Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:42, реферат
Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Введение. 3
Глава I. Понятие и признаки политического режима 5-8
Современные подходы к определению понятия «политический режим» 7
Институциональный подход 7
Социологический подход 8
Глава II. Классификация политических режимов. 9-26
Демократический политический режим. 9-13
Авторитарный политический режим (авторитаризм). 13-16
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). 17-22
Либеральный политический режим. 22-25
Переходные режимы. 26
Заключение. 28
Список литературы: 29
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
Факультет психологии
РЕФЕРАТ
по предмету: Политология
Тема: Политические режимы
Реферат выполнен: Студенткой 2 курса 1-го
высшего заочного отделения
Арутюнян О.В.
Научный руководитель: Кандидат исторических наук, профессор
Рязанцев С. А.
Иркутск, 2012г.
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Понятие и признаки политического режима 5-8
Современные подходы к определению понятия «политический режим» 7
Институциональный подход 7
Социологический подход 8
Глава II. Классификация политических режимов. 9-26
Демократический политический режим. 9-13
Авторитарный политический режим (авторитаризм). 13-16
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). 17-22
Либеральный политический режим. 22-25
Переходные режимы. 26
Заключение. 28
Список литературы: 29
Введение.
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес.
Для характеристики формы
государства имеет важное значение
политический режим как в узком
смысле слова (совокупность приемов
и способов государственного руководства),
так и в широком понимании (уровень
гарантированности демократических прав
и политических свобод личности, степень
соответствия официальных конституционных
и правовых форм политическим реалиям,
характер отношения властных структур
к правовым основам государственной и
общественной жизни).
Какие виды
политических режимов существуют? Их очень
много, поскольку на ту или иную разновидность
политического режима оказывает влияние
множество факторов Можно сказать, что
каждое государство в той или иной мере
имеет свой особенный политический режим,
который отличается от режимов других
государств.
Политические
режимы, а также их классификация представляет
большой интерес и имеют большой значение
для теории государства и права. Вопрос
классификации политических режимов имеет
большое значение при характеристике
государства и определения его формы.
В первой главе я рассматриваю различные
определения термина «политический режим»,
его связь в другими элементами формы
государства, а именно с формой правления
и формой государственного устройства.
Во второй главе я уделяю внимание основному
вопросу моей работы, а именно классификации
политических режимов. Единого мнения
по поводу классификаций политических
режимов нет, но я разделила эту главу
условно на пять частей, в которых рассматриваю
демократический, либеральный, авторитарный,
тоталитарный режимы, а также режимы которые
встречаются реже и являются менее значительными,
но которые также необходимо учитывать
при классификации политических режимов.
Кроме того в этой главе я рассматриваю
особенности тех или иных политических
режимов и возможные трансформации одних
режимов в другие.
Глава I. Понятие и признаки политического режима
Одной из основных категорий, раскрывающих
способ функционирования политической
системы, в современной политологии выступает
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.
Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Политический режим определяется следующими признаками:
Современные подходы к определению понятия «политический режим»
Институциональный подход
Данный подход называют
также политико-правовым и
Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:
Постепенно эта типология стала
К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.
Социологический подход
В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению «политического режима» и «политической системы».
Характерными
представителями данного
Сходной точки зрения придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, определяющие режим как: «совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.
В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.
Глава II. Классификация политических режимов.
Классификация политических режимов
представляет собой большой интерес
и имеет большое значение для
теории государства и права. Политических
режимов очень много, поскольку
на ту или иную разновидность политического
режима оказывает влияние множество факторов,
можно сказать, что каждое государство
в той или иной мере имеет свой особенный
политический режим, который отличается
от политических режимов других государств.
В свою очередь, и те и другие подразделяются
на различные виды и разновидности по
большей или меньшей степени демократизма.
Таким образом, наиболее значительные
из политических режимов следующие четыре:
- демократический,
- авторитарный,
- тоталитарный,
- либеральный.
Именно эти четыре политических режима
необходимо выделить в отдельные группы,
т.к. они являются важными и представляют
собой большое значение для теории государства
и права.
