Политическое убежище в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право политического убежища. Неугодные государству или правящей партии политические взгляды, суждения, убеждения и их открытые выражения (высказывания) приводят к тому, что многие люди вынуждены покидать место своего обычного проживания и искать убежище в других государствах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятия, основные черты и виды политического убежища.................................................................................................................
Глава 2. Международно-правовые последствия предоставления политического убежища…………………………………………………………
Глава 3. Предоставление политического убежища в Российской Федерации…..............................................................................................................
Заключение…………………………………………
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Ульяновский государственный университет.doc

— 114.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Факультет трансферных специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:«Политическое убежище в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ФТС-12

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент,.

 

 

 

 

Работа сдана:«___»_________________2010г.

К защите допущена:«___»___________2010г.

                                    Оценка________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятия, основные черты и виды политического убежища.................................................................................................................

Глава 2. Международно-правовые последствия предоставления политического убежища…………………………………………………………

Глава 3. Предоставление политического убежища в Российской Федерации…..............................................................................................................

Заключение…………………………………………

Список использованных источников…………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право политического убежища. Неугодные государству или правящей партии политические взгляды, суждения, убеждения и их открытые выражения (высказывания)  приводят к тому, что многие люди вынуждены покидать место своего обычного проживания и искать убежище в других государствах.

Обзор литературы. В курсовой работе исследуются международные правовые акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы предоставления политического убежища.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие по поводу предоставления политического убежища, и государственная политика Российской Федерации в сфере предоставления политического убежища.
Предмет исследования в курсовой работе – конституционно-правовой институт политического убежища и нормы международного и конституционного права России, регулирующие предоставление политического убежища.

Целью исследования является изучение основных черт права политического убежища в Российской Федерации. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

- дать характеристику понятия и содержания права политического убежища;

- изучить историю права убежища;

- показать механизм реализации права политического убежища.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой работы, ставятся цели и задачи исследования в курсовой работе; основная часть курсовой работы состоит из трех глав, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; в заключении делаются общие выводы о проведенном в курсовой работе исследовании. К курсовой работе прилагается список использованных при написании курсовой работы источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятия, основные черты и виды политического убежища.

Существует несколько определений права убежища.

М. Д. Шаргородский в своей работе "Уголовный закон" пишет: "Право убежища - это право государства предоставить лицу, преследуемому в другом государстве за совершение преступления, право проживания на своей территории без привлечения его к уголовной ответственности[1]".
Данное определение должно быть более широким и охватить целый ряд существенных свойств, присущих институту права убежища. Во-первых, убежище может предоставляться не только тем лицам, которые преследуются за совершение преступления. Вместе с тем, на убежище не могут претендовать лица, совершившие преступление неполитического характера. С другой стороны, лицо, которое не совершало никакого преступления, но преследуется по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, вправе рассчитывать на предоставление убежища. Во-вторых, необходимо сказать об обязанности государства-убежища предоставить беженцу право безопасного проживания на своей территории и гарантировать ему основные права и свободы человека.
В курсе Л. Оппенгейма - Г. Лаутерпахта право убежища определяется как "компетенция каждого государства, вытекающая из его территориального верховенства, разрешать иностранцу, подвергающемуся преследованию, въезд и пребывание на своей территории[2]". Действительно, территориальное верховенство, т.е. суверенитет государства, является основой предоставления этим государством убежища преследуемому лицу. Однако в данном определении ничего не говорится, во-первых, о невозможности предоставить убежище определенному международным правом кругу лиц, а, во-вторых, об обязанности государства гарантировать основные права и свободы лицу, которому оно предоставило убежище.
В учебнике "Международное право" под редакцией Ю. М. Колосова и В. И. Кузнецова, право политического убежища понимается как "предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследования по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного места жительства[3]". Данное определение, как и некоторые приведенные выше, не содержит указания на то, что государство, предоставив убежище преследуемому лицу, должно также гарантировать его безопасность.
Институтом международного права на сессии 1950 г. в Бате было принято следующее определение: "Убежище - защита, которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его органов, лицу, прибывающему в поисках ее". Среди достоинств этого определения можно выделить то, что согласно ему государство гарантирует защиту преследуемому лицу.
С другой стороны, это определение имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, в данном определении не содержится указания на то, что убежище не предоставляется определенному международным законодательством кругу лиц. Во-вторых, это определение трактует право убежища слишком широко. Указывая, что убежище может предоставляться не только на территории государства, но и "в каком-либо другом месте находящемуся под контролем его органов", авторы, видимо, имели в виду институт так называемого дипломатического убежища. Однако общее международное право в принципе отрицает правомерность дипломатического убежища.

