В области высшего
образования взят курс на поддержку
уже существующих программ, помогающих
подросткам из малообеспеченных
семей поступить в колледж
или университет. Государственная
финансовая помощь на получение
высшего образования предоставляется
Министерством образования в
виде стипендий и займов.
В части среднего
образования говорится о необходимости
повысить стандарты оценки знаний
учеников, модернизировать школьную
программу и увеличить количество
часов, проводимых учениками в
школе.
К наиболее
перспективным относятся чартерные
(привилегированные) школы, поэтому
финансирование федеральной программы
чартерных школ обещано удвоить,
при этом школы с плохой
успеваемостью будут закрываться.
Традиционные
вопросы социальной сферы занимают
приоритетное место в повестке
для новой администрации. Нынешний
финансово-экономический кризис
привел к значительному усилению
государственного регулирования
социальной сферы, в нее сделаны
экстренные многомиллиардные вложения.
Очень вероятно, что роль государства,
усиливающаяся во время проведения
антикризисных мер, останется
на высоком уровне и после
выхода из рецессии.
Структура расходов
по конкретным направлениям государственной
деятельности в странах ОЭРС
выглядит следующим образом: расходы
на социальное обеспечение составляют
примерно 21%, на здравоохранение-
более 5%, на образование_ более
5%, на военные нужды- 4%, на обслуживание
государственного долга- 4.1 % от ВВП.
Различия между отдельными странами
довольно велики, что можно проследить
на примере США и Франции
(табл. 2.1).
Итак, подводя
итог к вышеизложенному, необходимо
отметить, что опыт большинства
государств мира подтверждает: при
всей объективной зависимости
решения социальных проблем от
экономического и политического
положения в стране социальная
политика обладает самостоятельностью,
способна своими средствами содействовать
повышению уровня благосостояния
населения, оказывать стимулирующее
влияние на стремление граждан
к социальному прогрессу. В
современных условиях социальная
политика должна быть приоритетна
для властных структур любого
государства.
3 Реализация целей социальной
политики РБ. Использование зарубежного
опыта в формировании социальной
защиты
В Республике
Беларусь целью социальной политики
является обеспечение устойчивого
роста уровня и качества жизни
населения и сокращение бедности.
В процессе трансформационного
перехода по сравнению со многими
другими странами, вставшими на
путь рыночных преобразований, Беларуси
удалось не допустить значительных
негативных явлений в социальной
сфере, связанных с безработицей,
резким расслоением населения
по уровню доходов, снижением
доступности услуг здравоохранения
и образования и др.
В рамках выбранной
страной социально ориентированной
рыночной модели отношений правительство
стремится решить задачи, направленные
на: создание экономических и
правовых условий для повышения
трудовой активности, развития деловой
инициативы трудоспособного населения;
улучшение демографической ситуации
с целью расширенного воспроизводства
населения страны; достижение ощутимого
улучшения материального положения
и условий жизни населения;
обеспечение конституционных прав
граждан в области труда, социальной
защиты, образования, охраны здоровья,
культуры, обеспечения жильем; защиту
прав и социальных гарантий, предоставляемых
семье, женщинам, детям, молодежи,
инвалидам.
Активная социальная
политика и очевидные успехи
в экономике позволили Беларуси
занять согласно данным, рассчитываемым
ООН, самое высокое место среди
стран СНГ по индексу человеческого
развития, учитывающему уровень
жизни населения, его образованность
и продолжительность жизни. По
данным Детского фонда ООН
(ЮНИСЕФ) Беларусь принадлежит к
числу стран с наименьшим уровнем
социального имущественного расслоения.
По этому показателю республика
входит в группу стран, в
которых имущественная дифференциация
населения выражена в наименьшей
степени. К этой группе стран
относятся Германия, Дания, Нидерланды,
Норвегия, Украина, Финляндия, Чехия,
Швеция, Япония. В других странах
восточноевропейского региона и
СНГ степень имущественного расслоения
населения значительно выше (Грузия,
Казахстан, Литва, Латвия, Россия,
Польша, Эстония).
