Политические партии в Российской Федерации, понятие и конституционно-правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 14:31, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации идёт процесс реформирования политической системы. Были провозглашены идеологическое многообразие, политический плюрализм. Обязанностью государства является следование законным интересам и учёт мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений. Способность эту обязанность выполнять является одним из главных критериев эффективности демократического государства. Необходимо развитие гражданского общества как общества свободных граждан, их добровольных ассоциаций и организаций, независимых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Файлы: 1 файл

ПолСоц реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Важная  роль деятельности политических партий обуславливает объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей. ФЗ «О политических партиях» содержит главу, посвящённую вопросу о правах и обязанностях партий. В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решений органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке и объеме, установленных законом; участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; создавать региональные, местные и первичные отделения, в то числе с правами юридического лица, принимать решения о реорганизации и ликвидации; организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации, а также образовательные учреждения дополнительного образования взрослых; пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации; создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица; защищать свои права и представлять законные интересы членов партии; устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации; осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии. На этом закон не ограничивает деятельность политической партии, она правомочна осуществлять и иного рода действия, установленные российским законодательством.

     Предоставляя  политическим партиям широкие права  и свободы, законодательство в то же время  возлагает на них и обязанности. В соответствии с 27 статьёй ФЗ «О политических партиях» партия обязана соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав политической партии. Кроме этого требования, обязательного для всех субъектов права, находящихся в Российской Федерации, политическая партия обязана каждый год представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы сводного финансового отчета политической партии и финансовых отчетов её региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица (то есть зарегистрированных структурных подразделений). Партия должна допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия (съезды, конференции, общие собрания и так далее) и извещать заблаговременно соответствующую избирательную комиссию о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также допускать представителей избирательной комиссии на указанные мероприятия. Политическая партия и её региональные отделения ежегодно представляют в регистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, её региональными отделениями и иными структурными подразделениями (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списков кандидатов в депутаты.

     Указанные обязанности носят далеко не декларативный  характер, за их несоблюдение предусматривается  юридическая ответственность в  виде приостановления деятельности политической партии, которая может привести к ликвидации.

     Если  суммировать положения законодательства, то можно выделить два основных вида прав и свобод политических партий: во-первых, это политические: право  участвовать в формировании и  деятельности государственных органов; свобода пропаганды идеологии и программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода организации допускаемых законом массовых мероприятий; право свободного доступа к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои СМИ; право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями и их международными объединениями, и т. д.. Во-вторых, имущественные права: право собственности; право заниматься определёнными видами предпринимательской деятельности; право получать от государства материальную и финансовую поддержку в различных формах, и т. д..

     Все права политических партий являются коллективными. Хотя многие из них совпадают  с индивидуальными конституционными правами граждан, данные права принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – как специфическим субъектам права и могут быть реализованы только ими.

     Одним из важнейших прав политической партии является право на участие в политическом процессе. В нём заключена сущность политической партии, ведь партии всегда создавались и создаются для выполнения одной главной функции – борьбы за власть или влияние на неё. Законодательство РФ рассматривает участие партий в выборах и референдумах довольно подробно. В ФЗ «О политических партиях» говорится, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборах федерального и регионального уровней. При участии в выборах политическая партия должна опубликовать свою предвыборную программу. Партии играют ведущую роль в ходе выборов.

     Статья 32 ФЗ «О политических партиях» посвящена видам государственной поддержки политических партий. Государство оказывает всем политическим партиям поддержку на равных условиях. Среди видов поддержки политических партий можно выделить: обеспечение равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным СМИ; создание равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям; обеспечение равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях. Также к видам государственной поддержки политических партий относится и государственное финансирование политических партий.

     Для политической партии крайне важным является вопрос финансирования. Причем в широком  смысле он может включать в себя все права и обязанности, связанные с получением средств, их расходованием, а также владением и осуществлением операций с имуществом, ведением хозяйственной деятельности.

     Проанализировав существующее законодательство, можно  сделать вывод, что финансово-хозяйственная  самостоятельность партий значительно ограничена.

