случае нарушения партией Конституции Российской Федерации, федеральных законов или иных нормативно-правовых актов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В том случае, если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления федерального регистрирующего органа. Схожие положения распространяются и на региональные отделения политической партии. Существует несколько последствий приостановления деятельности политической партии. Так, партии запрещается: пользование средствами массовой информации; организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия; принимать участие в выборах и референдумах; использовать банковские вклады (за исключение некоторых операций, например уплата налогов и штрафов). Но основным последствием является ликвидация политической партии.

     Политическая  партия ликвидируется по решению  Верховного Суда Российской Федерации  в следующих случаях: если она  не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 ФЗ «О политических партиях»; при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии; неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд; отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее ста человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие  числа членов равного десяти тысячам. Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, её регионально отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии. В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается либо на цели, которые предусмотрены уставом и программой данной политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии, либо в доход государства, если по решению суда. Также ликвидация партии влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

Информация о работе Политические партии в Российской Федерации, понятие и конституционно-правовой статус