Политическое убежище в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право политического убежища. Неугодные государству или правящей партии политические взгляды, суждения, убеждения и их открытые выражения (высказывания) приводят к тому, что многие люди вынуждены покидать место своего обычного проживания и искать убежище в других государствах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятия, основные черты и виды политического убежища.................................................................................................................
Глава 2. Международно-правовые последствия предоставления политического убежища…………………………………………………………
Глава 3. Предоставление политического убежища в Российской Федерации…..............................................................................................................
Заключение…………………………………………
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Ульяновский государственный университет.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Глава 3. Предоставление политического убежища в Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Для предоставления политического убежища важно, что указанное преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
В этом главное отличие предоставления политического убежища от предоставления статуса беженца. Беженцем признается лицо, которое опасается преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (то есть когда гонения направлены на группу, к которой относиться беженец, а не исключительно на самого беженца). Политическое убежище же предоставляется лицам, которые преследуются непосредственно за личную общественно-политическую деятельность, а не в связи с тем, что они являются членам какой-либо партии или иной политической группы либо по иным групповым признакам.
Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется в следующих случаях:

- если лицо преследуется в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства не за общественно-политическую деятельность и убеждения, а за действия, которые в Российской Федерации в соответствии с Уголовным кодексом РФ рассматриваются в качестве преступлений. Например, если лицо преследуется за организацию убийства министра иностранного государства, такое лицо не может претендовать на получение политического убежища в России;

- если лицо виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Цели и принципы организации Объединенных Наций изложены в Уставе ООН. В число этих целей и принципов включаются коллективные меры по предупреждению и устранению угроз миру и актов агрессии, мирное разрешение споров, развитие дружественных отношений между государствами, уважение равноправия и самоопределения народов, международное сотрудничество в экономических, социальных, культурных и гуманитарных вопросах и поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различий, признание принципа суверенного равенства наций, добросовестное выполнение международных обязательств, разрешение споров мирными средствами, обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения.
По этому основанию не может быть предоставлено политическое убежище, например, бывшему министру обороны зарубежного государства, которым когда-либо были развязаны военные действия против соседнего государства;
- если лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации обвиняемый лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого либо вынесен обвинительный акт (ст. 47). Обвиняемый не может просить политического убежища до момента прекращения в отношении него уголовного дела либо постановления оправдательного приговора. В случае, если в отношении лица будет вынесен обвинительный приговор, подлежащий исполнению, то оно также не вправе претендовать на получение политического убежища.
В соответствии со статьей 302 УПК РФ возможно вынесение следующих видов обвинительного приговора:
с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным;
с назначением наказания и освобождением от его отбывания (такой приговор выносится в связи с изданием акта об амнистии, освобождающего от применения наказания, назначенного осужденному данным приговором, либо при поглощении временем нахождения подсудимого под стражей по данному уголовному делу наказания, назначенного судом);
без назначения наказания (такой приговор выносится в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства суд придет к выводу о том, что вследствие изменения обстановки совершенное виновным деяние потеряло характер общественно опасного или лицо перестало быть общественно опасным (ст. 26, 28 УПК РФ).
Обвинительным приговором, подлежащим исполнению, является только первый вид приговоров, то есть с назначением наказания, подлежащего отбытию осужденным. При вынесении иных видов приговоров лицо вправе претендовать на получение в России политического убежища, если к этому будут соответствующие основания;

- если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование. Так, если гражданин Северной Кореи, который преследуется в этом государстве за свои оппозиционные политические убеждения, прибыл в Россию из Тайваня, где ему не грозило никакое преследование по политическим мотивам, то он не сможет получить политическое убежище в Российской Федерации;

- в случае, когда лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области зашиты прав человека. МИД России ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и предоставляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ и МВД России.
Так, если гражданин Турции, подвергавшийся в Турции преследованию за политические убеждения (являлся активистом Рабочей партии Курдистана), прибыл из Великобритании государства с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека, где ему не грозило никакое преследование по политическим мотивам, то он не сможет получить политическое убежище в России;

