Конституционное закрепление политического режима в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

Способ управления обществом, который соединяет в себе базовые модели выборов, голосования и принятия решений со способами участия граждан и социальных групп в политике определяется понятием «политический режим». Роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властования в той или иной стране находят выражение в понятии политического режима.

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

     В числе тоталитарных режимов можно  назвать режим диктаторской тирании. Это, возможно, самые дикие и абсолютно нецивилизованные режимы, при которых были правители, выпадающие за рамки человеческого поведения. Таковыми были диктаторские режимы Бокассы (Центрально–Африканская империя), режим диктатора Масиаса Нгуема (Экваториальная Гвинея), диктатора Иди Амина Дада (Уганда). После свержения режимов Бокассы и Масиаса Нгуема в их холодильниках находили части человеческих тел, так как они не просто уничтожали своих врагов, но и поедали их части тела то ли в ритуальных целях, то ли еще в каких–то целях, непонятных нормальному человеку.

     Авторитарный  режим, который мы называли выше, по нашему мнению, является промежуточной формой, «смягченным» видом тоталитарного режима. Либо его можно считать разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических признаков среди авторитарных режимов можно выделить конституционно–патриархальный режим (некоторые страны Полинезии и Океании – Западное Самоа, Королевство Тонга, Кирибати), где сильно влияние патриархально-институционных институтов власти. В некоторых странах традиционные вожди являются и главами государства. Они правят не по каким-то там западным традициям, а по сложившимся в данной стране представлениям о власти.

     Разновидностью  авторитарного режима можно назвать  клерикальные режимы. Клерикальный режим означает господство религиозной знати в данной стране. Клерикальным режимом можно назвать государственную власть в государстве Иран, где верховную власть осуществляет пожизненный руководитель государства (имам или факих), опирающийся на иерархию служителей культа, т.е. на мусульманских священнослужителей. Фактически вся полнота политической власти находится в руках шиитского духовенства. Ключевые посты в государстве и большинство мест в парламенте (меджлисе) занято священнослужителями.

     К числу авторитарных режимов можно  отнести «самодержавные режимы» в ряде государств арабского Востока. Это довольно условное наименование. Говорить о тоталитаризме невозможно, имея в виду Саудовскую Аравию, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, потому что тоталитарный режим означает угнетение граждан и осознание гражданами этого угнетения. То есть он существует тогда, когда граждане находятся под воздействием этого режима и борются с ним. А существование самодержавных режимов (их можно назвать и конституционно-патриархальными) означает, что находится власть в руках одного лица (обычно это абсолютная монархия), но граждане не ощущают себя угнетенными и порабощенными, потому что их понимание мира отражает и оценивает господствующее положение вещей не просто как норму, но как идеальную форму для государства, при которой они чувствуют себя вполне естественно и хорошо [7, с. 320].

     Употребляется еще термин военный режим. Военный режим может быть одним из видов тоталитарного режима, либо одним из видов авторитарного режима. На практике это означает полное господство армии сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный режим в виде военного режима, а если же есть какие–то элементы уважения прав человека и населением такой режим воспринимается как нечто естественное, то это может быть разновидностью авторитарного режима.

     При тоталитарном режиме лидер, глава этого  режима, не обязательно становится главой государства и называет себя президентом, королем или султаном. Тоталитарный лидер может быть главой государства, но может быть и главой правительства и вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, а при этом вожде может быть формальный (марионеточный) глава государства. Этот же самый вождь (Фюрер, Дуче) может  официально не занимать первую главную  государственную должность в  стране. При «вожде» Бенито Муссолини свыше двадцати лет «правил» король Виктор–Эммануил. 
 

  1. Политический  режим Республики беларусь
 

     В соответствии  со ст. 1 Конституции Республика Беларусь – демократическое государство [1]. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для из развития.

     Демократия  означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

     Демократия  – власть народа – не означает политики большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

     Демократия  развивается на основе политического  и идеологического плюрализма.

     Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно  возможно допустимая «Идеология», закрепляемая в Конституции, - это человек, его  права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

     Политические  партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и  законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

     Политические  партии и другие общественные объединения  имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

     Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя  либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой  вражды.

     Партия  и другие общественные объединения  являются важнейшим элементом политической системы.

     В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно  участвуют в политической жизни  страны, прежде всего посредством  участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным  и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология  какой-либо партии не может быть возведена  в ранг государственной, то есть обязательной для всех.

     Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные отношения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся  общества, союзы, ассоциации, благотворительные  фонды и т.п.

     Общественные  объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

     Порядок организации и деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством - Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях», Законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» и др.

     В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

     Рассматривая  государственное устройство Республики Беларусь в настоящее время, можно  сказать, что - Республики Беларусь это  унитарное государство. Характеризуя форму государства с точки  зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что в Республике - демократический режим.

     Основные  принципы демократизма:

     Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными [11, с. 170].

     Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

     Демократия  защищает права отдельных личностей  и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

     Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве [10, с. 230].

     Характерным признаком демократического режима в Беларуси может служить то обстоятельство, что в нашей республике сложился конституционный строй - такая организация  государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический  правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство  признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - являются основной обязанностью государства.

     Если  обратится к Конституции Республики Беларусь, то в преамбуле и разделе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя [1]. Эту систему принципов можно условно поделить на несколько групп:

     - организация государственной власти: народовластие; верховенство права;  разделение властей; государственный  суверенитет; принцип, констатирующий, что Беларусь - часть мирового  сообщества.

     - основы взаимоотношений государства  и человека, гражданина; правового  статуса человека и гражданина. Признание и утверждение прав  и свобод человека и гражданина, их защита и соблюдение - обязанность государства.

     - основы организации жизни гражданского  общества. Ее составляют следующие  принципы: идеологический и политический  плюрализм; светский характер  государства; свобода экономической  деятельности; многообразие и равноправие  различных форм собственности;  социальный характер государства.

     Принцип народовластия характеризует Республику Беларусь как демократическое государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы Беларуси. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и  единственным источником власти является ее народ.

     Народный  суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих  собственных интересах. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через  органы государственной власти (прежде всего представительные).

     Верховенство  права – один из важнейших принципов конституционного строя Республики Беларусь, характеризующих Беларусь как правовое государство. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РБ и законы.

Информация о работе Конституционное закрепление политического режима в Республике Беларусь