Хотя тоталитарный политический режим
считают крайней формой авторитарного,
необходимо рассмотреть его как отдельный
политический режим. Тоталитаризм явление
особенное и важное, а поэтому и рассматривать
его необходимо тщательно и отдельно от
других режимов. Все политические режимы,
в той или иной мере зависят друг от друга,
т.к. в всегда возможны трансформации одних
режимов в другие.
Демократический политический
режим.
Демократия («democratia») с греческого –
народовластие. «Демократическая политическая
система – это организация легальной,
опирающейся на законы и подконтрольной
обществу власти. Она работает на основе
понятных и принятых обществом принципов,
имеет ясные цели и способна содействовать
реализации общих интересов»1. Демократический режим - это режим, основанный
на признании принципа равенства и свободы
всех людей, участии народа в управлении
государством. Предоставляя своим гражданам
широкие права и свободы демократическое
государство не ограничивается только
их провозглашением, т.е. формальным равенством
правовых возможностей. Оно обеспечивает
для них социально-экономическую основу
и устанавливает конституционные гарантии
этих прав и свобод. В результате - широкие
права и свободы становятся реальными,
а не только формальными. В демократическом
государстве народ является источником
власти. И это становится не просто декларацией,
а фактическим положением дел. Представительные
органы и должностные лица в демократическом
государстве, как правило, избираются,
но меняются критерии избрания. Критерием
избрания того или иного человека в представительный
орган являются его политические взгляды,
профессионализм. Профессионализация
власти - отличительный признак государства,
в котором существует демократический
политический режим. В основе деятельности
народных избранников должны лежать и
моральные начала, гуманизм. Референдумы,
плебисциты, народные инициативы, обсуждения,
демонстрации, митинги, собрания становятся
необходимыми атрибутами общественной
жизни. Объединения граждан участвуют
в управлении делами государства. Наряду
с исполнительной властью на местах создается
параллельная система прямого представительства.
Общественные органы участвуют в выработке
решений, советов, рекомендаций, а также
осуществляют контроль за исполнительной
властью. Таким образом, участие народа
в управлении делами общества становится
поистине массовым и идет по двум линиям:
выборы управленцев - профессионалов и
прямое участи в решении общественных
дел (самоуправление, саморегуляция), а
также контроль за исполнительной властью.
Демократическое общество характеризуется
как бы совпадением объекта и субъекта
управления. Управление в демократическом
государстве производится по воле большинства,
но с учетом интересов меньшинства. Поэтому
принятие решений осуществляется как
путем голосования, так и с использованием
метода согласования при принятии решений.
На новый уровень поднимается система
разграничения полномочий между центральными
и местными органами. Центральная государственная
власть берет на себя только те вопросы,
от решения которых зависит существование
общества в целом, его жизнеспособность:
экология, разделение труда в мировом
сообществе, предотвращение конфликтов
и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано.
В результате этого снимается вопрос о
концентрации, монополизации власти и
необходимости ее нейтрализации.
Нормативное регулирование приобретает
качественно новый характер. В идеале,
поскольку демократическое общество характеризуется
достаточно высоким уровнем сознания
и, кроме того, граждане сами принимают
прямое и непосредственное участие в выработке
решений, снимается вопрос о массовом
применении принуждения при неисполнении
решений. Люди, как правило, добровольно
подчиняют свои действия решению большинства.
Разумеется, и демократический режим имеет
свои проблемы: чрезмерное социальное
расслоение общества, временами своеобразную
диктатуру демократии (авторитарное господство
большинства), а в некоторых исторических
условиях этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает условие
для существования разрушительных, экстремистских,
сепаратистских сил. Но все же социальная
ценность демократического режима намного
выше его некоторых негативных конкретно-исторических
форм. Следует также иметь в виду, что демократический
режим появляется зачастую в тех государствах,
где социальная борьба достигает высокого
накала и правящая элита, господствующие
слои общества вынуждены идти на уступки
народу, другим социальным силам, соглашаться
на компромиссы в организации и осуществлении
государственной власти. Кроме того, демократический
режим в устройстве государств становится
наиболее адекватным тем новым проблемам,
которые ставит перед человечеством современное
состояние цивилизации с его глобальными
проблемами, противоречиями, возможными
кризисами. «Государство не только провозглашает,
но и фактически обеспечивает, гарантирует
общедемократические права и свободы,
равный статус различных форм собственности,
гибкую социальную политику, защиту личности
от всех проявлений беззаконья и т.д.»2.
