Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:28, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и история развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.1. Теоретико-методологические основы исследования системы местного самоуправления в России………………………………………………………...9
1.2. Исторический контекст развития местного самоуправления в России…………………………………………………………………………….25
Глава 2. Современная политико-правовая модель местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………….39
2.1. Организационно-правовые основы функционирования местного самоуправления в РФ…………………………………………...……………… 39
2.2. Результаты реформы местного самоуправления в РФ……………………50
Глава 3. Основные направления оптимизации системы местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………….…72
Список использованной литературы…………………………………………...75
Прямо перечисленные
в законах вопросы местного значения
являются обязательными для
Таким образом, Конституция
РФ и федеральное
Во-первых, за исключением
тех вопросов местного значения, которые
прямо перечислены в
Во-вторых, государство (Российская Федерация и субъекты Российской Федерации) оказывает поддержку по решению органами местного самоуправления вопросов местного значения. Государство передало в собственность муниципальных образований соответствующее имущество и регулярно оказывает финансовую поддержку органам местного самоуправления.
Финансовая помощь муниципальным образованиям со стороны государства обусловлена недостаточностью у них собственных финансовых ресурсов. Решение данной проблемы занимает важнейшее место в системе реформирования местного самоуправления в России, поскольку без финансового наполнения муниципалитеты не способны самостоятельно решать вопросы местного значения. Особенность прямого участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации заключается, в непосредственном перераспределении части федеральных и региональных финансовых ресурсов в пользу муниципальных образований.
Третьим направлением влияния государства на деятельность муниципальных образований является принятие мер по обеспечению режима законности и правопорядка на территории муниципальных образований.
Данное направление наиболее полно реализуется в отношении тех полномочий, которые государство передало муниципальным образованиям, что отразилось в ч. 2 ст. 49 Закона № 154-ФЗ, а также ст. 72 Закона № 131-ФЗ. Отдельные виды государственного контроля регулируются отдельными нормативно-правовыми актами. Вместе с тем какого-либо комплексного нормативно-правового акта, регламентирующего все стороны контрольно-надзорного воздействия государства на муниципальные образования, пока не принято, хотя необходимость в нем назрела уже давно.
Принятие такого акта
на уровне федерального закона позволит
четко определить принципы и правовые
пределы вмешательства
И наконец, четвертое
важное направление влияния
Многие нововведения
для муниципальных образований
исходят именно от государства,
Механизм взаимоотношений государства и местного самоуправления предполагает не только одностороннее влияние на муниципалитеты со стороны государства, но и наличие “обратной связи”. В настоящее время возможности оказания влияния на государство со стороны муниципальных образований весьма незначительны. Это проявляется, в первую очередь, в отсутствии четко прописанных в законе рычагов влияния муниципалитетов на решения, принимаемые государством и затрагивающие вопросы местного значения. Анализ практики функционирования органов местного самоуправления показывает, что наиболее эффективными являются два канала влияния местного самоуправления на государство: судебный и общественно-политический. Судебный канал заключается в возможности обжаловать действия и решения органов государственной власти обоих уровней, нарушающие права местного самоуправления.
Таким образом, система
взаимоотношений Российского
2.2. Результаты реформы местного самоуправления в РФ
В 2003 году была принята новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), инициация которого означала старт новой муниципальной реформы. Основной целью данного Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации местного самоуправления.
Полномочия Российской
Федерации и субъектов
Муниципальная реформа 2003
года исследователями оценивается
как самая глубокая после Земской
реформы 1864 года, охватывающая все стороны
местного самоуправления, начиная с
территориальных основ и
Муниципальная реформа
должна способствовать укреплению данных
сообществ, обладающих большим потенциалом
для эффективного решения социально-
Согласно реализации муниципальной реформы произошли серьезные преобразования в системе органов местного самоуправления. Если предшествующая редакция ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливала альтернативные возможности создания этих органов, отдавая окончательное решение организационных вопросов на усмотрение муниципалитетов и их населения (кроме обязательных представительных органов), то новый закон жестко определяет перечень основных органов местного самоуправления, а именно: представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольный орган, причем первые три определяются как обязательные.
Согласно п.2, ст.37 ФЗ № 131 главой местной администрации может являться глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. А в соответствии с п. 2, ст. 36 ФЗ № 131 Глава муниципального образования в зависимости от устава муниципального образования57:
1) избирается
на муниципальных выборах либо
представительным органом
2) в случае
избрания на муниципальных
3) в случае
избрания представительным
4) не может
быть одновременно
5) в случае
формирования
Так же ФЗ № 131 ввел одно из важнейших нововведений, как публичные слушания и опросы граждан для стимулирования общественного участия. Публичные слушания - новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Институт публичных слушаний закреплен ст. 28 ФЗ № 131. Правовые рамки, регламентирующие проведение публичных слушаний, позволяют говорить о новом качественном отличии института публичных слушаний от сложившегося представления о депутатских слушаниях и «парламентских» слушаниях, широко практикуемых в различных муниципальных образованиях. Публичным слушаниям в новой редакции Федерального закона (статья 28) придан статус организационной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
На публичные
слушания в муниципальном образовании
императивно выносятся
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного
бюджета и отчет о его
3) проекты планов
и программ развития
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Значение публичных слушаний для развития местного самоуправления заключается в том, что они призваны обеспечить информационную открытость действий и решений органов местного самоуправления и одновременно создать канал обратной связи, позволяющий населению влиять на выработку принимаемых решений. В настоящее время активность населения города пока недостаточна для констатации высокого уровня общественного участия в слушаниях. Наиболее заметную роль в процессе обсуждения вопросов, выносимых на слушания, играют региональные отделения политических партий и общественные организации, а также группы жителей, чьи интересы обсуждаемая проблема затрагивает непосредственно. Также ввиду активизации соседских сообществ, объединений граждан по месту жительства предполагается, что такие группы интересов как ТОСы и ТСЖ также станут полноправными активными участниками публичных слушаний.
Обратим внимание на такую новеллу муниципального законодательства как опрос граждан, вводимый ст. 31 ФЗ № 131. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе58:
1) представительного
органа муниципального
Информация о работе Местное самоуправление в политической системе России