Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:43, лекция
рассмотренны политического режима такие как: демократия, татаритаризм, авторитаризм.
Демократия
Что же такое «демократия»? Безусловно не претендуя на какое-либо «конечное»,
идеальное определение этого сложнейшего понятия, мы попытаемся представить
наше видение этой проблемы.
Когда античные мыслители, в особенности такие «столпы» как Платон и Аристотель,
отвечали на этот вопрос, они имели в виду прежде всего демократию, как форму
правления. Они различали формы правления в зависимости от того, правит ли один,
немногие или весь народ и устанавливали три основных состояния: монархию,
аристократию и демократию. Однако и Платон, и Аристотель каждую форму правления
связывали с известной формой общественной жизни, с некоторыми более
глубокими
условиями общественного
эмпирический материал по вопросу развития и смены политических форм, и оба
видели, что если есть в государстве какая-то внутренняя сила, на которой оно
держится, несмотря ни на какие бедствия, то формы его меняются. Каждая из этих
форм может быть хуже или лучше в зависимости от того, следуют ли они по пути
закона или отступают от него, имеют ли они в виду общее благо или собственные
интересы правителей. Но все эти формы подвижны и изменчивы. Ни одна из них не
является «конечной» и идеально прочной. Это утверждение относилось в том числе
и к демократии. В изображении Платона эта изменчивость демократии превращается
в порочный круг: с одной стороны это лучшее из правлений, все становятся
свободными, каждый получает возможность устраивать свою жизнь по своему
желанию, однако с другой стороны, якобы, вследствие «отсутствия в жизни людей
твердого плана и порядка» все здесь приходит в расстройство. Изменчивость и
подвижность демократии отмечает и Аристотель. Наиболее прочным он считает
демократический строй у народов, живущих простой, близкой к природе жизнью.
Другие виды демократии кажутся ему подверженными изменениям, причем наихудшим
видом он считает тот, в котором под видом господства народа правит кучка
демагогов, в котором нет твердых законов, а есть постоянно меняющиеся
предписания, в котором судебная система превращается в издевательство над
правосудием.
Демократия и поиск идеального государственного устройства
Демократия
имеет превосходства и
противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенно ярко
проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когда
казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит только
ее достигнуть и все остальное приложится, следует признать, что демократия не
путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь «промежуточный пункт».
Другой она быть не может, ибо это - ее природа, ее преимущество. Но этим она
могла удовлетворить лишь некоторых, но никак не всех. У людей всегда остается
потребность продолжать совершенствование до бесконечности призрачного
абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить.
Поэтому вопрос о том, может ли демократия смениться другими формами имеет
ясный ответ: это случалось ранее, происходит сейчас и, в принципе, может
произойти в будущем.
Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы, система
релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть пустое
пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые разнообразные
политические стремления («тропинки»). Проявляемое недовольство демократией в
принципе можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание
выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. Однако трудно дать
однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли мы в конце концов снова на
опушку?». На данный момент мы более всего склонны со
Тоталитаризм.
Сущность и предпосылки
Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране в
30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы попытаемся
вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что слово
«тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени других
известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.
Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».
Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится
всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых частных,
мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных изменений
в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое качество не
есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том или ином
отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него отличается.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от
оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область его
применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве
тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого — древневосточных
деспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного и
т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с
ним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм — явление,
присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить
область применения термина в структурном аспекте: многое из того, что
совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую с тоталитаризмом, а
вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам
тоталитаризм — явление, не сводимое к экономическим, социальным или
политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие
причины под именем «авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему
присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с
известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом
которой является командно-административная система, это явление не
экономического, социального или политического плана, а культурно-
идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека, придерживающегося
«нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим: сверхиндустриализация
затормозила экономическое развитие страны, коллективизация поставила ее на
грань голода, репрессии в партии грозили разрушением политического костяка
общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежной войны с Германией
существенно понизил обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом
была логика, но совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был
авторитарным
вождем, «социалистическим монархом-
Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников
власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для
достижения определенной цели — построения социализма в планетарном масштабе.
Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в
1921—22 годах
привела к либерализации
сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для него целью была
именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только средствами ее
достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но и стратегию,
вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личной воле и
качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты нового
исторического типа личности, и это были черты не только психологические, но и
исторические.
Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул, что
это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые серьезные
последствия.
Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти как
абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,
транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком
качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал
тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных
ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем,
пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые хозяева
земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала
материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,
самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже,
как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова — Берии уже
не щадили никого.
Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования
тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были
налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии,
проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в
условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и
централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь
выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу
господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась
через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по
существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка
тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской
эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и
самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре
массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения,
направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких
ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного
субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа
и именовалось борьбой с врагами народа.
Структура тоталитарной власти
Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается