Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:40, контрольная работа
Способ управления обществом, который соединяет в себе базовые модели выборов, голосования и принятия решений со способами участия граждан и социальных групп в политике определяется понятием «политический режим». Роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властования в той или иной стране находят выражение в понятии политического режима.
ВВЕДЕНИЕ
Способ управления обществом, который соединяет в себе базовые модели выборов, голосования и принятия решений со способами участия граждан и социальных групп в политике определяется понятием «политический режим». Роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властования в той или иной стране находят выражение в понятии политического режима.
Именно анализ политического режима позволяет вынести наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с власть предержащими.
Разделение
властей, соревновательность, политические
свободы граждан, являются основными чертами
политического режима, а соответственно
в свою очередь – гарантиями стабильности
общества, его способности решать возникающие
проблемы и преодолевать кризисы.
В науку отечественного государственного права понятие политического режима вошло в начале 60–х годов. Термин «политический режим», как и понятие политической системы общества, появился в нашей науке под влиянием работ ученых стран социализма, а к ним пришел из стран Запада.
Понятие политического режима, безусловно, применяется, прежде всего, в политологии и принадлежит этой науке. Однако политология и конституционное (государственное) право – науки очень близкие. Политический режим как понятие, как комплекс свойств и характеристик помогает лучше осознать те или иные стороны деятельности государства и его реальную сущность, которая может не совпадать с понятиями, закрепленными в конституциях.
Чаще всего, понятие политического режима определяется следующим образом: политический режим – это совокупность реальных средств и методов, при помощи которых осуществляется власть в конкретном государстве [5, с. 150].
Кроме термина политический режим в научной литературе встречается термин государственный режим. Под понятием государственный режим понимается реальный порядок взаимодействия частей государственного механизма. В принципе, эти два понятия могли бы использоваться как синонимы. Однако чаще всего они имеют несовпадающие значения [12, с. 56].
Политический режим понимается, как нечто более объемное и значительное, включающее в себя как деятельность органов государства, так и деятельность и реальный статус других элементов политической системы: партии, общественных организаций и т.д. В политический режим включается также реальный статус и правовое положение граждан, наличие прав и свобод личности.
А государственный режим, прежде всего, все-таки относится к деятельности государственных органов – их взаимоотношений и проявления их власти.
В отечественной науке по-разному классифицировались виды политического режима, но представляется, что виды политического режима можно разделить на две группы. Первая группа – демократические политические режимы, вторая – недемократические политические режимы.
Политические режимы первого типа разновидностей, как правило, не имеют. Демократический режим – это господство института демократии, а демократия, как известно, или есть или ее нет. Это набор определенных элементов, признаков, и если этот набор существует, значит, демократия существует и, значит, имеется демократический режим. Если какие–то элементы начинают убывать, то количество переходит в качество, и демократический режим превращается в недемократический [12, с. 230].
Признаками демократического режима, чаще всего, называют следующие:
1.
наличие многопартийной
2.
реальное осуществление
3.
наличие демократического
4.
наличие не просто
5.
наличие не только широких
прав и свобод, но и возможность
для каждого гражданина
Называют
еще несколько признаков
6.
построение государственного
7.
юридическое равноправие
Демократический
режим может существовать при
разных формах правления – в президентской,
парламентарной или смешанной республиках.
Естественно, он может быть при парламентарной
монархии. Что касается дуалистической
(или абсолютной) монархии, то демократический
режим практически в таких
формах правления не бывает, потому
что эти формы правления
В последние годы важной характеристикой демократического режима является:
8.
свобода средств массовой
Второй формой политического режима является недемократический режим. Чаще всего, его называют тоталитарным режимом, хотя иногда применяется термин авторитарный режим. Полагаем, что тоталитарный режим – это обозначение недемократического режима, а авторитарный режима, чаще всего, это либо промежуточная форма между демократическим или недемократическим режимом, или своеобразная форма правления, которая допускает средоточение власти в одних руках, но которая как бы допустима и при демократии.
