Основные модели социальной политики: реализация в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Объектом исследования является процесс управления развитием социальной политики. Предметом исследования выступают вопросы, связанные с нормативно-правовым массивом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также социально-обеспечительные отношения, экономические отношения, возникающие в процессе реализации социальной политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-5
1 Социальная политика: сущность, цели, основные направления…………………………………………………………………6-16
2 Особенности реализации социальной политики в зарубежных странах (на примере нескольких стран: Швеции, Франции, Германии, США)………………………………….........................................................17-30
3 Реализация целей социальной политики РБ. Использование зарубежного опыта в формировании социальной защиты……………………………………………………………………...31-39
Заключение………………………………………………………………...40-41
Список используемых источников…………………………………………….42-43

Файлы: 1 файл

Модели социальной политики.docx

— 68.16 Кб (Скачать)

    Динамично развивается  система общего образования. Белорусская  школа полностью обеспечена национальными  учебниками, а по отдельным предметам  – учебно-методическими комплексами.

    В отрасли действует  система мер по социальной  поддержке учащейся молодежи  – стипендиальное обучение, оказание  материальной помощи обучающимся  за счет средств бюджета и  внебюджетных средств. Сохраняется  поддержка обучающихся на платной  основе – предоставляются скидки  со стоимости обучения, на льготных  условиях осуществляется кредитование  оплаты первого высшего образования.

    Доля государственных  вложений в социальную сферу  достигает до 14 % от ВВП.В связи  с ориентацией переходной экономики  Беларуси на социально ориентированную  модель доля инвестиций в основной  капитал непроизводственного назначения (библиотеки, бассейны, детские сады, школы) достигла к 2005 г. 43% от  объема всех инвестиций в основной  капитал. Доля расходов государственного  бюджета на социально-культурные  мероприятия составляет около  15% консолидированного бюджета Республики  Беларусь.

    Важной проблемой  в реализации политики социальной  защиты Республики Беларусь является  проблема минимизации и преодоления  последствий экологической катастрофы  на Чернобыльской АЭС. Ущерб,  нанесенный Республике Беларусь  в расчете на 30-летний период  преодоления последствий катастрофы, оценивается в 235 млрд. долларов  США. Беларусь вынуждена ежегодно  тратить до 25%государственного бюджета  на проведение мероприятий по  ликвидации последствий аварии.

    Сейчас Беларусь  выступает в период отдаленных  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС. Диапазон проблем, которые  поставила чернобыльская катастрофа  перед государством, очень широк.  Все они носят долгосрочный  характер и еще многие годы  будут оставаться в центре  внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их  решению подключены практически  все научные учреждения и высшие  учебные заведения республики, которые  имеют соответствующих специалистов  и материально-техническое обеспечение.

    На протяжении  последних лет разрыв в соотношении  доходов 10% наиболее и 10% наименее  обеспеченного населения в Беларуси  увеличивается незначительно. В  мировой практике предельно критическим  значением этого показателя считается  10-12 раз. В 2008 году данный показатель  по Беларуси составил 5,9 раз. В  Российской Федерации соотношение  денежных доходов 10% наиболее  и 10% наименее обеспеченного населения  в 2008 году составило 16,9 раза.

    Целью законодательной  базы Республики Беларусь по  социальной защите являются недопущение  снижения жизненного уровня населения,  и, прежде всего наименее защищенных  категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных  семей), повышение эффективности  социальных программ и рациональное  использование выделяемых государством  средств на защиту населения.

    К 2010 году было  предусмотрено повысить критерий  нуждаемости в республике до  уровня прожиточного минимума. Однако  по решению Главы государства  с 17 декабря 2007 года критерий  нуждаемости повысился до 100% бюджета  прожиточного минимума, а для  семей, оказавшихся в сложных  жизненных ситуациях, размер единовременного  пособия достиг 120% бюджета прожиточного  минимума. Повысился также критерий  нуждаемости для обеспечения  бесплатным питанием детей первых  двух лет жизни.

    Пособия: по  социально-правовым основаниям обеспечения  в Беларуси выделяются следующие  важнейшие виды пособий: по  временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице;  на погребение.

    Пособие по  временной нетрудоспособности обеспечивает  материальную поддержку граждан,  которые по различным причинам  временно утратили возможность  трудиться, получать заработную  плату или иной трудовой доход.  Пособиями по временной нетрудоспособности  обеспечиваются лица, на которых  в соответствии с законодательством  распространяется государственное  социальное страхование.

