Страхование по
безработице. Французская система
страхования по безработице базируется
на коллективных соглашениях
между организациями работодателей
и наёмных работников. Во Франции
существуют два крупных фонда
страхования по безработице, управляемые
на паритетных началах представителями
трудящихся и предпринимателей:
Национальный союз содействия
занятости в промышленности и
торговле и Союз содействия
занятости в промышленности и
торговле. Первая организация отвечает
за финансовые вопросы и функционирование
всей системы страхования по
безработице. Кроме того, в её
компетенции находятся мероприятия
по профессиональной реабилитации
безработных, а также профессиональное
обучение и переквалификация. Вторая
организация управляет страховыми
счетами, отвечает за поступление
взносов, а также за выплату
пособий по безработице. Наряду
с этими двумя учреждениями
во французской системе страхования
по безработице действует также
ещё одна организация — Национальное
агентство занятости, в круг
задач которого входит оказание
содействия в поиске работы, информирование
о состоянии ситуации на рынке
труда и оказание услуг по
профессиональной ориентации. В
системе обеспечения по безработице
во Франции выделяются два
основных вида пособий, выплата
которых зависит от определённых
предпосылок. Первый вид —
это пособие, выплата которого
увязана с такими обстоятельствами,
как наличие страхового стажа
и выплата страховых взносов
в течение определённого времени.
Эта часть системы строится
на общих страховых принципах.
Второй вид — так называемое
пособие солидарности (помощь по
безработице), предназначенное для
безработных, не имеющих право
на страховое пособие.
Семейная политика.
Основные цели семейной политики
Франции заключаются в следующем:
1)в компенсации (хотя бы частичной)
семейных расходов на детей; 2)
в уменьшении социального неравенства
семей; 3) в повышении или сохранении
уровня рождаемости, предоставление
родителям возможности оптимально
сочетать занятость в общественном
производстве с семейными обязанностями.
Во Франции
существует сепарация (раздельное
проживание супругов), не означающая
юридического прекращения брака,
но разрешающая сожительство
с другим партнером, не квалифицируемое
в этом случае как измена.
Внебрачное сожительство,
согласно современному гражданскому
кодексу, признается законным. Дети
от такого брака получают почти
все те же права, что и
законнорожденные. Оба родителя, состоящие
в незарегистрированном браке,
имеют одинаковые права и обязанности
по отношению к ребёнку.
Важным направлением
семейной политики является создание
благоприятных условий для совмещения
родительства и занятости, при
этом государство стремится поддержать
участие обоих родителей в
воспитании ребёнка. Наиболее
эффективно поддержка сочетания
родительства и занятости осуществляется
через систему отпусков и разветвленную
сеть дошкольной подготовки детей.
Налоговые льготы.
Одним из важнейших и действенных
инструментов социальной политики
является налоговое законодательство.
Во Франции налог с физических
лиц исчисляется на семью исходя
из суммарной величины доходов
всех её членов, включающей доходы
супругов и их детей в возрасте
до 18 лет. Помимо налоговых вычетов,
установлены налоговые льготы, распространяющиеся
на пожертвования налогоплательщика
в пользу благотворительных организаций
в размере 66% от суммы спонсорской
поддержки, но не более 20% налогооблагаемой
базы. Совокупное налоговое бремя
(сумма подоходного налога и
других налогов) не должна превышать
85 % годового дохода налогоплательщика
в предыдущем году.[8] Социальная
политика Швеции.
Каждая социально-экономическая
модель преследует и создана для
определенных целей. В шведской модели
первостепенную роль играет социальная
политика, которая призвана создавать
более или менее нормальные условия
воспроизводства рабочей силы (преимущественно
высококвалифицированной) - обстоятельство
исключительной важности для Швеции,
если иметь в виду специфику ее
развития и место в международном
разделении труда, - и является инструментом
ослабления социальной напряженности,
нейтрализации классовых антагонизмов
и конфликтов.
Политика безработицы.
Уровень жизни в Швеции считается
одним из наиболее высоких
в мире и наивысшим в Европе.
Уровень жизни определяется комплексом
различных показателей. По ВВП
и потреблению на душу населения
Швеция занимает одно из первых
мест в Европе. По степени выравнивания
доходов Швеция опережает все
остальные страны мира. Отношение
зарплаты женщин к зарплате
мужчин в Швеции самое высокое
в мире.
Неоспорим успех
Швеции на рынке труда. Швеция
всегда сохраняла исключительно
низкую безработицу. Есть
определенные достижения и в
длительной борьбе за равенство.
Полная занятость сама по себе
важный фактор выравнивания: общество
с полной занятостью избегает
различий в доходах и жизненном
уровне, проистекающих из массовой
безработицы, поскольку долгосрочная
безработица ведет к потерям
в доходах. Доходы и жизненный уровень
выравниваются двумя путями в шведском
обществе. Политика солидарности в области
зарплаты стремится достичь равной зарплаты
за равный труд. Правительство использует
прогрессивное налогообложение и систему
обширных государственных услуг.
Социальное страхование.
Социальное страхование составляет
основной элемент шведской социальной
политики благосостояния. Цель системы
социального обеспечения в Швеции
- обеспечить человека экономической
защитой в случае болезни, при
оказании медицинской помощи, рождении
ребенка и по старости (всеобщее
страхование), в связи с несчастными
случаями и болезнями по производственной
причине (страхование от несчастных
случаев на производстве) и безработицей
(страхование по безработице и
помощь от рынка труда наличными).
Окончательной гарантией независимо
от причины обращения считается
пособие наличными, известное
как страховая помощь.
Система страхования
здоровья является, прежде всего,
инструментом создания большего
социально-экономического равенства.
