Исходя из всего
вышесказанного, можно сделать вывод
о том, что социальная политика
является составной частью общей
стратегии государства, относящейся
к социальной сфере: целенаправленная
деятельность по выработке и
реализации решений, непосредственно
касающихся человека, его положения
в обществе; по предоставлению
ему социальных гарантий с
учетом особенностей различных
групп населения страны проводимая
правительством, всеми ветвями и
органами власти, опирающаяся на
широкую общественную поддержку
социальная политика предназначена
аккумулировать, фокусировать, отражать
обстановку в стране и ситуацию
в обществе, потребности и цели
социального развития.
2 Особенности реализации
социальной политики в зарубежных
странах (на примере нескольких
стран: Швеции, Франции, Германии
и США)
В Западной Европе
сформировался Европейский союз,
в который вошли высокоразвитые
страны. Это уникальное интеграционное
объединение, эффективно функционирующее
в рамках экономического и
валютного союза и имеющее
собственное представительство,
и значительный вес на международной
арене. Одной из отличительных
черт ЕС является единая социальная
политика. Разрабатываемая на межнациональном
уровне и во многом определяющая национальные
социальные системы государств-членов.
Ниже рассмотрим основные черты единой
европейской социальной политики и конкретизируем
их на примере социальной системы Германии,
Швеции, Франции и США.
Социальная политика в
Германии.
Экономика Германии
носит ярко выраженный социально
ориентированный характер.
Результаты,
достигнутые экономикой Германии,
в том числе в плане обеспечения
высокого уровня благосостояния
своих граждан,- закономерное следствие
конструктивного взаимодействия
работодателей и наемных работников.
Устойчивое повышение
производительности и эффективности
труда позволяет: направлять существенную
долю государственного бюджета
на осуществление социальных
программ и законодательно устанавливать
для большинства граждан социально
приемлемый уровень благосостояния.
Поддержка
семьи. Политика по поддержке
семьи в Германии проводится
по нескольким основным направлениям.
В первую очередь, это выплата
так называемых детских денег.
На сегодняшний день право
на пособие имеет один из
родителей (если родители разведены,
то тот, с кем ребёнок официально
живет) в течение первых 25 лет
жизни ребёнка. Право на детские
деньги имеют все немцы вне
зависимости от уровня их доходов.
Родители ребёнка
в Германии также имеют право
на возмещение доходов, утраченных
в результате рождения ребёнка.
Так называемые «родительские
деньги» покрывают 67% прежних
доходов человека и составляют
от 300 до 1800 евро в месяц. Продолжительность
выплат составляет до 14 месяцев.[5]
Беременные женщины
имеют право на защиту от
увольнения в течение двух
месяцев до рождения ребёнка
и четырёх после, а также
имеют право на получение своего
среднего дохода за предыдущие
три месяца. Кроме того, работодатель
не имеет права подвергать
какой-либо опасности здоровье
будущей матери либо её ребёнка.
Политика в
отношении безработных, стимулирование
занятости. В этой области социальная
политика Германии включает два
основных направления: материальная
поддержка безработных и меры
стимулирования занятости.
Политика стимулирования
занятости в Германии основана
на 3 Книге социальных законов
и направлена на реализацию
идеи о том, что максимальное
число немецких граждан должно
быть задействовано на рынке
труда. Реализация этой политики,
в первую очередь, осуществляется
через Федеральное агентство
по труду. Деятельность агентства
включает в себя: консультирование
по вопросам выбора профессии,
профессиональное ориентирование;
посредничество в получении работы
и образования; улучшение профессиональных
качеств кандидата с целью
повышения шансов на получение
достойного места работы; консультирование
работодателей; прочие меры по
способствованию возвращения человека
на рынок труда.
В начале 21 века
в Германии была проведена
реформа системы выплаты пособий
лицам, длительное время находящемся
без работы. Фактически, начиная
с 1.01.2005, если период незанятости
человека составляет более 6-32
месяцев (в зависимости от возраста
и стажа работы), он перестает
получать пособие и начинает
получать социальную помощь.
Основное отличие
социальной помощи по безработице
от пособия по безработице
заключается в том, что пособия
выплачиваются из средств страховых
фондов, в то время как помощь
финансируется из государственного
бюджета.
Помимо оплаты
пособий по безработице и мер
по стимулированию занятости,
социальная политика Германии
в отношении рынка труда также
включает в себя меры по
защите работников. Основным документом,
на основании которого регулируются
отношения между работниками
и работодателями, в Германии
является трудовой договор, однако
минимальные требования к обеим
сторонам прописаны в законодательстве.
Что касается
регулирования минимального размера
заработной платы, то в Германии,
в отличие от остальных стран
ЕС, механизм регулирования отсутствует.
Принцип тарифной автономии предполагает,
что установление минимальных
размеров заработной платы является
результатом переговоров между
профсоюзами и объединениями
работодателей.
Пенсионное обеспечение.
Размер пенсионных выплат устанавливается
как производственная величина
от величины заработной платы
и продолжительности трудового
стажа.
Система пенсионного
стажа включает четыре компонента:
• обязательное
пенсионное страхование рабочих
и служащих;
• пенсии
по старости от предприятий;
• частное
пенсионное обеспечение на добровольной
основе;
• институт
социальных пенсий и пособий,
предоставляемых на основе проверки
нуждаемости.
Угрожающая динамика
старения населения указывает
на необходимость повышения эффективности
системы социального обеспечения
и способности её самостоятельно
генерировать средства. Реформа
была осуществлена в 2004 году. Её
основные идеи заключались в
следующем:
1) сокращение размеров
пенсионных выплат (на 6% в 2011-2030 гг.)
