Основные модели социальной политики: реализация в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Объектом исследования является процесс управления развитием социальной политики. Предметом исследования выступают вопросы, связанные с нормативно-правовым массивом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также социально-обеспечительные отношения, экономические отношения, возникающие в процессе реализации социальной политики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3-5
1 Социальная политика: сущность, цели, основные направления…………………………………………………………………6-16
2 Особенности реализации социальной политики в зарубежных странах (на примере нескольких стран: Швеции, Франции, Германии, США)………………………………….........................................................17-30
3 Реализация целей социальной политики РБ. Использование зарубежного опыта в формировании социальной защиты……………………………………………………………………...31-39
Заключение………………………………………………………………...40-41
Список используемых источников…………………………………………….42-43

Файлы: 1 файл

Модели социальной политики.docx

— 68.16 Кб (Скачать)

    Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать вывод  о том, что социальная политика  является составной частью общей  стратегии государства, относящейся  к социальной сфере: целенаправленная  деятельность по выработке и  реализации решений, непосредственно  касающихся человека, его положения  в обществе; по предоставлению  ему социальных гарантий с  учетом особенностей различных  групп населения страны проводимая  правительством, всеми ветвями и  органами власти, опирающаяся на  широкую общественную поддержку  социальная политика предназначена  аккумулировать, фокусировать, отражать  обстановку в стране и ситуацию  в обществе, потребности и цели  социального развития.

 

2 Особенности реализации  социальной политики в зарубежных  странах (на примере нескольких  стран: Швеции, Франции, Германии  и США)

 

   В Западной Европе  сформировался Европейский союз, в который вошли высокоразвитые  страны. Это уникальное интеграционное  объединение, эффективно функционирующее  в рамках экономического и  валютного союза и имеющее  собственное представительство,  и значительный вес на международной  арене. Одной из отличительных  черт ЕС является единая социальная политика. Разрабатываемая на межнациональном уровне и во многом определяющая национальные социальные системы государств-членов. Ниже рассмотрим основные черты единой европейской социальной политики и конкретизируем их на примере социальной системы Германии, Швеции, Франции и США.

Социальная политика в  Германии.

    Экономика Германии  носит ярко выраженный социально  ориентированный характер.

        Результаты, достигнутые экономикой Германии, в том числе в плане обеспечения  высокого уровня благосостояния  своих граждан,- закономерное следствие  конструктивного взаимодействия  работодателей и наемных работников.

    Устойчивое повышение  производительности и эффективности  труда позволяет: направлять существенную  долю государственного бюджета  на осуществление социальных  программ и законодательно устанавливать  для большинства граждан социально  приемлемый уровень благосостояния.

     Поддержка  семьи. Политика по поддержке  семьи в Германии проводится  по нескольким основным направлениям. В первую очередь, это выплата  так называемых детских денег.  На сегодняшний день право  на пособие имеет один из  родителей (если родители разведены,  то тот, с кем ребёнок официально  живет) в течение первых 25 лет  жизни ребёнка. Право на детские  деньги имеют все немцы вне  зависимости от уровня их доходов.

    Родители ребёнка  в Германии также имеют право  на возмещение доходов, утраченных  в результате рождения ребёнка.  Так называемые «родительские  деньги» покрывают 67% прежних  доходов человека и составляют  от 300 до 1800 евро в месяц. Продолжительность  выплат составляет до 14 месяцев.[5]

    Беременные женщины  имеют право на защиту от  увольнения в течение двух  месяцев до рождения ребёнка  и четырёх после, а также  имеют право на получение своего  среднего дохода за предыдущие  три месяца. Кроме того, работодатель  не имеет права подвергать  какой-либо опасности здоровье  будущей матери либо её ребёнка.

    Политика в  отношении безработных, стимулирование  занятости. В этой области социальная  политика Германии включает два  основных направления: материальная  поддержка безработных и меры  стимулирования занятости.