Она дает возможность людям
с низкими доходами, нуждающимся
в интенсивной медицинской помощи,
получить медицинские услуги
на основе равенства с другими.
Система социального
страхования финансируется из
государственных и местных налогов,
налогов с предпринимателей, трудящихся
и работающих не по найму,
доходов по процентам и вычетов
из капитала из различных фондов.
Главный источник (свыше 40%) –
взносы с предпринимателей, исчисляемые
с суммы фонда заработной плат.
Распределение средств ведется
через Конторы Социального Страхования.
Налоговая политика.
Швеция, избравшая принцип всеобщего
благосостояния, расширила государственный
сектор экономики до такого
размера, что делает страну
уникальной и в этой области:
1/3 самодеятельного населения занята
в государственном секторе, что
находит свое отражение в исключительно
высоких ставках налогообложения.
Суммарные государственные расходы,
включающие как издержки на
государственный сектор, так и
трансфертные платежи, составляют
свыше 60% ВВП Швеции, что ставит
ее на первое место в мире.
Можно охарактеризовать эту часть
шведской модели как социализацию
основных потребностей, таких, как
образование и здравоохранение.
Таким образом, достаточность
средств в государственном бюджете
дает возможность направлять
колоссальные суммы на поддержку
населения: на пособия по безработице,
пособия для детей (в Швеции
они считаются одними из самых
высоких на территории Европы),
на здравоохранение и образование
(поскольку несложная медицинская
помощь, дошкольное образование
и обучение в средней школе
являются бесплатными).
Поскольку одним
из основных принципов социальной
политики Швеции является снижение
безработицы и содействие занятости,
правительство поддерживает частный
бизнес, который создает дополнительные
рабочие места. В этом случае
предусматриваются определенные
денежные субсидии для предпринимателей,
а также льготы по налогообложению.
Пенсионное обеспечение.
В соответствии с программой
дополнительных служебных пенсий,
введенной еще в 1960 году, был
создан Всеобщий пенсионный фонд,
целью которого было возмещение
ожидавшегося сокращения частных
сбережений. Предприниматели должны
делать взносы в этот фонд
за своих работников.
Поскольку взносы и доходы
по процентам превышали выплаты
средств из фонда - всеобщий пенсионный
фонд оказывает решающее воздействие
на рынок капиталов и держит около
1/3 общей суммы шведских облигаций.
52% средств фонда размещено в
жилищное строительство, 29% - в ценные
бумаги центрального правительства
и 15% в частные облигации.
Сейчас шведское
правительство заинтересовано оставить
специфические черты шведской
модели, но используемые методы
повышения налогового бремени
для трудящихся создают огромные
трудности, поскольку поддержка
социальных расходов на достаточно
высоком уровне требует дополнительных
доходов бюджета, а это вызывает
недовольство у рабочего населения.
Сохранение в будущем двух
основных целей шведской модели
- полной занятости и равенства,
видимо, потребует новых методов,
которые в настоящее время
должны соответствовать изменившимся
условиям рынка.
Социальная политика США.
Барак Обама победил на
выборах и занял президентский
пост (4 ноября 2008 г.) в разгар финансово-экономического
кризиса, который называют самым разрушительным
со времён Великой депрессии.
На современном
этапе социально-экономического
развития США главным двигателем
экономического роста стал человеческий
фактор, для развития которого
необходимы постоянное совершенствование
системы образования и профессиональной
подготовки, повышение качества
здравоохранения, улучшение социальной
инфраструктуры, демократизация трудовых
отношений и многое другое.
Налоговые льготы.
Важное место занимает обещание
государства увеличить уже существующие
налоговые льготы для среднего
класса и малообеспеченных американцев
и ввести новые.
Однако отличительной
чертой налоговой политики демократов
является её социальная ориентированность,
перераспределительный характер; в
данный период она, кроме того, направлена
на снятие остроты напряжения в обществе.
В то время как республиканцы
стремятся дать налоговые послабления
всем категориям граждан корпорациям,
демократы считают необходимым
увеличивать налоги для граждан
с высокими доходами.
Планируется ввести
новый налоговый кредит для
малого бизнеса, чтобы работодатель
мог оплачивать страховку сотрудникам.
В предвыборной
программе демократов был обещан
доступный всем возмещаемый налоговый
вычет, который частично или
полностью покроет стоимость
получения высшего образования.
Трудовые отношения.
В этой области программа новой
администрации содержит ряд
мер, призванных повысить уровень
жизни малообеспеченных американцев.
Б. Обама выступает за распространение
на все население страны права
на ежегодный оплачиваемый отпуск
и оплачиваемый больничный бюллетень
(семь дней в год), которого
лишены некоторые категории работающих
по найму. Планируется также
поощрять введение гибких трудовых
графиков и создание удаленных
рабочих мест на предприятиях,
как частного, так и государственного
секторов экономики.
Политика здравоохранения.
Один из основных приоритетов государственной
политики США – политика в области
здравоохранения. Суть долгосрочной программы
заключается в том, чтобы сократить расходы
государства на медицинские программы
(без падения их качества), а также снизить
стоимость коммерческого медицинского
обслуживания для потребителей. Конечной
целью обозначено создание всеохватывающей
системы медицинского страхования, в которой
либо государственными программами, либо
частной страховкой было бы охвачено абсолютно
все население страны.
Также разработан
комплекс мер, направленных на
усовершенствование работы страховых
компаний, на охват большего числа
граждан медицинской страховкой
и развитие этической стороны
системы здравоохранения. Предполагается
обязать страховые компании обслуживать
граждан с хроническими заболеваниями
на общих основаниях. Также дано
обещание принудить крупные компании
в обязательном порядке принимать
участие в страховании работников.
Система образования.
Массовая занятость подростков
и молодёжи получением образования
является весомым фактором социальной
стабильности.