Политические права граждан Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.
Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Файлы: 1 файл

Политические права граждан Российской Федераци1.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

   Вопросы поступления  на государственную службу регулируются  Федеральным законом об основах  государственной службы от 31 июля 1995 года. Право поступления на службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет, а предельный возраст нахождения на государственной должности – 60 лет. Замещение должностей производится по назначению или по конкурсу. Предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу: признание судом недееспособным, лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока, наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другим основаниям, установленным законом.

   Закон устанавливает  порядок обязательной аттестации  государственных служащих, меры  наказания за должностные проступки,  условия труда и т.д.

 

Право участвовать в отправлении правосудия.

 

Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет  каждому гражданину возможность  без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем.

   Назначение на должность судьи осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных ст.119 Конституции, – достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К судьям могут предъявляться дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом.

   Присяжные заседатели, входившие в русскую дореволюционную судебную систему, восстанавливаются Конституцией (ч.4 ст.123) как важная черта судопроизводства в случаях, предусмотренных федеральным законом. Организация суда присяжных, права и обязанности присяжных при рассмотрении определенных категорий уголовных дел установлены действующим законом, но подлежат дальнейшей регламентации федеральным законом в соответствии с указаниями Конституции. Пока они назначаются путем жребия для рассмотрения конкретного уголовного дела, а именно решения только одного вопроса: о виновности или невиновности обвиняемого.

 

 

Право обращений.

 

   Граждане России  имеют право обращаться лично,  а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 года было реорганизовано Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, которое призвано обеспечивать рассмотрение обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству, федеральным министерствам и Администрации Президента РФ.

   Право обращений  включает возможность коллективных  обращений (петиций). Это обычно  предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и т.д.

   Данное право  чаще всего используется для  обжалования действий должностных  лиц (право жалобы). Действующим  Указом Президиума Верховного  Совета СССР о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан от 12 апреля 1968 года в редакции от 4 марта 1980 года установлена обязанность соответствующих лиц принимать жалобы и рассматривать их в определенные сроки (обычный срок – до одного месяца). В отличие от предложений и заявлений, которые рассматриваются теми же органами, в которые они направлены, жалобы направляются в вышестоящие инстанции по отношению к тем должностным лицам и органам, действия которых обжалуются. Решение по жалобе может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию или в суд.

   Обращения граждан  являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Будучи одновременно одной из форм участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

   Незаконные действия  государственных органов и должностных  лиц могут обжаловаться и в судебном порядке, который установлен Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, от 27 апреля 1993 года (с изменениями). Закон предоставляет гражданам право обжаловать действия и решения, нарушающие их права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение, должностному лицу.

   Право обращений  свидетельствует о том, что  воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровождаются бюрократической волокитой и формальными отписками.

 

 

Свобода печати и информации.

 

   Можно сказать,  что это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати  нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность  общества и каждого человека  – залог экономического и культурного  прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

   Первоосновой  свободы печати, как это вытекает  из ч.4 ст.29 Конституции, является  право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых ее органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.

   Каждый человек  вправе передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом, то есть  он может сделать ее достоянием  общества под собственную ответственность  за ее достоверность. Распространение  информации не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом.

   Особое значение  принадлежит массовой информации, которая реализуется через информационные  агентства и различные средства (СМИ) – газеты, журналы и т.д.

   Конституция гарантирует свободу средствам массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом (включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других средств массовой информации и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои материалы с каким-либо государственным органом (например, с Государственным комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им от государственных органов, самостоятельно строить свои отношения с международными информационными агентствами, направлять за рубеж собственных корреспондентов.

   Согласно Конституции  цензура запрещается. Ни в редакциях  СМИ, ни в каком-либо государственном органе не может быть лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.

   Конкретные гарантии  свободы средств массовой информации  содержатся в Законе о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года. Так, установлено, что государственные органы и общественные объединения  обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций и в других формах. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности СМИ (например, незаконное запрещение или приостановление) влечет уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законом.

   Не вмешиваясь  в деятельность независимых (частных) СМИ, государство в то же время регламентирует государственные средства массовой информации. На них, разумеется, распространяются все  гарантии свободы печати, но государство вправе требовать от них освещения деятельности органов государственной власти. С этой целью в январе 1995 года был принят Федеральный закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Закон устанавливает, что государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ и других органов, включать информационно-просветительные программы с соблюдением определенных требований (например, не прерывать официальные сообщения рекламой). Однако любые решения государственных органов на этот счет могут быть обжалованы в суд.

   Единственным  правительственным институтом, противостоящим  злоупотреблениям прессы, является  Судебная палата по информационным  спорам при Президенте РФ, Положение  о которой утверждено Указом  Президента РФ от 31 января 1994 года. Этот государственный орган разбирает споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации, необходимостью информирования, оперативного исправления ошибок в сообщениях, с нарушением нравственных правил и др. Палата выносит решения и рекомендации в адрес конкретных СМИ (например, устанавливает факт нарушения Закона о средствах массовой информации и предлагает газете, нарушившей Закон, опубликовать это решение на своих страницах). Так же Палата вправе вынести предупреждение учредителям, сделать замечание журналистам, а также внести в суд предложение о прекращении деятельности отдельных средств массовой информации.

   Федеральный закон  об информации, информатизации и  защите информации от 20 февраля  1995 года призван защищать право  собственности на документы и массивы документов в информационных системах, он вводит порядок правовой защиты информации, не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (ст.11). Закон предусматривает меры против хищения и подделки информации, несанкционированных действий по уничтожению, искажению и копированию информации, устанавливая тем самым правовой режим ее защиты в интересах физических и юридических лиц, государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разграничение полномочий между Российской Федерацией

и ее субъектами.

 

Полномочия  Правительства Российской Федерации.

 

   Правительство  в любом государстве осуществляет  широкую деятельность, охватывающую  государственным управлением практически  все сферы жизни.

   Как высший  орган федеральной исполнительной  власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий.

   Правительство  Российской Федерации в пределах своей компетенции:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики государства;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

   Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

   В сфере  экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;  вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.

   В сфере бюджета и финансов Правительство РФ является соучастником бюджетного процесса, то есть регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; управляет государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

   В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Информация о работе Политические права граждан Российской Федерации