    Политика стимулирования  занятости в Германии основана  на 3 Книге социальных законов  и направлена на реализацию  идеи о том, что максимальное  число немецких граждан должно  быть задействовано на рынке  труда. Реализация этой политики, в первую очередь, осуществляется  через Федеральное агентство  по труду. Деятельность агентства  включает в себя: консультирование  по вопросам выбора профессии,  профессиональное ориентирование; посредничество в получении работы  и образования; улучшение профессиональных  качеств кандидата с целью  повышения шансов на получение  достойного места работы; консультирование  работодателей; прочие меры по  способствованию возвращения человека  на рынок труда.

    В начале 21 века  в Германии была проведена  реформа системы выплаты пособий  лицам, длительное время находящемся  без работы. Фактически, начиная  с 1.01.2005, если период незанятости  человека составляет более 6-32 месяцев (в зависимости от возраста  и стажа работы), он перестает  получать пособие и начинает  получать социальную помощь.

    Основное отличие  социальной помощи по безработице  от пособия по безработице  заключается в том, что пособия  выплачиваются из средств страховых  фондов, в то время как помощь  финансируется из государственного  бюджета.

    Помимо оплаты  пособий по безработице и мер  по стимулированию занятости,  социальная политика Германии  в отношении рынка труда также  включает в себя меры по  защите работников. Основным документом, на основании которого регулируются  отношения между работниками  и работодателями, в Германии  является трудовой договор, однако  минимальные требования к обеим  сторонам прописаны в законодательстве.

    Что касается  регулирования минимального размера  заработной платы, то в Германии, в отличие от остальных стран  ЕС, механизм регулирования отсутствует.  Принцип тарифной автономии предполагает, что установление минимальных  размеров заработной платы является  результатом переговоров между  профсоюзами и объединениями  работодателей.

    Пенсионное обеспечение.  Размер пенсионных выплат устанавливается  как производственная величина  от величины заработной платы  и продолжительности трудового  стажа.

  Система пенсионного  стажа включает четыре компонента:

       • обязательное  пенсионное страхование рабочих  и служащих;

       • пенсии  по старости от предприятий;

       • частное  пенсионное обеспечение на добровольной  основе;

       • институт  социальных пенсий и пособий,  предоставляемых на основе проверки  нуждаемости.

    Угрожающая динамика  старения населения указывает  на необходимость повышения эффективности  системы социального обеспечения  и способности её самостоятельно  генерировать средства. Реформа  была осуществлена в 2004 году. Её  основные идеи заключались в  следующем:

   1) сокращение размеров  пенсионных выплат (на 6% в 2011-2030 гг.) с целью долгосрочной стабилизации  общих ставок страховых пенсионных  взносов;

   2) форсированное развитие  системы частного пенсионного  страхования;

   3) развитие финансового  рынка в Германии и размещение  на нем капитализированной части  пенсионных накоплений для повышения  общего размера пенсионных выплат.[6]

    Система здравоохранения.  В основе немецкого здравоохранения  лежат страховые фонды, в первую  очередь, государственные.

    С 1 апреля 2007 года  вступил в силу закон о реформировании  здравоохранения в Германии, включающий  ряд мер, направленных на повышение  операционной и эффективной системы:  изменение схемы функционирования  страховых фондов, увеличение взносов  на медицинское страхование, введение  обязательного медицинского страхования  для всех жителей страны и  др.

    Государственное  медицинское страхование предусматривает  диагностику и профилактику заболеваний,  амбулаторное и стационарное  лечение, обеспечение лекарствами  и вспомогательными средствами.

    Частное медицинское  страхование позволяет гражданам  самим определять время для  плановой госпитализации, лечиться  у врачей высшей категории,  получать медицинское обслуживание  и уход в более комфортабельных  условиях.

    По подсчетам  правительства Германии, реформа  системы здравоохранения позволила  достичь экономии средств из  государственного бюджета в размере  1,1 млрд. евро в 2007 году. В последующие  несколько лет, как ожидается,  расходы на здравоохранение будут  сокращаться на 1,5 млрд. евро ежегодно.[7]

    В целом, расходы  на социальные цели на протяжении 2005-2007 гг. были достаточно стабильны:  их совокупный ежегодный прирост  составил менее 0,5% в год. При  четко прослеживающейся тенденции  к росту доходов государственного  бюджета за счет налоговых  поступлений, свидетельствует о  том, что многочисленные реформы,  проводимые в Германии в отношении  социальной политики, дают определённые  результаты, и надежды на повышение  эффективности немецкой социальной  модели вполне оправданы.

    Германия как  член Европейского и валютного  союза, обязана соответствовать  критериям конвергенции, перечисленным  в Маастрихтском договоре о  создании ЕС. Одним из этих  критериев является контроль  над государственными расходами.  В табл. 2.2 представлена структура  доходов и расходов государственного  бюджета в Германии в 2005 –  2007 гг.

Социальная политика Франции.

    Особенность французской  системы социальной защиты —  очень сложная организационная  структура, а также высокая  доля расходов на социальные  программы, которая превышает  средний уровень по ЕС. Для  нее характерны некоторые особенности.

    Во-первых, существование  разветвленной системы профессионально-отраслевых  схем социального страхования.

     Во-вторых, наличие  развитой системы семейных пособий,  которая стала результатом длительной  эволюции, в ходе которой вводились  и совершенствовались различные  инструменты государственной семейной  политики и формы семейных  пособий.

    В-третьих, большая  роль дополнительных систем социального  обеспечения, особенно в области  пенсионного и медицинского страхования.

    В-четвертых, существенным  отличием французской системы  социальной защиты (например, от  шведской или английской) является  ее финансирование преимущественно  за счет взносов социального  страхования.

    В-пятых — существование  различных страховых фондов, реализующих  отдельные социальные программы,  которые дополняют обязательные  социальные услуги в рамках  общих обязательных схем социального  обеспечения.

    Пенсионное страхование.  В основной базовой схеме пенсионного  обеспечения возможен досрочный  выход на пенсию, действует система  надбавок супругам, имеющим не  менее трех детей, и супругу,  на иждивении которого находится  другой, не имеющий собственной  пенсии. Кроме того, существует возможность  наследования пенсионных прав, а  также возможность трудоустройства  после выхода на пенсию. В рамках  основной системы также возможно  получение пенсии при продолжении  трудовой деятельности. В этом  случае продолжающий работать  пенсионер должен уплачивать  со своего заработка так называемый  взнос солидарности в фонд  страхования по безработице, 10-15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % — работодатель. Исключением  является ситуация, когда размер  получаемой пенсии и заработка  меньше гарантированного минимума  заработной платы.

    Финансирование  основной системы пенсионного  страхования осуществляется за  счёт взносов работодателей и  наёмных работников. Кроме того, часть средств, направляемых на  финансирование пенсионного обеспечения,  составляют дотации из специального  фонда солидарности, а также в  случае необходимости бюджетные  ассигнования. Пенсионные выплаты,  как в рамках базовых схем, так и других режимов за  вычетом необлагаемого налогом  минимума подлежат подоходному  налогообложению.

    Наряду с системой  трудовых пенсий во Франции  существует также система социальных  пенсий. Их выплата гарантируется  государством независимо от характера  и продолжительности профессиональной  деятельности.

    Медицинское страхование.  Французская система медицинского  страхования подразделяется на  несколько отдельных систем, различающихся  по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей  более 80 % населения, является  общая система медицинского страхования.  Наряду с ней существуют другие  более мелкие страховые режимы  для работников отдельных профессиональных  групп и отраслей.

    Медицинское страхование  включает медицинские, стоматологические,  фармацевтические, а также больничные  расходы. При этом имеются в  виду не только расходы самого  застрахованного, но и других  лиц: супруга или супруги застрахованного,  а также согласно закону и  сожительницы (или сожителя), если  она (он) финансово зависит от  застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание  пользуются и дети застрахованного  до достижения возраста 20 лет,  а также совместно проживающие  родственники, ведущие с ним домашнее  хозяйство.

Информация о работе Основные модели социальной политики: реализация в зарубежных странах