Н. А. Ушаков, определяет право убежища как "предоставление политическому эмигранту права безопасного проживания в иностранном государстве при гарантии ему демократических прав человека и основных свобод со стороны государства-убежища[4]". Данное определение отражает целый ряд основных черт исследуемого института, о которых шла речь выше. Однако, при определении понятия "право убежища" необходимо подчеркнуть, что право это основано исключительно на государственном суверенитете.

Л. Н. Галенская считает, что право убежища должно предоставляться не только преследуемым лицам, но и тем, "которые не подвергались и, возможно, не будут подвергаться никаким преследованиям, но политические взгляды которых не позволяют им остаться у себя на родине[5]". С этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку преследование или реальное опасение стать жертвой преследования является основанием для предоставления убежища. Многие современные авторы, занимающиеся проблемой права убежища, вообще избегают давать конкретное определение этому институту.
Большой юридический словарь дает следующее определение политическому убежищу: «это предоставление иностранцу или лицу без гражданства, преследуемому по политическим мотивам в своей стране, права проживания в другом государстве[6]». От этого определения мы будем отталкиваться в последующих главах курсовой работы.

В соответствии с нормами, закрепленными в международных документах, можно выделить следующие основные черты права убежища:
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других станах и пользоваться этим убежищем. Положение лиц, получивших убежище, должно являться без ущерба для суверенитета государств и принципов и целей ООН предметом заботы международного сообщества.
2. Каждое государство имеет право предоставлять преследуемым лицам убежище на своей территории на основании государственного суверенитета.
3. Государство само оценивает основания для предоставления убежища.
4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.
После предоставления убежища государство обязано гарантировать лицу безопасность (т.е. его невыдачу и невыссылку) и основные права и свободы. Государство, предоставившее убежище, не должно позволять лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН. Предоставление убежища является мирным, гуманитарным актом и поэтому не должно рассматриваться другими государствами как недружественный акт. Убежище, предоставленное с соблюдением всех международных норм, должно уважаться всеми другими государствами. Таким образом, право убежища - это суверенное право государства предоставлять лицу, преследуемому по мотивам, определенным международным правом, право безопасного проживания на своей территории, а также гарантия такому лицу прав и основных свобод со стороны государства-убежища.

Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором - внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.
Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII)[7].
Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища - это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.
Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства. В отечественной практике для определения лиц, получивших политическое убежище, употребляется термин "политические эмигранты". В России, как, впрочем, и в других государствах, их статус по существу равнозначен статусу лиц без гражданства. Отличие состоит в том, что в некоторых случаях допускается предоставление политическим эмигрантам ряда льгот (в отношении жилища, трудоустройства и т. п.).

Если перечень оснований, по которым политическое убежище может предоставляться, зависит от внутреннего законодательства, то обязательство государств не предоставлять такого убежища определенным категориям лиц предусматривается уже нормами международного права (принципами, договорными и обычными нормами). Это положение отражено в п. 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище, где говорится, что право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международно-правовые последствия предоставления политического убежища.

Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убежище.
Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать на территории определенного государства. В последнем случае государство не берет на себя никаких международно-правовых обязательств.
Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.
Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.
Получило довольно широкое распространение правило, закрепленное во многих международных договорах, согласно которому убийца главы государства или лицо, покушавшееся на его жизнь, не считается политическим преступником, то есть может подлежать выдаче. Правда, эта норма носит только договорный характер. Иногда она закрепляется во внутреннем законодательстве государств. В 1957 году западноевропейские государства заключили Европейскую конвенцию о выдаче преступников[8]. Эта норма нашла в ней отражение. Ранее она была сформулирована в Конвенции о борьбе с терроризмом 1937 года, которая так и не вступила в силу.
Второе международно-правовое последствие предоставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным причинам, временно выезжает в третью страну. Приобретает ли само это лицо в подобных ситуациях право на квазидипломатическую защиту или не приобретает такого права, зависит от внутреннего законодательства соответствующего государства, но государство, предоставившее убежище, приобретает право на оказание защиты в международно-правовом смысле, то есть в отношении иностранного государства, в котором права данного лица были нарушены. Указанная защита может именоваться квазидипломатической потому, что, будучи внешне сходной с дипломатической защитой (оказываемой государством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным статусом заинтересованных лиц.
Практике известны случаи, когда возникал вопрос об оказании лицу, получившему убежище, квазидипломатической защиты даже в отношении вынужденно покинутого им государства, например при похищении его агентами этого государства.
Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убежище.
В Декларации о территориальном убежище (ст. 4) тезис о недопустимости определенных действий со стороны лиц, получивших политическое убежище, сформулирован более широко. В ней говорится: "Государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций".
Право убежища не предоставляется индивидам непосредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосударственного права. Нормы международного права закрепляют лишь право государства предоставлять определенным категориям лиц политическое убежище и обязанность других государств уважать это право.
Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.

Информация о работе Политическое убежище в Российской Федерации