Вместе с тем
в последнее время отчетливо
просматривается тенденция к
усилению роли активных мер,
которые направлены на регулирование
спроса на труд и требуют
значительных финансовых затрат.
Речь идет, в частности, о выплате
предприятиям, предоставляющим работу
определенным контингентам рабочей
силы, временных субсидий, покрывающих
часть заработной платы этих
работников.
Дорогостоящей,
но перспективной мерой являются
прямые государственные вложения
в создание новых рабочих мест.
Такие программы наиболее рационально
используются при финансировании
инфраструктурных проектов, в том
числе в сельской местности,
что предоставляет людям работу
и дает импульс развитию хозяйственной
деятельности региона.
Важнейшим направлением
политики занятости является
поддержка и формирование структуры
мелкого бизнеса. В большинстве
стран основная часть новых
рабочих мест создается сегодня
не на крупных, а на мелких
и средних предприятиях.
Жилищная политика.
Жильё является одной из первостепенных
потребностей населения.
Степень удовлетворения
потребности в жилье во многом
предопределяет социальное и
экономическое поведение людей,
психологическое состояние и
здоровье человека, его производственную
деятельность, духовное и материальное
благосостояние и развитие всей
нации.
Одним из приоритетов
социально-экономического развития
страны и снижения остроты
жилищной проблемы признано развитие
жилищного строительства. Однако
в условиях рыночной экономики
объем строительства жилья определяется
спросом на него, который зависит
от финансовых возможностей семей,
а также от стоимости приобретения,
содержания и обслуживания жилья.
При значительной
дифференциации доходов некоторая
часть населения не способна
самостоятельно решить жилищную
проблему, поэтому государство проводит
жилищную политику – часть
социальной политики, направленную
на улучшение жилищных условий
граждан.
При реализации
этой политики государство в
качестве инструментов использует:
льготы на строительство, покупку
и оплату аренды жилья; систему
налоговых скидок (по налогу на
недвижимость); систему регулирования
оплаты социального жилья; государственные
займы на строительство жилых
домов; субсидирование процентов
по кредитам и выдачу прямых
кредитов на строительство, и
приобретение жилья; жилищные
пособия для пенсионеров и
семей с низкими доходами; субсидии
на ремонт, реконструкцию и улучшение
жилья и т.д.
Жилищная политика
также проводится в виде специальных
программ по строительству жилья.
Политика здравоохранения.
Государство, проводя социальную
политику, отслеживает и состояние
здоровья населения. Так как
здоровье человека является наивысшей
социально-экономической ценностью
общества, его охрану и укрепление
государство рассматривает как
один из приоритетов государственной
социальной политики.
Государственная
политика в области здравоохранения
направлена на обеспечение всех
социальных групп населения качественной
доступной медицинской помощью,
повышение уровня санитарной
культуры, внедрение и пропаганду
здорового образа жизни. Для
достижения таких целей политики
здравоохранения, как снижение
заболеваемости, смертности и увеличение
продолжительности жизни, особое
внимание государство концентрирует
на тех направлениях деятельности,
которые дают наибольший медицинский,
социальный и экономический эффект.
К ним относятся: первичная
медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика,
выделение групп риска и регулирование
на этой основе системы профилактических
осмотров и диспансерного наблюдения
с целью профилактики и раннего
выявления заболеваний, совершенствование
системы и инфраструктуры укрепления
здоровья.
Здоровье нации
в первую очередь зависит от
решения вопросов охраны здоровья
женщины и ребёнка, поэтому
особое внимание уделяется предоставлению
медицинской помощи, направленной
на снижение материнской и
детской заболеваемости и смертности.
Политика регулирования доходов
населения. Политика доходов представляет
собой совокупность принципов,
мер и средств регулирующего
воздействия государства в области
доходов.
Под доходом
понимают общую сумму денежных
поступлений субъекта из всех
источников в течение конкретного
периода времени. Доходы могут
принимать разные формы. Основными
современными формами доходов
считаются: заработная плата,
прибыль, рента, процент (на
капитал), государственные (трансфертные)
платежи.
Источниками современных
доходов могут быть: экономическая
деятельность, осуществляемая в
той или иной сфере экономики
в пределах, существующих в данной стране
законов, и теневая, не вписывающаяся в
существующие законы, но приносящая субъекту
доход. По разным источникам, теневая экономика
в разных странах составляет от 5 до 20%
и даже до 40% ВНП.
Осуществляя регулирующую
деятельность в области доходов,
государство изучает фактическое
их распределение с помощью
специальных показателей и методов.
Инструментами
государства для регулирования
доходов с целью уменьшения
неравенства их распределения
служат: трансфертные платежи, налоги,
регулирование цен и др.
При социально
ориентированном подходе политика
регулирования доходов в силу
особенности такого вида экономической
системы занимает очень важное
место. Её главная задача не
допускать или на первом этапе
минимизировать ту часть населения,
которая оказывается за чертой
бедности.
Политика социальных
гарантий. Частью социальной политики
является политика социальных
гарантий, которая представляет
собой совокупность принципов,
форм и методов, используемых
государством для создания минимума
гарантированных условий для
обеспечения жизнедеятельности
членов общества.
Главной современной
формой установления социальных
гарантий служат государственные
минимальные стандарты. Под ними
понимаются разрабатываемые и
утверждаемые государством социальные
нормативы, определяющие минимальный
уровень гарантированного удовлетворения
социально важных потребностей
членов общества в материальных
благах и социальных услугах.
Важнейшим видом
государственных минимальных социальных
стандартов служит минимальный
потребительский бюджет (МПБ). Это
граница доходов, ниже которой
не может быть обеспечено простое
воспроизводство и социально
приемлемый образ жизни граждан
данного общества.[2]
Понятно, что
МПБ – величина не постоянная.