Президент Республики
Беларусь А.Г.Лукашенко поставил
задачу снизить к 2010 году в
2 раза уровень малообеспеченности
населения, и эта задача успешно
претворяется в жизнь. Число
малообеспеченных граждан в республике
постоянно снижается: если в
2000 году их насчитывалось 42%, в
2005 году – 12,7%, в 2008 году –
4,7%. Важно отметить, что такое
снижение произошло во всех
регионах страны, а не только
в крупных городах.
Одним из ключевых
аспектов обеспечения эффективного
социального развития является
расширение занятости. Эта одна
из первостепенных задач государственной
социально-экономической политики
Беларуси. Уровень безработицы в
Беларуси является одним из
самых низких в Европе, он составляет
в настоящее время менее 1 процента.
Государство предоставляет дополнительные
гарантии в области занятости
особо нуждающимся и особо
уязвимым категориям граждан,
в том числе родителям многодетных
и неполных семей; лицам до
21 года, которые впервые находятся
в поисках работы; инвалидам; гражданам,
освобожденным из мест лишения
свободы и др. Дополнительные
гарантии включают в себя такие
меры, как бронирование рабочих
мест для определенных категорий
граждан, осуществление программ
профессионального обучения. В Беларуси
на протяжении почти десяти
лет наблюдается тенденция снижения
женской и молодежной безработицы.
Государственная
социальная поддержка населения
является важнейшей составляющей
социально экономической политики
Беларуси. С 2001 года в стране
действует принцип адресности
при осуществлении государственной
поддержки. Адресная социальная
помощь направлена на оказание
временной материальной поддержки
малообеспеченным гражданам и
семьям, чей среднедушевой доход
по объективным причинам не
превышает установленного критерия
нуждаемости. За 8 лет её получателями
стали свыше 825 тыс. человек.
Реализация норм
Указа Президента Республики
Беларусь от 14 декабря 2007 года
№ 638 «О некоторых мерах государственной
поддержки населения» позволила
получить каждому третьему малообеспеченному
гражданину необходимую поддержку.
Общая сумма назначенной помощи
составила 49 млрд. рублей.
В первом полугодии
2009 года около 108 тыс. человек
оказана адресная социальная
помощь, на выплату которой израсходовано
20,3 млрд. рублей. Основными её получателями
стали многодетные и неполные
семьи (59.4 % от всех получателей).
В настоящее
время намечено дальнейшее расширение
программы государственной адресной
социальной помощи. В этих целях
правительством разрабатывается
соответствующий проект указа
главы государства, предусматривающий
меры, направленные на усиление
адресного, дифференцированного
подхода к предоставлению государственной
поддержки малообеспеченным слоям
населения, увеличение охвата
указанного круга лиц адресными
социальными выплатами, повышение
среднего размера ежемесячного
социального пособия. Предлагаемые
подходы позволят обеспечить
рациональное расходование бюджетных
средств, сделать механизм предоставления
адресной помощи более четким,
прозрачным и дебюрократизированным.
Одним из приоритетных
элементов социальной поддержки
государства является пенсионное
обеспечение. С учетом демографической
структуры населения, обусловленной
его старением, получателями пенсий
являются 26 процентов населения.
Расходы на выплату пенсий
составляют 11 процентов ВВП страны.
С начала 2008 года рост размера
пенсий составил более 6 процентов.
За период с 2003 по 2008 год доля
пенсионеров с пенсией ниже
бюджета прожиточного минимума
снизилась с 29, 9 процентов до 6
процентов от общей численности
пенсионеров.
По уровню пенсионного
обеспечения Республика Беларусь
занимает лидирующие позиции
среди государств СНГ. В 2009
году средний размер пенсии
составил 124,6% от величины среднедушевого
минимального потребительского
бюджета семьи пенсионеров. В
декабре 2009 г. средний размер
пенсии, назначенной органами по
труду, занятости и социальной
защите, составил 429,5 тыс. рублей
или 150 долларов.