     В соответствии с ФЗ «О политических партиях» в собственности политической партии может находится любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим законом и уставом политической партии. ФЗ «О политических партиях» запрещает партиям вести какую-либо предпринимательскую деятельность, кроме издательской деятельности (для пропаганды), продажи имеющегося в собственности движимого и недвижимого имущества, а также продажи сувениров с символикой партии.

     В том, что касается непосредственного  прямого финансирования деятельности партий, существующее законодательство предусматривает возможность получения  объединениями пожертвований от физических и юридических лиц. Но при этом существуют ограничения как по кругу лиц, имеющих право осуществлять пожертвования (иностранные граждане и организации, государственные органы и т. д.), так и по размерам пожертвований от одного лица. При этом, общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать четыре миллиарда триста тридцать миллионов рублей, а сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать восемьдесят шесть миллионов шестьсот тысяч рублей.

     Спорным является вопрос о государственном  финансировании политических партий. ФЗ «О политических партиях» предусматривает прямое финансирование деятельности партий. Финансирование партии производится в том случае, если на ближайших предыдущих федеральных выборах партийный список получил не менее трех процентов голосов или выдвинутый партией кандидат на пост Президента РФ получил не менее 3 процентов голосов. В последнем случае уплачиваются единовременные выплаты. С учётом ограничений, налагаемых на совершение партией предпринимательской деятельности, можно заметить, что партии начинают зависеть от правительства в финансовых вопросах.

     Политическая  партия и её региональные отделения  осуществляют налоговый учёт и бухгалтерскую  отчётность в общем порядке. Однако, помимо этого Законом «О политических партиях» предусматривается регулярное представление сведений о поступлении и расходовании средств партии и её отделений в соответствующие избирательные комиссии. 

Заключение. 

     Политические  партии играют ключевую роль в политических системах современных демократических государств. Именно они непосредственно участвуют в формировании высших органов государственной власти, участвуют в принятии законов и определении основных направлений государственной политики. Партии обеспечивают представление тех или иных социальных групп в сфере осуществления государственной власти.

     В последнее время политические лидеры РФ провозглашают необходимость  формирования в России стабильной партийной  системы, превращения партий в ведущие институты гражданского общества. Однако партийная система России ещё очень далека от идеала.

     Российское  законодательство фактически закрепляет ведущую роль партий в политической системе. Только партиям предоставлено право выдвигать своих представителей на федеральных парламентских выборах. Такая же ситуация постепенно складывается и на региональном, местном уровнях. Таким образом, возможность реализовать свои пассивные избирательные права для граждан ставится в зависимость от их участия в деятельности той или иной политической партии. Остальные общественные объединения вытесняются из политики, в то время как возможности для самовыдвижения граждан в качестве кандидатов на ту или иную выборную должность весьма ограничены.

     При этом нужно учитывать, что процесс создания новых партий крайне затруднён. Высокие требования к численности политических партий, необходимость создания региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, исключение остальных общественных организаций из числа участников выборов на всех уровнях, отмена института избирательных блоков и другие положения законодательства привели к тому, что фактически для создания партии необходимо обладать огромными ресурсами. В результате количество политических партий в России за последние годы сократилось до семи. Однако из оставшихся партий большинство фактически не играет той роли, о которой говорят политические лидеры России. За последние годы в РФ сложилась партийная система с одной доминирующей партией, контролирующей весь властный аппарат. Большинство оппозиционных партий либо слишком слабы, либо подавляются, либо на деле являются союзниками правящей партии.

     Всё это отрицательно сказывается на развитии всех сфер российского общества. Политические партии в РФ фактически не осуществляют одну из важнейших своих функций – представительство интересов граждан, они не являются теми институтами, которые могут (и должны) стоять во главе гражданского общества. Затруднена процедура ротации политических элит. Неразвитость российской партийной системы ведёт, помимо прочего, к снижению политической активности граждан, абсентеизму, недоверию к власти и самим партиям. Необходимо реформирование российской партийной системы, создание реальных возможностей для деятельности политической оппозиции, изменения партийного и избирательного законодательства.

Информация о работе Политические партии в Российской Федерации, понятие и конституционно-правовой статус