Порядок формирования, а также
направления использования минимального
потребительского бюджета определяются
законами государства, которые
опираются на его экономическое
состояние и возможности.
Минимальный потребительский
бюджет в свою очередь имеет
несколько видов: он разрабатывается
конкретно для разных социальных
групп населения (для работающих,
пенсионеров, студентов и др.),
а также для средней семьи,
состоящей из четырёх человек.
Ещё одним важным
видом минимальных социальных
гарантий является минимальная
заработная плата (МЗП), представляющая
социально-экономический норматив,
который определяет минимально
допустимый уровень денежных
средств, выплачиваемых любым
нанимателем работнику простого
труда и способных обеспечить
воспроизводство его рабочей
силы.
Объективной базой
минимума заработной платы должен
служить минимальный потребительский
бюджет, поэтому минимум заработной
платы необходимо пересматривать
при изменении МПБ в соответствии
с ним.
Кроме названных
видов, в систему социальных
гарантий включаются: социальные
гарантии равного доступа к
государственному бесплатному образованию,
государственному здравоохранению,
социальным и культурным благам,
рынкам товаров и услуг, средствам
экологической безопасности и
др.
Политика
социальной защиты. Политика социальной
защиты – это система принципов,
нормативов и мер, используемых
государством для создания и
регулирования условий, обеспечивающих
защиту граждан в ситуациях
социального риска.[3]
Под социальным
риском понимается риск возникновения
в обществе обстоятельств, наносящих
существенный ущерб гражданам
по объективным, не зависящим
от них причинам (безработица,
инфляция, межнациональные конфликты,
инвалидность, возрастные последствия
и т. п.).
Социальная защита
осуществляется в двух основных
формах: денежной и натуральной.
В денежной форме при определённых
обстоятельствах происходят различного
рода выплаты (пособия по безработице
и т. п.), а в натуральной она
реализуется в виде, скажем, бесплатных
школьных завтраков или обедов,
обеспечения одеждой и питанием
детских домов, приютов и т.
п.
Основными
методами, используемыми для социальной
защиты, являются:
• социальная
помощь, осуществляемая на безвозмездных
либо льготных условиях при
трудном материальном положении
в условиях социального риска
(инвалиды, многодетные и т. д.);
• социальное
страхование как система предоставления
финансовой помощи за счет
взносов обязательного или добровольного
порядка и в зависимости от
их размера;
• социальная
поддержка – это, прежде всего
способ защиты тех, чьи доходы
оказались ниже прожиточного
минимума, и др.
Для стран с
социально ориентированной экономикой
рыночного типа характерна тенденция
гуманизации, которая проявляется
в системе социальной защиты
– в её гибкости и надежности.
Модели социальной политики.
Либеральная модель
социальной политики. Эта модель
предполагает принцип личной
ответственности каждого члена
общества за судьбу своей семьи.
В данном случае роль государственных
структур в непосредственной
реализации социальной политики
минимизирована. Её основными субъектами
являются личность и различные негосударственные
организации – социально-страховые фонды
и ассоциации. Финансовую основу реализации
социальных программ при данной модели
составляют не средства государственного
бюджета, а частные сбережения и частное
страхование.
При либеральной
модели социальной политики реализуется
принцип эквивалентности, возмездности,
предполагающий прямую зависимость
между размерами взносов и
объемом социальных услуг, получаемых
в системе социального страхования.
Корпоративная
модель социальной политики. Корпоративная
модель предполагает принцип
корпоративной ответственности.
Это означает, что максимум ответственности
за судьбу своих работников
несёт корпорация, предприятие, организация
или учреждение.
Предприятие стимулирует
работника к внесению максимального
трудового вклада, за что предлагает
ему различные виды социальных
гарантий в виде пенсионного
обеспечения, частичной оплаты
медицинских услуг и образования.
В данной модели ответственность
за социальное благополучие в
обществе несут государство, негосударственные
организации и непосредственно
личность, но более существенную
роль здесь играют предприятия,
которые имеют собственную разветвленную
социальную инфраструктуру, собственные
социально-страховые фонды.
Общественная
модель социальной политики. В
её основе лежит принцип солидарности,
т.е. ответственности всего общества
за судьбу его членов.
Финансовым механизмом
перераспределения служат государственный
бюджет и государственные социально-страховые
фонды, средства которых идут
на обеспечение широкого спектра
государственных социальных гарантий,
выступающих для населения в
большей части в бесплатной
форме. В условиях рыночной
экономики наличие развитой государственной
системы социального обеспечения
и социального обслуживания не
исключает возможность существования
негосударственных институтов социальной
политики, однако наиболее значительную
роль в её обеспечении все
же играет государство.
Стимулирующая
и административная модели социальной
политики.
По характеру
участия государства в решении
социальных вопросов выделяют:
• стимулирующую
модель, которая предполагает косвенное
участие государства в решении
социальных проблем, когда государство
задает правовые, кредитно-финансовые
и налоговые « правила игры
». Это выражается в создании
таких условий, которые делают
выгодным вложения в социальную
сферу.
• административную
модель, предполагающую активное
государственное вмешательство
в рынок. Условием реализации
данной модели является наличие
развитых систем перераспределения
доходов, а также механизмов
вмешательства в процессы ценообразования,
тарифного регулирования, обеспечения
занятости. Механизм этой модели
заключается в том, что государство
принуждает организации частного
и общественного сектора выполнять
социальные функции, например, заставляя
их производить отчисления в
социальные фонды, выплачивать
заработную плату не ниже установленного
уровня и др.[4]