- когда лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (см. главу 1, 8).
В этом случае лицо имеет право ходатайствовать только о признании его беженцем в соответствии с Законом о беженцах;

- если лицо предоставило заведомо ложные сведения при подаче ходатайства о предоставлении политического убежища (например, данные о том, что на его жизнь покушались в связи с его политической деятельностью);

- если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется. Например, если гражданин Афганистана обоснованно опасается преследований за свою политическую деятельность в этой стране, но имеет также и гражданство Франции, он не вправе получить политическое убежище в Российской Федерации.
Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в МВД России, ГУВД (УВД) субъекта Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации .
В ходатайстве должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о реальной опасности стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат признанным мировым сообществом демократическим принципам, нормам международного права. В ходатайстве также излагаются необходимые автобиографические сведения.
При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайства оно направляется в МВД России. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца. Справка наряду с документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим:
МВД России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения МИД и ФСБ России. Срок рассмотрения ходатайств в МВД России, в МИД и ФСБ России не должен превышать 1 месяца в каждом из этих органов.

После рассмотрен я ходатайства и получения заключений МИД и ФСБ России МВД направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления Лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.
Окончательное решение о предоставлении либо отказе в предоставлении политического убежища принимается Президентом Российской Федерацией с учетом предложения Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (такое предложение имеет только рекомендательный характер).
Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

МВД России в 7-дневный срок со дня издания Указа Президента РФ уведомляет через свои территориальные органы лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, о принятом решении.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством, на его основании оформляется вид на жительство. В случае отклонения ходатайства дальнейшее пребывание лица регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, на территории Российской Федерации.
Лицо может утратить политическое убежище либо быть лишено политического убежища.

Утрата политического убежища - это автоматическое прекращение статуса политического беженца в связи с наступлением определенных обстоятельств, которые констатируются государственными органами (Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ).

Лишение политического убежища - это прекращение этого статуса у лица по решению государственных органов (Указом Президента РФ по представлению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ) как наказание за совершение определенных действий, не совместимых со статусом политического беженца.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
- возврата в стран своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

- выезда на жительство в третью страну;

- добровольного от аза от политического убежища на территории Российской Федерации путем подачи письменного заявления;

- приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

    Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению МВД России на основании заключений МИД России и ФСБ России. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища в следующих случаях:

- по соображениям государственной безопасности, то есть в случае, если деятельность лица на территории Российской Федерации представляет угрозу безопасности страны (например, если лицо занимается деятельностью, направленной на дестабилизацию обстановки в стране своей гражданской принадлежности, тем самым создавая угрозу политического либо даже военного конфликта между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности политического беженца);

- если лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций;

- если лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится Указом Президента России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Право убежища (признания беженцем) является институтом внутригосударственного конституционного права государства. Каждое государство провозглашает это право в таком объеме, который соответствует сущности данного государства и его экономическим возможностям, поскольку предоставление убежища связано с дополнительными расходами значительных бюджетных средств.

Политическое убежище — это правовой институт современного международного и конституционного права — возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода.
Основными чертами права политического убежища являются: общепризнанное международным сообществом право каждого человека искать политического убежища; право любого государства предоставлять преследуемым лицам политическое убежище на своей территории на основании государственного суверенитета; право государства самому определять круг лиц, которым предоставляется политическое убежище; предоставление государством гарантий личной безопасности лица и членов его семьи, которым было предоставлено политическое убежище; не предоставление политического убежища лицам, совершившим неполитическое преступление.

Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение. В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.
Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. N 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права.

В соответствии с Положением политическое убежище не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.;

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ от 08.01.2001, 2, ст. 163.;

3. Европейская конвенция о выдаче (Заключена в г. Париже 13.12.1957) // Бюллетень международных договоров. - 2000. - 9. - С. 3 - 11, 19 - 28.;

4. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - С. 287 - 289.;

5. Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала (Приняты в 1950 г. на второй сессии Комиссии международного права ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. - Т. 2. - М.: БЕК, 1996. - С. 101 - 102.;

Информация о работе Политическое убежище в Российской Федерации