    Пособия семьям, воспитывающим детей, выплачиваются  в соответствии с законом "О  государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" имеют  целью социальную защиту семьи,  укрепление ее положения в  обществе, охрану материнства и  детства. Для этих пособий характерен  «коллективный» получатель, которым  выступает семья. В соответствии  с законом о государственных  пособиях семьям, воспитывающим  детей, назначаются следующие  виды пособий: по беременности  и родам; в связи с рождением  ребенка; матери, ставшей на учет  в организациях здравоохранения  до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу  за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за  ребенком зачисляется в непрерывный  трудовой стаж; пособие на детей  в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер  его устанавливается в процентах  к бюджету прожиточного минимума  в среднем на душу населения  и зависит от совокупного ежемесячного  дохода семьи; пособия по уходу  за больными детьми и детьми-инвалидами  в возрасте до 18 лет, в т.  ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных  или больных СПИДом; выплачиваются  надбавки к государственным пособиям  на детей, рожденных вне брака,  воспитываемых одним родителем  в случаях, установленных законодательством,  а также на детей-инвалидов  в возрасте до 18 лет.

    Пособие по  безработице гарантируется и  регулируется законом "О занятости  населения Республики Беларусь". Правом на пособие пользуются  безработные, к которым относятся  трудоспособные граждане в трудоспособном  возрасте (женщины до 55 лет, мужчины  до 60 лет), постоянно проживающие  на территории республики, не  имеющие работы, не занимающиеся  предпринимательской деятельностью,  не обучающиеся в дневных учебных  заведениях либо не проходящие  военной службы и зарегистрированные  в государственной службе занятости.  Пособие не облагается налогами  и подлежит индексации в установленном  порядке.

    В целях усиления  государственной поддержки населения   в 2009 Указом Президента "О государственной  адресной социальной помощи" были  приняты «Положение о порядке  предоставления государственной  адресной социальной помощи в  виде ежемесячного и (или) единовременного  социальных пособий», и «Положение  о порядке предоставления государственной  адресной социальной помощи в  виде социального пособия на  оплату технических средств социальной  реабилитации».

    Согласно специальному  докладу «Manning the Barricades: Who's at risk as deepening economic distress foments social unrest», опубликованному  в марте 2009 году аналитическим  отделом английского еженедельника  «Экономист», индекс политической  и социальной стабильности в  Беларуси выше, чем в соседних  Латвии, Литве, России и Украине.  Риск политической и социальной  нестабильности в Беларуси, по  оценкам авторов издания, является  умеренным в отличие от Латвии, Литвы и России, в которых этот  риск является высоким, и Украины,  в которой этот риск очень  высокий. Согласно докладу Беларусь  входит в число 50 самых стабильных  стран.

    Исходя из вышеизложенного  можно заметить, что социальная  политика в Республике Беларусь  построена по принципу - все для  народа. Она является приоритетом  социально-экономического развития  страны и важнейшим компонентом  при переходе к устойчивому  развитию экономики. Образование,  здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное  обеспечение, туризм, физкультура  и спорт - в единственной стране  на постсоветстком пространстве  развиваются динамично все составляющие  социальной политики.

 

Заключение

 

     В заключении  хотелось бы отметить основные  положения курсовой работы и  привести мои предложения относительно  социальной политики РБ.

     Социальная  политика — система мероприятий,  проводимых правительством через  местные и региональные органы  власти, направленных на улучшение  качества и уровня жизни больших  социальных групп, финансируемых  из средств госбюджета и соответствующих  либо идеологическим установкам  государства на данный момент, либо ценностным ориентациям  общества на долговременную перспективу.

    Социальная политика  является составной частью общей  стратегии государства, относящейся  к социальной сфере: целенаправленная  деятельность по выработке и  реализации решений, непосредственно  касающихся человека, его положения  в обществе; по предоставлению  ему социальных гарантий с  учетом особенностей различных  групп населения страны проводимая  правительством, всеми ветвями и  органами власти.

    Задачи социальной  политики охватывают стимулирование  экономического роста и подчинение  производства интересам потребления,  усиление трудовой мотивации  и деловой предприимчивости, обеспечение  должного уровня жизни и социальной  защиты населения, сохранение  культурного и природного наследия, национального своеобразия и  самобытности. Для эффективного  осуществления своих регулирующих  функций государство располагает  такими мощными рычагами воздействия,  как законодательство страны, национальный  бюджет, система налогов и пошлин.