Средства, необходимые
для выплаты пенсий, формируются
в основном за счет страховых
взносов с заработной платы
более чем 4.5 млн. занятых в
экономике.
Пенсионная система
Беларуси располагает необходимыми
резервами средств для обеспечения
выплаты пенсий и их повышения
соразмерно росту заработной
платы работников. В то же время
в дальнейшем важно не допустить
как роста нагрузки на экономику
по пенсионному обеспечению, так
и снижения уровня социальной
защиты нетрудоспособных. В Беларуси
с 2009 года предпринято обязательное
профессиональное пенсионное страхование
работников, занятых на рабочих
местах с неблагоприятными условиями
труда. Основная его цель вывести
досрочные пенсии по условиям
труда из общей пенсионной
системы, сформировав отдельный
источник для их финансирования
за счет предварительного накопления
целевых взносов работодателей,
уплачиваемых за работников, занятых
в неблагоприятных условиях труда.
Существующий институт досрочного
(льготного) пенсионного обеспечения
по условиям труда будет постепенно
трансформирован в систему профессиональных
пенсий, что, несомненно, позитивно
скажется в будущем на общей
пенсионной системе.
Для
обеспечения дополнительной защиты
права граждан на пенсионные
выплаты Беларусь активно развивает
соответствующую международную
договорную базу: специальные соглашения
о гарантиях пенсионного обеспечения
при переселении граждан Беларуси
действуют практически со всеми
соседними странами и государствами
СНГ.
В рамках деятельности
по социальной поддержке одиноких
пожилых людей и инвалидов
важное место занимает развитие
сети стационарных учреждений
социального обслуживания. В Беларуси
действуют 70 домов-интернатов для
престарелых и инвалидов, в
том числе 9 домов для детей-инвалидов
с особенностями психофизического
развития, а также Республиканский
интернат ветеранов Второй мировой
войны и труда, в которых
проживает более 16 тысяч человек.
Для повышения
эффективности мер по социальной
защите инвалидов принят закон
«О социальной защите инвалидов
в Республике Беларусь» (1991 г.,
новая редакция – 2000 г.) Решению
многих проблем этой категории
граждан способствует реализация
Государственной программы по
предупреждению инвалидности и
реабилитации инвалидов на 2006-2010
годы, а также Государственной
программы о безбарьерной среде
жизнедеятельности физически ослабленных
лиц на 2007-2010 годы.
Образование и
грамотность – важнейшая основа
прогрессивного социально-экономического
развития Республики Беларусь. В
Беларуси ежегодные расходы на
нужды образования составляют 6 процентов
от уровня ВВП и превышают
аналогичные показатели ряда
высокоразвитых стран. В Беларуси
гарантировано бесплатное среднее
образование, сохранено бесплатное
высшее образование, которое доступно
любому человеку на конкурсной
основе. При этом особое внимание
уделяется обеспечению равенства
образовательных возможностей городской
и сельской молодежи.
В области образования
выполнены в полном объеме
все нормативы государственных
социальных стандартов. При этом
почти в 2 раза перевыполняется
норматив выделения денежных
средств на содержание одного
ребенка в дошкольном учреждении
(в 2008 году-3605.7 тыс. рублей при
нормативе – не менее 1710 тыс.
рублей в год). Соблюдаются требования
обеспеченности общей площадью
образовательных учебных заведений
на одного учащегося, а также
обеспеченности школ спортивными
плоскостными сооружениями и
зданиями спортивного назначения.
Растет число
детей, получающих дошкольное
образование. В 4087 дошкольных
учреждениях образование получают
368 тыс. детей, или 79.1 % от численности
всех детей дошкольного возраста.
Обеспечен 100-процентный охват
детей 5-летнего возраста.
Воспитание детей
в дошкольных учреждениях, как
и в предыдущие годы, является
бесплатным, родители оплачивают 60
% стоимости питания от денежных
норм в зависимости от возраста
ребенка, типа и режима работы
дошкольного учреждения.