Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:43, лекция
рассмотренны политического режима такие как: демократия, татаритаризм, авторитаризм.
внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения и
институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-
декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический характер:
вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не ограниченной
властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные. Такая организация
власти формально сходна с авторитаризмом. В действительности же тоталитарная
власть неделима на уровни: на любом уровне социальной иерархии индивид,
обладая властью, обладал тем самым абсолютной властью над вверенным ему
«объектом». Различие было именно в объекте приложения власти, но не в ее
характере. Например, любой начальник районного масштаба обладал всеми
атрибутами власти — партийной, хозяйственной, судебной, карательной и т.п.
Поэтому для функционирования тоталитарной власти не нужно было принуждения,
идущего сверху вниз: тоталитарный индивид добровольно подчинялся
вышестоящему, получая в обмен на покорность возможность абсолютной власти «на
своем месте». Можно сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти
вытекали из пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и
постоянное напряжение во всех узлах системы и было источником энергии,
питавшей существование этой системы.
Авторитаризм.
Природа авторитаризма и
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся
на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей
элитой. В истории общества можно выделить различные его формы:
древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские
монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи
XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в.
Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот
политический режим совместим с различными по природе общественными и
политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,
социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с
попытками
определения общей природы
устойчиво повторяющихся характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:
—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она
не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо
обычным, опирающимся на традицию;
— для нее характерно слияние
законодательной,
властей, либо их формальное, показное разделение;
— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и
военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности
его непосредственного применения;
— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию
власти в руках правящей элиты или вождя;
— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий,
выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией,
популизмом;
— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.
Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том
случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет.
Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной
личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более
узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше
права. М. Бебер выделял три типа
авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на
традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем
авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,
в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм
невозможен. Она является знаком, символизирующим единство
нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее
и будущее.
Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?
1. Социальный
и политический кризис
ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого
кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,
исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией
основных сфер общественной жизни и совершается в течение
одного-двух поколений.
2. С ломкой
исторического уклада жизни
размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-
дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-
ших масс людей, <выбитых> из традиционных <гнезд> сущест-
вования, лишенных собственности и видящих в государстве
и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на
выживание, в значительной мере радикализирует социальное
и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-
вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-
гией разрушительства.
3. В сфере
социальной психологии и
настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстанов-
лению> социальной справедливости путем установления пого-
ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет
верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-
га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-
ного института, социальной группы или нации. Возникает культ
личности вождя, с которым связываются последние надежды на
преодоление кризиса.
4. В большой
степени возрастает роль
ганов государственной власти и основной военной силы - ар-
мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает
бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-
лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях
нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-
нителем власти, стоящей над обществом.
5. Наконец,
решающим условием
ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый
большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-
ного, мирного захвата власти определенной политической груп-
пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-
ющая спор между партиями и вождями.
Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько
в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда
в той или иной мере выражает историческую необходимость,
постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-
торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем
Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),
были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-
рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,
Бисмарк, Петр 1.