    Опыт большинства  государств мира подтверждает: при  всей объективной зависимости  решения социальных проблем от  экономического и политического  положения в стране социальная  политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать  повышению уровня благосостояния  населения, оказывать стимулирующее  влияние на стремление граждан  к социальному прогрессу. В  современных условиях социальная  политика должна быть приоритетна  для властных структур любого  государства.

    Социальная политика  РБ ориентирована на повышение  уровня жизни народа, его постепенное  приближение к стандартам экономики  развитых стран. Для достижения  поставленной цели можно предложить: 1. Обеспечить рост доходов населения  в соответствии с его трудовым  вкладом. 2. Предотвратить социальное  иждивенство. 3. Создать четкий механизм  социальной защиты населения. 4. Создать  социальную стабильность, дальнейшую  консолидацию всех слоев общества, мир и согласие. 5. Сформировать  стимулы к высокопроизводительному  труду. 6. Повышать производительность  и деловую активность населения. 7. Создавать социальные предпосылки  для всестороннего экономического  роста.

 

 

 

Список используемых источников

 

1.Авдеева М.А. Семейная  политика во Франции М. А.  Авдеева//Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика.-2008.-№4.-С.34-44.

2.Гурина,М. Участие Великобритании  и Франции в реализации социальной  политики ЕС в 1972-2007 гг./Марина  Гурина // Журнал международного  права и международных отношений.-2008.-№4.- С.59-63.

     3.Калашникова,  А. ФРГ: реализация принципов  социального партнерства в условиях  социально ориентированной рыночной  экономики/ Анна Калашникова // Человек и труд.-2008.-№12.-С.27-29.

    4.Кузнецова, З.  Налогообложение доходов физических  лиц в экономически развитых  европейских странах: социальный  аспект / Зоя Кузнецова // Человек  и труд.-2009.-№5.-С.29-32.

    5.Кулакова, В. Социальная  политика администрации Б.Обамы  / В.Кулакова // Мировая экономика  и международные отношения.-2010.-№1.- С.73-81.

    6.Макроэкономика: учеб. Пособие для вузов/ И.В.Новикова, А.П. Морова, А.О.Тихонов (и др.); под ред. И.В. Новиковой, Ю.М.  Ясинского.- Мн.: Акад. Упр. При Президенте  РБ, 2006.-343 с.

    7.Макроэкономика:социально  ориентированный подход: учеб. Для  вузов / Э.А. Лутохина (и др.); под  ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2010.- с. 198-216.

    8.Макроэкономика: учеб. пособие для студ. заоч. и  дистанц. форм обуч. учреждений, обеспечивающих  получение высш. образования по  эконом. спец./ Т.С. Алексеенко, Н.Ю.  Дмитриева, В.М. Коновалов (и  др.); под ред. Л.П. Зеньковой.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2009.-с.244-250.

    9.Социальная политика  Беларуси  в начале 21 века: Сб.научных  трудов.-Мн.: НИЭИ Министерство экономики  РБ, 2005, 280 с.

 

    10.Колос Е.П.  Модель социального развития: белорусский  вариант// « Информационный бюллетень  Администр. Президента РБ», 2004.-№9.- С. 61-67.

    11.Основные положения  Программы социально экономического  развития РБ на 2006-2010 гг.//»Республика», 24 февр. 2006 г.

    12.Юнгблюд, Д.  Социальные системы стран Западной  Европы / Д.Юнгблюд // Общество и  экономика.-2008.-№9.- С.125-146.

    13. Ламеко П.  Шведская модель экономической  реформы // «Белорусский банковский  бюллетень».- 2001.-№2.- С. 46-52.

    14.Официальный  интернет-портал Президента РБ / http://www.president.gov.by

    15.Примаченок, Г.А.  Новое качество социальной политики  и её влияние на структуру  экономики / Г.А. Примаченок // Вестник  БГЭУ.-2009.-№6.- С.5-12.ББК 66.3,41(4Беи) РБ

    16.Потупчик, В.  Достойное качество жизни –  залог устойчивости социального  развития/ Владимир Потупчик// Экономика  Беларуси.-2009.- №3.-С. 18-25. ББК 65.272(4Беи)  РБ

Информация о работе Основные модели социальной политики: реализация в зарубежных странах