Итак, тоталитарный режим – это такая форма осуществления власти, такой набор средств и методов, при котором ранее перечисленные признаки демократического режима отсутствуют либо их можно применять со знаком «не». То есть, в государстве с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, нет всеобщих свободных выборов, при тоталитарном режиме отсутствует демократическая конституция, у граждан нет возможности защитить свои права в суде; суд не является независимым и т.д., а также нет возможности иметь независимую прессу, открывать газеты и журналы, создавать профессиональные союзы и иные независимые организации [6, с. 89].
Тоталитарные
режимы имеют несколько
Фашистский режим означает полное запрещение любых партий кроме одной господствующей, означает сращивание этой единственной партии и государственного аппарата, запрещение основных прав и свобод, применение политического террора, создание мест лишения свободы для противников режима оппозиции (концлагерей и т.д.). Фашистский режим – это террористическая диктатура в самых неприкрытых формах.
Установление
тоталитарного режима в виде фашистского
режима происходил по-разному. В некоторых
случаях это был мирный переход,
как, например, в Германии, где партия
Гитлера завоевала большинство
в Рейхстаге, и президент Гинденбург
передал власть Гитлеру. В некоторых
случаях это было постепенное
проведение таких реформ, которые
незаметно привели к
Установление
фашистского режима, как правило,
сопровождалось беспредельной социальной
демагогией и широкомасштабной идеологической
обработкой народа. Тоталитарный режим
часто прикрывался и
Государственно-правовая традиция определяла и определяет фашистские режимы – те из них, которые существовали до 1945 года. После 1945 года применяется термин «неофашистские» режимы. Так классифицировался режим «черных полковников», который существовал в 1967–1974 годах в Греции. Еще этот термин применялся во времена господства генерала Пиночета в Чили (1973–1988 гг.). Сущность неофашистского режима примерно та же, что и довоенного фашизма, однако, без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, т.е. это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение [4, с.260].
Разновидностью неофашистского режима является военно-диктаторский режим. Иногда эти термины понимаются, как синонимы. Например, те же режимы в Греции и в Чили назывались и военно-диктаторскими режимами. Военно-диктаторских режимов (правда, без особой идеологии) было достаточно много в 60–70 годы в странах Латинской Америки. Такие режимы существовали в Аргентине, Уругвае, Бразилии, очень долго существовал такой режим в Парагвае, где более 25 лет правил диктатор Альфредо Стресснер. Типичный пример такого режима – государство Пакистан времен диктатора Зия Уль-Хака [10, с. 120]
В качестве разновидности тоталитарного называется режим конституционно-авторитарный или монократический режим. Монократия – власть одного человека. Режим подобного типа характерен тем, что формально там имеются атрибуты демократического государства: конституция, которая формально содержит права и свободы граждан, формальные выборы, которые проводятся под жестким контролем власти. Но все эти атрибуты демократии носят несущественный характер. Основная власть принадлежит одной группе или одному политическому лидеру. Таких государств очень много в Африке: Заир, Малави, Габон, Камерун и ряд других. Причем, лидеры меняются, но суть их власти остается той же: жесткая власть одного лица либо военной хунты.
Чрезвычайно недемократическими являлись расистские режимы. Расистский режим – это такая разновидность государства, при которых полная власть в стране принадлежит лицам, относящимся к одной (белой) расе. А лица, относящиеся к черным, или так называемым цветным, к власти не допускаются. Классическим примером таких режимов были африканские государства Южная Родезия и Южно-Африканская Республика. Теоретической основой этих государств была теория апартеида (апартхейда), что означало раздельное существование рас, теория превосходства белого европейского меньшинства над африканским населением. Государства подобного рода строились (от самого низа до самого верха) по принципу разделения рас. Парламент ЮАР, например, был трехпалатный. Каждая палата включала представителей разного цвета кожи. Это были палата для белых, для цветных, для индийцев. А для черных, основного населения государства, вообще никакой палаты не было [6, с. 210].
В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение. Государство Южная Родезия превратилось в государство Зимбабве, а ЮАР, сохранив свое название, превратилось в государство, в котором выборы были проведены по принципу «один человек – один голос», президентом стал представитель черного меньшинства – Нельсон Мандела – и оказалось, что совместное существование рас не угрожает существованию Южно-Африканской Республики, о чем еще лет 5–6 назад кричали идеологи расистского режима.
Информация о работе Конституционное закрепление политического режима в Республике Беларусь