Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:11, контрольная работа
Власть и господство представляют собой основные признаки любого человеческого общества (власть родителей над детьми, директора предприятия над подчиненными и т.д.). «В политической сфере одной из практических сторон власти, раскрывающей то, как она реально работает, является политический режим»1.
В ходе анализа учебной литературы установлено, что термин «режим» происходит от французского слова regime и означает «управление, государственный строй, распорядок жизни, систему правил, мероприятий, условия деятельности»2. Он появился в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Сущность политического режима………………………………………………...5
2.Признаки политического режима………………………………………………...8
3. Традиционная классификация политических режимов……………………….12
Заключение………………………………………………………………………….17
Библиография……………
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Институт истории, государства и права
Кафедра
политологии и
политических процессов
Контрольная работа
По дисциплине: «Политология»
На
тему: Политические
режимы
Подготовил:
студент III курса
заочного отделения
специальность «история»
Чеколтан А.
Преподаватель:
Ст. преподаватель
Н.В. Мясникова
Тирасполь, 2012
3. Традиционная
классификация политических
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Власть и господство
В ходе анализа учебной литературы установлено, что термин «режим» происходит от французского слова regime и означает «управление, государственный строй, распорядок жизни, систему правил, мероприятий, условия деятельности»2. Он появился в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг.
Политический режим - это совокупность методов, используемых государством при управлении, а также степень политической свободы в обществе и основные права личности.
Роль политического режима в жизнедеятельности любого государства велика. Так как именно он показывает отношения правящей элиты с народом, основные условия жизнедеятельности и развития общества. Начиная с древности, эта проблема стоит в числе самых актуальных как в теории, так и на практике.
Основной целью контрольной работы является рассмотрение политического режима, его основных элементов и видов.
Для достижения поставленной
цели представляется
-
раскрыть понятие
- охарактеризовать основные признаки;
-
рассмотреть основные черты
Объектом исследования является политический режим во всей полноте его разнообразия.
Предметом исследования – особенности различных видов политических режимов.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую базу контрольной работы составили работы в области политологии таких исследователей как Гаджиев К.С., Исаев Б. А., Мухаев Р. Т., А. С. Тургаев, Е.Б. Шестопал и др.
В работе были использованы аналитический метод, благодаря которому мы смогли изучить большое количество учебной и научной литературы по политологии и праву, а также сравнительный метод, который был использован для исследования политических режимов.
Структура
работы. Контрольная работа состоит
из введения, 3 параграфов, заключения
и библиографии.
В политической науке (теории политики) одно из первых определений политического режима дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления»3. Французский политолог Жан-Луи Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.
В науке существуют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на законы, и социологический, опирающийся на способы, с помощью которых осуществляется власть и, которые обусловлены культурными традициями, обычаями и т.д.
Как показал практический опыт, при социологическом подходе в качестве субъектов власти (т.е. тех в чьих руках власть) рассматриваются не только правительство, но и объединения, которые реально влияют на принятие решений государстве. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции (не властвующей партии), а также другие, в том числе и любые граждане государства.
Ориентируясь именно на государственную власть политический режим можно охарактеризовать как совокупность методов работы основных институтов власти, используемых способов принуждения, которые показывают реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер подчеркивали, что режим — это совокупность явных или скрытых методов, «которые определяют каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики конкретных деятелей, ...используемые ими стратегии...»4. В этом смысле, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду реальные средства и методы осуществления политики в конкретном обществе.
Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько глобальными факторами, скажем, традициями, сколько обстоятельствами, а именно: отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.
Таким образом, политический
Именно режимы диктуют определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологии, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать общество, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей, в конечном счете, подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Как было уже сказано выше, политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты5.
Тип политического режима определяется уровнем развития общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Пользуясь
данным определением, можно выделить
несколько признаков
- способ властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
- порядок распределения власти;
-
реализация принципа
- система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
-
характер отношения населения
к политическому участию:
- состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;
-
способы урегулирования
-
характер влияния,
- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
-
политический и юридический