Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Политический режим— совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Файлы: 1 файл

надо.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

Понятие, виды, признаки политических режимов.

 

Политический режим— совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи  насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

 

Современные подходы к определению понятия  «политический режим»

 

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его  рамках основное внимание уделяется  процедурным, формально-юридическим  характеристикам функционирования системы политической власти. При  использовании институционального подхода понятие «политический  режим» сближается или даже сливается  с понятиями «форма правления» или  «государственный строй». Институциональный  подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

- режим слияния властей — абсолютная монархия;

- режим разделения властей — президентская республика;

- режим сотрудничества властей — парламентская республика.

 

К этой группе можно отнести также  подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе.

 

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению  власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют  с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим  рассматривается гораздо более  широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим  имеет в своем основании систему  социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения  закрепляющих их правовых актов, без  трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению «политического режима» и «политической  системы».

Характерными представителями  данного направления являются французские  политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

 

Виды политических режимов

 

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Выделяют следующие типы демократии.

  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Протективная демократия
  • Развивающая демократия
  • Модель отмирания государства
  • Соревновательный элитаризм
  • Плюралистическая демократия
  • Легальная демократия
  • Партиципаторная демократия

 

Авторитарный  режим

Авторитаризм— характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при  сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в  научное обращение теоретиками  Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

  • авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
  • авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

 

Политический режим, соответствующий  принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как  в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами.

 

Деспотический режим

Форма государственного правления, когда  верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного  правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться  судьбой своих подданных. Под  деспотией также часто подразумевается  тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских  свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Действительно  многие деспотии действительно также  были и тоталитарными государствами. В то же время не каждая деспотия и не всегда является тоталитарным государством

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением  любого возмущения, он характерен для  абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма  в неограниченных, абсолютных монархиях.

 

Тоталитарный  режим

Тоталитаризм означает, что государство  вмешивается во все сферы жизни  человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего  вождя. Опирается только на политическую силу, оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

 

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего  меньшинства;

— система жесткого полицейского террористического контроля над  всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного  общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою расу (возможно, в  скрытом и закамуфлированном  виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

 

Анархия

Анархия  может означать следующее:

  • Отсутствие установленного законодательства (коллективная разработка правил).
  • Отсутствие централизованного управления.
  • Теоретическое социальное устройство общества, в котором отсутствуют какие-либо правители или группы правителей.

 

Согласно философии анархизма, анархия — это высшая степень  развития устройства человеческого  общества. Если исходить из того, что  власть — это принуждение делать что бы то ни было, то по-настоящему развитому обществу она не нужна. В таком случае, анархия является синонимом не хаоса, а порядка.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как  правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства  и катастрофическом снижении роли государственной  власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для  периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также  анархия представляется как форма  общественного устройства, но не как  некое промежуточное состояние  в момент перехода от одного политического  режима к иному.

 

Признаки политического  режима.

 

Политический режим определяет как осуществляется власть, как функционируют  политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между  собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и  прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией, господствующим в обществе типом легитимности, развитостью  общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием  и поведением.

 

Признаками политического  режима являются:

 

- механизмы властвования, способ  функционирования государственных  органов, процедуры отбора правящих  групп и политических лидеров;

- порядок распределения власти  между различными социальными  силами и выражающими их интересы  политическими организациями;

- реализация принципа разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную; существование системы  сдержек и противовесов;

- система методов осуществления  политической власти (разрешительные  — запретительные, убеждение —  принуждение, экономические —  внеэкономические);

- характер отношения населения  к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы  формы этого участия: организованные, стихийные;

- состояние прав и свобод  в обществе; признание или непризнание  властью естественных неотчуждаемых  прав личности и гражданина; реальность  их гарантий;

- способы урегулирования социальных  и политических конфликтов;

- характер влияния, оказываемого  политической культурой основных  групп общества на динамику  и направленность политического  процесса;

- наличие политических партий  в обществе, их внутреннее устройство  и принципы взаимоотношений с  государством; существование оппозиции,  ее статус, взаимоотношения с  государственной властью;

- политический и юридический  статус и роль армии в обществе;

- политический и юридический  статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры,  степень гласности в обществе.

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан - демократическое государство

 

Демократическим государством называется такое государство, устройство и  деятельность которого соответствуют  воле народа, общепризнанным правам и  свободам человека и гражданина. Демократическое  государство - важнейший элемент  демократии гражданского общества, основанного  на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов  этого государства является суверенитет  народа. Недостаточно только провозгласить государство демократическим, главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

Государство может соответствовать  характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение  общих интересов народа, но при  безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом  тоталитарного государства, эти  два понятия взаимно исключают  друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - осуществление  народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и  наделены исключительным правом принимать  законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Конституции  в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди  них являются функции законодательной  власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность  деятельности представительных органов  в огромной, если не в решающей, степени  зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного  учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной  власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений Теория права и государства.

Информация о работе Политические режимы