Местное самоуправление в политической системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теория и история развития местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.1. Теоретико-методологические основы исследования системы местного самоуправления в России………………………………………………………...9
1.2. Исторический контекст развития местного самоуправления в России…………………………………………………………………………….25
Глава 2. Современная политико-правовая модель местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………….39
2.1. Организационно-правовые основы функционирования местного самоуправления в РФ…………………………………………...……………… 39
2.2. Результаты реформы местного самоуправления в РФ……………………50
Глава 3. Основные направления оптимизации системы местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………….…72
Список использованной литературы…………………………………………...75

Файлы: 1 файл

Содержание ОЧКА.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

2) предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме67.

Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

- определение состава полномочий и уровня компетенций между муниципальной и государственной властью.

В своем Послании Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года Д.А. Медведев заметил, что реализация пакета законопроектов о децентрализации позволит провести серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов68.

Для эффективной деятельности органов местного самоуправления целесообразно  формирование устойчивой сферы собственного уровня компетенции местного самоуправления, в которой будет четко распределены полномочия между уровнями публичной власти, так же произойдет процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям и будет осуществляться контроль органов государственной власти над органами местного самоуправления. Так же в последнее время актуальность приобрела тема необходимости разработки механизмов, позволяющих транслировать интересы местного самоуправления на федеральный уровень.

Согласно Концепции  межбюджетных отношений и организации  бюджетного процесса в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г.69, в целях совершенствования системы разграничения расходных обязательств на разных уровнях бюджетной системы необходима дальнейшая ее корректировка, предусматривающая возложение на соответствующие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования таких полномочий, которые могут быть наиболее эффективно ими выполнены.

Во многих сферах общественных отношений отсутствует четкое законодательное  закрепление принадлежности полномочия к определенному уровню публичной власти, не определен субъект, уполномоченный осуществлять нормативное правовое регулирование, финансирование и контроль.

В настоящее время  действует более 20 федеральных законов, закрепляющих делегирование федеральных полномочий субъектам Российской Федерации70. Однако значительная часть нормативных правовых актов, которые определяют порядок финансирования данных полномочий, контроля за их исполнением и предоставления отчетности по ним и существование которых необходимо для надлежащего исполнения делегированных полномочий, отсутствует. В то же время ряд принятых подзаконных актов не соответствует предъявляемым к ним требованиям.

При определении состава  полномочий и уровня компетенций  важно учитывать необходимость  разграничения либо децентрализации  полномочий между муниципальной  и государственной властью. При положительном решении в сторону разграничения должны соблюдаться следующие принципы:

  • в отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые закреплены в законодательстве таким образом, что невозможно определить, являются ли они делегированными или собственными, необходимо обеспечить четкое законодательное закрепление принадлежности полномочий к определенному уровню публичной власти;
  • в отношении тех сфер, где полномочия переданы для осуществления на иной уровень публичной власти, должна быть сформирована нормативно-правовая база, которая обеспечивает в отношении всех переданных полномочий наличие актов, определяющих порядок финансирования данных полномочий, контроля за их исполнением и предоставления отчетности по ним;
  • обеспечение механизмов оптимизации и контроля федеральных расходов на реализацию переданных полномочий Российской Федерации, исключение пробелов, дублирования и двойного финансирования совместных сфер ведения.

Владимир Владимирович Путин в своей статье «Демократия и качество государства» написал: «Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия. И не только полномочия, но и источники финансирования местных и региональных бюджетов. Однако при этом нельзя потерять управляемость страной. Нельзя "разбрасываться" государственной силой. Недопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочия между уровнями власти. Не должно быть "фетиша" централизации или децентрализации. Распределение государственных полномочий по различным уровням власти должно осуществляться по ясному критерию — функция должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан России, их предпринимательской активности, для развития страны в целом» 71.

«Процесс децентрализации власти будет сопровождаться усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, по повышению качества оказываемых людям услуг»72 - пояснил Дмитрий Анатольевич Медведев.

- развитие институтов социального участия граждан, т.е. максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований, что само по себе является существенным фактором становления местного самоуправления.

Реализация  форм непосредственного осуществления  местного самоуправления населением ведет  к принятию властного решения  по вопросам местного самоуправления (такое решение может быть принято  на референдуме, на выборах принимается  решение о создании выборного органа и т.д.). Такие формы, как референдум, выборы, голосование по досрочному отзыву выборного должностного лица, сход граждан, являются формами непосредственного решения населением вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления должны предельно в большем объеме стимулировать инициативу, самостоятельность и ответственность граждан в делах местного сообщества. Добиться этого можно при умелом и заинтересованном использовании различных форм муниципальной демократии. Выделим некоторые формы участия населения в управлении развитием муниципального образования73:

  • право жителей муниципального образования присутствовать на заседаниях представительного органа;
  • право гражданина быть выслушанным представительным органом муниципального образования, его главой и иными должностными лицами;
  • массовое обсуждение вопросов жизни муниципального образования;
  • совместное участие граждан вместе с должностными лицами в решении вопросов местного значения при отказе от властных методов взаимодействия и сотрудничества;
  • создание органов территориального общественного самоуправления;
  • поддержка инициатив общественности.

Главная задача на сегодняшний  день состоит в создании постоянно  действующего информационного диалога  власти с населением на муниципальном  уровне. Данная система должна обеспечивать оперативное и полное информирование органов власти о положении дел в регионе, также ей необходимо осуществлять постоянное изучение общественного мнения с целью повышения эффективности своей работы.

Важно подчеркнуть  необходимость правового закрепления принципа «открытости процесса принятия решений на муниципальном уровне» и его внедрение в практику муниципального управления. Инструментарием должны стать следующие формы участия граждан: общественное обсуждение принимаемых на местном уровне решений, их информационная доступность, право присутствовать на заседаниях, совещаниях, оценка результатов принятых решений.

От муниципальной  власти напрямую зависят возможности  инновационного развития территории, качество реализации национальных проектов, эффективность оказания услуг жителям.

- совершенствование  качества муниципального управления, путем эффективного внедрения института стратегического планирования, а так же формирование единого подхода и четкого механизма взаимодействия всех уровней власти к проблеме развития территорий, единого понимания приоритетов региональной политики на государственному, региональном и местном уровнях.

В последнее время  стратегическое планирование служит ярким  примером успешного использования  в муниципальном управлении приемов менеджмента коммерческих организаций.

По мере становления  местного самоуправления в Российской Федерации возникла потребность  перехода от административного иерархического планирования к стратегическому  планированию, как одному из наиболее эффективных методов планирования социально-экономического развития поселений.

В публичной политике России проблематика стратегического  планирования заняла важное место в  связи с выступлением В.В.Путина на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 года на тему «Стратегия России до 2020 года». Позднее Стратегия была конкретизирована в формуле Президента Д.А.Медведева «Институты, инфраструктура, инвестиции, инновации».

Стратегическое планирование стало определенным индикатором  отношений между элитами всех уровней власти, критерием эффективности проводимой политики, выступая, с одной стороны, как инновационная технология повышения эффективности управления, с другой, как ресурс форматирования межэлитного и общественно-политического взаимодействия.

В центре внимания стратегического  развития – человек, проживающий  на конкретной территории. Это императив, который задает федеральный центр  и который должны положить в основу своей работы регионы и муниципалитеты. В реализации данной стратегии особая ответственность возлагается на уровень местного самоуправления - местную власть, самую близкую к населению.

Обосновывая необходимость  стратегического планирования, специалисты  Фонда «Институт экономики города», участвующие в разработке Стратегии  городского развития выделили пять аргументов в пользу применения данной техники для конкретного муниципалитета:

  1. основа консолидации местного сообщества (согласование интересов, предотвращение конфликтов; стратегия предстает и как процесс, и как результат);
  2. эффективность муниципального управления (системность в расходовании местных ресурсов, которых всегда мало; активизация работы по созданию новых ресурсов);
  3. упорядочение собственного планирования (стратегия – только «вершина айсберга» планирования);
  4. последовательность позиции в отношениях с «внешними агентами»;
  5. политическая линия управляющей команды (отношения с избирателями).

Актуальность дальнейшего  внедрения системы стратегического  планирования на муниципальном уровне объясняется следующими причинами:

    • стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, позволяющий создавать условия для перспективного развития,
    • данный подход помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей, в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка,
    • стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства,
    • процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единое поле действий всех активных сил города.

Разработку стратегий  развития городов можно рассматривать  в качестве задачи для достижения самой приоритетной цели муниципальной  реформы – приближения власти к населению, стимулирования различных  форм участия населения в местных делах. Стратегия должна стать плодом общественного консенсуса, стабилизировать общественно-политические процессы на муниципальном уровне.

Формирование  и реализация стратегий и концепций  социально-экономического развития требуют специальных знаний и методов, а также создания новых, определенных организационных структур внутри аппарата местной (муниципальной) власти. Известно, что управление на основе стратегического подхода представляет собой сложный комплекс мероприятий, которые могут быть эффективно реализованы лишь при наличии определенных, конкретных условий.

Прежде всего, разработка стратегических планов требует привлечения к процессу планирования представителей городской общественности (научных, деловых кругов, общественных организаций, фондов и т.п.).

 Трудностью при  разработке стратегий – это  отсутствие федеральной законодательной  базы по вопросам стратегического  планирования, неопределенность позиции  федерального центра по отношению  к проводимой в регионах и  муниципальных образований работе, неурегулированность процедур согласования региональных стратегий на федеральном уровне и между собой и многое другое. Принятые нормативные правовые акты не содержат полного набора инструментов, позволяющих осуществлять эффективную работу по стратегическому управлению социально-экономическим развитием как Российской Федерации, так и регионов и муниципальных образований.

Информация о работе Местное самоуправление в политической системе России