с целью долгосрочной стабилизации
общих ставок страховых пенсионных
взносов;
2) форсированное развитие
системы частного пенсионного
страхования;
3) развитие финансового
рынка в Германии и размещение
на нем капитализированной части
пенсионных накоплений для повышения
общего размера пенсионных выплат.[6]
Система здравоохранения.
В основе немецкого здравоохранения
лежат страховые фонды, в первую
очередь, государственные.
С 1 апреля 2007 года
вступил в силу закон о реформировании
здравоохранения в Германии, включающий
ряд мер, направленных на повышение
операционной и эффективной системы:
изменение схемы функционирования
страховых фондов, увеличение взносов
на медицинское страхование, введение
обязательного медицинского страхования
для всех жителей страны и
др.
Государственное
медицинское страхование предусматривает
диагностику и профилактику заболеваний,
амбулаторное и стационарное
лечение, обеспечение лекарствами
и вспомогательными средствами.
Частное медицинское
страхование позволяет гражданам
самим определять время для
плановой госпитализации, лечиться
у врачей высшей категории,
получать медицинское обслуживание
и уход в более комфортабельных
условиях.
По подсчетам
правительства Германии, реформа
системы здравоохранения позволила
достичь экономии средств из
государственного бюджета в размере
1,1 млрд. евро в 2007 году. В последующие
несколько лет, как ожидается,
расходы на здравоохранение будут
сокращаться на 1,5 млрд. евро ежегодно.[7]
В целом, расходы
на социальные цели на протяжении
2005-2007 гг. были достаточно стабильны:
их совокупный ежегодный прирост
составил менее 0,5% в год. При
четко прослеживающейся тенденции
к росту доходов государственного
бюджета за счет налоговых
поступлений, свидетельствует о
том, что многочисленные реформы,
проводимые в Германии в отношении
социальной политики, дают определённые
результаты, и надежды на повышение
эффективности немецкой социальной
модели вполне оправданы.
Германия как
член Европейского и валютного
союза, обязана соответствовать
критериям конвергенции, перечисленным
в Маастрихтском договоре о
создании ЕС. Одним из этих
критериев является контроль
над государственными расходами.
В табл. 2.2 представлена структура
доходов и расходов государственного
бюджета в Германии в 2005 –
2007 гг.
Социальная политика Франции.
Особенность французской
системы социальной защиты —
очень сложная организационная
структура, а также высокая
доля расходов на социальные
программы, которая превышает
средний уровень по ЕС. Для
нее характерны некоторые особенности.
Во-первых, существование
разветвленной системы профессионально-отраслевых
схем социального страхования.
Во-вторых, наличие
развитой системы семейных пособий,
которая стала результатом длительной
эволюции, в ходе которой вводились
и совершенствовались различные
инструменты государственной семейной
политики и формы семейных
пособий.
В-третьих, большая
роль дополнительных систем социального
обеспечения, особенно в области
пенсионного и медицинского страхования.
В-четвертых, существенным
отличием французской системы
социальной защиты (например, от
шведской или английской) является
ее финансирование преимущественно
за счет взносов социального
страхования.
В-пятых — существование
различных страховых фондов, реализующих
отдельные социальные программы,
которые дополняют обязательные
социальные услуги в рамках
общих обязательных схем социального
обеспечения.
Пенсионное страхование.
В основной базовой схеме пенсионного
обеспечения возможен досрочный
выход на пенсию, действует система
надбавок супругам, имеющим не
менее трех детей, и супругу,
на иждивении которого находится
другой, не имеющий собственной
пенсии. Кроме того, существует возможность
наследования пенсионных прав, а
также возможность трудоустройства
после выхода на пенсию. В рамках
основной системы также возможно
получение пенсии при продолжении
трудовой деятельности. В этом
случае продолжающий работать
пенсионер должен уплачивать
со своего заработка так называемый
взнос солидарности в фонд
страхования по безработице, 10-15
% которого уплачивает сам работающий,
а 5 % — работодатель. Исключением
является ситуация, когда размер
получаемой пенсии и заработка
меньше гарантированного минимума
заработной платы.
Финансирование
основной системы пенсионного
страхования осуществляется за
счёт взносов работодателей и
наёмных работников. Кроме того,
часть средств, направляемых на
финансирование пенсионного обеспечения,
составляют дотации из специального
фонда солидарности, а также в
случае необходимости бюджетные
ассигнования. Пенсионные выплаты,
как в рамках базовых схем,
так и других режимов за
вычетом необлагаемого налогом
минимума подлежат подоходному
налогообложению.
Наряду с системой
трудовых пенсий во Франции
существует также система социальных
пенсий. Их выплата гарантируется
государством независимо от характера
и продолжительности профессиональной
деятельности.
Медицинское страхование.
Французская система медицинского
страхования подразделяется на
несколько отдельных систем, различающихся
по профессиональному признаку.
Наиболее крупной, охватывающей
более 80 % населения, является
общая система медицинского страхования.
Наряду с ней существуют другие
более мелкие страховые режимы
для работников отдельных профессиональных
групп и отраслей.
Медицинское страхование
включает медицинские, стоматологические,
фармацевтические, а также больничные
расходы. При этом имеются в
виду не только расходы самого
застрахованного, но и других
лиц: супруга или супруги застрахованного,
а также согласно закону и
сожительницы (или сожителя), если
она (он) финансово зависит от
застрахованного лица. Кроме того,
правом на медицинское обслуживание
пользуются и дети застрахованного
до достижения возраста 20 лет,
а также совместно проживающие
родственники, ведущие с ним домашнее
хозяйство.