Политические
права граждан Российской Федерации.
Общее понятие
и перечень политических прав граждан
Российской Федерации.
Институт прав и свобод является центральным
в конституционном праве. Он закрепляет
свободу народа и каждого человека от
произвола государственной власти. Это
– сердцевина конституционного строя.
Под конституционными
правами и свободами понимаются
наиболее важные права и свободы
человека и гражданина, раскрывающие
естественное состояние свободы
и получающие высшую юридическую
защиту.
Конституционные
права и свободы являются главным
элементом конституционных правоотношений.
Эти правоотношения возникают
между человеком и государством,
порождая обязанность государства
защищать и охранять основные
и другие права и свободы
каждого гражданина.
В то же время
Конституция связывает основные
права и свободы с обязанностями
человека и гражданина. Совокупность основных прав , свобод
и обязанностей образует конституционно-правовой
статус человека и гражданина.
Права и свободы
человека подразделяются на:
- личные права и свободы;
- политические права и свободы;
- экономические права;
- социальные права;
- культурные права и свободы.
Мы рассмотрим
основные политические права
и свободы.
В отличие от
основных личных прав и свобод,
которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны
с обладанием гражданством государства.
Это различие отражает Конституция, адресуя
личные права каждому, политические –
гражданам.
Политические
права и свободы могут быть
реализованы человеком как индивидуально,
так и через объединение с
другими людьми. Индивидуальный
характер носят, например, право
обращаться в государственные
органы или право доступа к
государственной службе. Но такие права, как право на собрания,
демонстрации и митинги, создание политических
партий или организаций, имеют смысл только
как коллективные, и закон регламентирует
их именно в таком качестве. Но все политические
права и свободы, принадлежащие как человеку,
так и гражданину, пользуются равной судебной
защитой, то есть гарантируются государством,
хотя по содержанию многие из них предполагают
критику, инакомыслие, оппозицию правительству
и прямые антиправительственные действия
(демонстрации, митинги и т.д.).
Право на объединение.
Для осуществления
жизненных целей и реализации
прав часто необходимо объединение
усилий, то есть создание разного
рода союзов и организаций,
способных выявлять, выражать и
представлять коллективные интересы.
Совокупность этих объединений отражает способность
гражданского общества к самоорганизации,
то есть к решению общественных проблем
без вмешательства государственной власти.
Столь важная социально-политическая
роль объединений, а также объективная
возможность и опасность использования
их в антиобщественных целях вызывают
необходимость правового закрепления
отношений, складывающихся между объединениями
и государством.
По своему содержанию
право на объединение предусматривает
возможность создания общественных,
то есть негосударственных объединений, а именно:
политических партий, профсоюзов, предпринимательских
союзов и других общественных организаций.
Каждый человек в праве не только создавать
эти общественные объединения вместе
с другими людьми, но и вступать в уже созданные,
участвовать в их деятельности, а также
беспрепятственно выходить из них. Конституция
РФ устанавливает только три положения,
связанные с реализацией этого права.
- Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно, граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации, поскольку конституция РФ не предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст.62). Также в силе положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст.119 Конституции РФ находится Федеральный закон о статусе судей, по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре 1995г. также ограничено такое право для прокуроров.
- Государство гарантирует свободу общественных объединений. Государство не в праве ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только в двух случаях и только по решению суда: а) нарушение ч.5 ст.13 Конституции РФ, иных уголовно наказуемых деяний, б) повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.
- Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.
Закон рассматривает общественное объединение
как некоммерческое формирование в таких
формах: общественная организация, общественное
движение, общественный фонд, общественное
учреждение. Вмешательство органов государственной
власти и их должностных лиц в деятельность
общественных объединений (и наоборот)
не допускается. Законом установлены порядок
создания общественных объединений, их
права и обязанности, ответственность
за нарушение законов об общественных
объединениях.
Несколькими законами
запрещается создание партийных
организаций в государственных структурах – вооруженных
силах, милиции, органах прокуратуры, высших
учебных заведениях. Политические партии
и движения не вправе создавать свои структуры
по производственному принципу, то есть
на заводах, в учреждениях, компаниях и
т.д.
Государство оказывает
поддержку молодежным и детским
общественным объединениям. Им выделяются государственные субсидии,
а сами они пользуются судебной защитой
своих прав.
Некоммерческой
организацией признается организация,
не ставящая извлечение прибыли
в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяющая
полученную прибыль между участниками. Эти организации
создаются в форме общественных или религиозных
организаций (объединений), некоммерческих
партнерств, учреждений, автономных некоммерческих
организаций, социальных, благотворительных
и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также
в других формах, предусмотренных федеральными
законами.
Право на мирные
собрания и публичные манифестации.
В Российской Федерации это право принадлежит
только ее гражданам. Конституция Российской
Федерации (ст. 31) закрепляет право:
собираться мирно, без оружия;
проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия
и пикетирование.
Целью таких
действий граждан является обсуждение
проблем, представляющих общие
интересы, выражение поддержки политики
властей или протеста против
нее, стремление сделать свою позицию по тому или
иному вопросу достоянием общественности.
По существу
это право напрямую связано
со свободой слова и выражения
своих мнений. Главная трудность
его реализации – в совместимости
публичных мероприятий с общественным
порядком, поскольку шествия, митинги и демонстрации
проходят на городских улицах и площадях,
что создает трудности для граждан и транспорта.
Проведение публичных
мероприятий регламентируется Указом
Президента Российской Федерации
о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования от 25 мая
1992 года, который предусматривает уведомительный
порядок проведения публичных мероприятий.
Уведомление подается в местную администрацию
не позднее чем за 10 дней до даты его проведения,
причем инициаторами могут выступать
только лица, достигшие 18 лет и уполномоченные
соответствующей группой граждан или
организацией. В уведомлении указываются
цели, сроки и место проведения мероприятия.
Местная администрация обязана рассмотреть
его и дать ответ о принятом решении не
позднее, чем за 5 дней до проведения публичного
мероприятия. Она вправе предложить изменить
время и место проведения мероприятия,
но решение может быть обжаловано в вышестоящий
исполнительный и распорядительный орган.
Государство гарантирует право на проведение
публичных мероприятий. Государственные
и общественные организации, должностные
лица и граждане не вправе препятствовать
этим мероприятиям. Запрещение возможно
только в строго ограниченных случаях.
Органы внутренних дел осуществляют охрану
общественного порядка, но не вправе применять
специальные средства для пресечения
незаконных публичных мероприятий насильственного
характера, если они не нарушают работу
транспорта, связи, предприятий, учреждений
и организаций. Любые неправомерные действия
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и должностных
лиц, ущемляющие право на публичные мероприятия,
могут быть обжалованы в суд.
При проведении
публичных манифестаций участники
обязаны соблюдать общественный порядок. Им запрещено иметь
при себе оружие или предметы, которые
могут быть использованы против жизни
и здоровья людей, причинить материальный
ущерб. Мероприятие может быть запрещено,
если оно противоречит Конституции, угрожает
общественному порядку, безопасности
граждан. Лица, нарушившие порядок, привлекаются
к ответственности, а нанесенный ущерб
подлежит возмещению.
Федеральным законом
о внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
от 18 июля 1995 года предусмотрена административная
ответственность (предупреждение, наложение
штрафа, исправительные работы с удержанием
части заработка) за воспрепятствование
организации или проведению собрания,
митинга, демонстрации, шествия, пикетирования
либо иного публичного мероприятия, проводимых
в соответствии с законом, или участию
в них, а также принуждение к участию в
них, а также нарушение порядка организации
или проведения собрания, митинга, демонстрации,
шествия, пикетирования либо иного публичного
мероприятия, а также участие в них при
отсутствии признаков преступления.
Право участвовать
в управлении делами государства.
Это право принадлежит
только гражданам Российской
Федерации и реализуется ими,
как сказано в ст. 32 Конституции,
как непосредственно, так и
через своих представителей. Данное право развивает
содержащееся в ст. 3 Конституции положение
о народовластии, которое носит обобщенный,
декларативный характер. А конкретно устанавливаются
право граждан на участие в проведении
референдумов и свободных выборов и право
быть избранными в органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
иметь доступ к государственной службе
и отправлению правосудия, обращаться
в государственные органы и органы местного
самоуправления. Все эти права рассмотрим
подробнее ниже.
Право избирать и быть избранными.
Это право граждан
стоит в центре всех процессов
формирования органов государства,
то есть носит властеобразующий
характер. Всеобщие выборы органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, а также
референдумы предоставляют народу уникальную
возможность контроля над деятельностью
этих органов вплоть до полной смены правителей.
Право избирать и быть избранными в наибольшей
степени дает ощущение принадлежности
гражданина к своему государству и демократизма
этого государства.
Свобода выбора
является важнейшим фактором
интеллектуального совершенствования
человека, нормального духовного
и нравственного развития каждой
личности. Для политически активных
граждан выборы в органы власти
– это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
В отличие от
многих зарубежных конституций,
Конституция Российской Федерации
не содержит специальной главы
об избирательном праве. Самые
общие нормы включены в ч.2,
3 ст.32 Конституции. Отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст.81) и Федерального Собрания.
Но предусматривается, что порядок выборов
в эти органы государственной власти должен
определяться федеральными законами.
В 1995 году были приняты Федеральные законы
о выборах Президента Российской Федерации,
о выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации.
Тем не менее
общие принципы избирательного
права прямо или косвенно предусмотрены
Конституцией РФ в виде ряда
прав, обеспечивающих гражданам
участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы
в Федеральном законе об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской
Федерации от 6 декабря 1994 года.
Равный доступ
к государственной службе.
Это демократическое
право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного
аппарата и превращения его в самодовлеющую
силу, оторванную от народа. В правовом
государстве должны действовать надежные
гарантии против возрождения тоталитарной
«номенклатуры», представители которой
и поныне еще находятся на важных участках
государственной жизни. Равный доступ
на государственную службу призван обеспечить
нормальную сменяемость и обновление
чиновничества, не допустить его превращения
в касту.
Содержанием понятия
равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие
любой государственной должности без
всякой дискриминации. Это не означает,
что гражданин вправе требовать, а государственная
служба обязана немедленно предоставлять
ему желанную должность. Речь идет о равных
возможностях для каждого гражданина
поступить на государственную службу
при наличии вакансий и профессиональном
соответствии. Нельзя отказать в этом
гражданину в связи с его расой, полом,
национальностью, языком, социальным происхождением,
имущественным положением, местом жительства,
отношением к религии, убеждениями, принадлежностью
к общественным объединениям.