Таким образом можно заключить, что демократический
режим обладает следующими чертами:
1. Источником
власти в государстве является народ.
Он избирает власть и наделяет ее правом
решать любой вопрос, опираясь на собственное
мнение. Законы страны защищают народ
от произвола власти и власть от произвола
отдельных людей.
2. Политическая
власть носит легитимный характер и осуществляет
свои функции в соответствии с принятыми
законами. Основной принцип политической
жизни демократического общества — "гражданам
разрешено все, что не запрещено законом,
а представителям власти — только та деятельность,
которая предусмотрена соответствующими
подзаконными актами".
3. Для демократического
режима характерно разделение властей
(отделение друг от друга законодательной,
исполнительной и судебной власти). Парламент
наделен исключительным правом издавать
законы. Высшая исполнительная власть
(президент, правительство) имеет право
законодательной, бюджетной, кадровой
инициативы. Высший судебный орган наделен
правом определять соответствие издаваемых
законов конституции страны. В условиях
демократии три ветви власти уравновешивают
друг друга.
4. Демократический режим
характеризуется правом народа влиять
на выработку политических решений (путем
одобрения или критики в средствах массовой
информации, демонстраций или лоббистской
деятельности, участия в предвыборных
кампаниях). Политическое участие народа
в выработке принимаемых решений гарантируется
конституцией страны, а также международными
правовыми нормами.
5. Важной характеристикой
демократического политического режима
является политический плюрализм, предполагающий
возможность образования двух- или многопартийной
системы, конкуренция политических партий
и их влияние на народ, существование на
законных основаниях политической оппозиции
как в парламенте и вне его.
6. Демократический
политический режим характеризуется высокой
степенью реализации прав человека. К
ним относятся нормы, правила и принципы
взаимоотношений государства и граждан.
«Эффективность участия граждан в управлении
государственными делами предполагает
высокий образовательный и культурный
уровень населения, сформировавшееся
критическое мышление, самодисциплину,
устоявшиеся моральные начала и т.п.»3.Из этого, можно заключить, что демократия
не может появиться сразу, как говориться
«на ровном месте». Это сложный процесс
преобразований общества и государства,
для которого необходимо время.
Авторитарный политический режим (авторитаризм).
Одним из наиболее распространенных в
истории типов политических режимов
является авторитаризм. «Авторитаризм
(от лат. auctoritas – власть) – система власти,
характерная для антидемократических
политических режимов. В
зависимости от сочетания методов правления
может варьироваться от умеренно-авторитарного
режима с формальным сохранением атрибутов
демократии до классической фашистской
диктатуры. Крайняя форма авторитаризма
– тоталитаризм»4. По своим характерным
чертам он занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией — наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
В целом же авторитарной политической
системе присущи следующие черты:- Автократизм.
- Неограниченность власти.
- Опора на силу.
- Монополизация власти и политики.
- Отказ от тотального контроля.
- Рекрутирование политической элит Учитывая
эти признаки авторитаризма, его можно
определить как неограниченную власть
одного лица или группы лиц, не допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую
автономию личности и общества во вне
политических сферах. При авторитарной
политической системе запрещаются лишь
определённые, главным образом политические
формы деятельности, в остальном же граждане
обычно свободны. Авторитаризм вполне
совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности. В то же время
в условиях авторитаризма граждане не
имеют каких-либо институциональных гарантий
своей безопасности и автономии (независимый
суд, оппозиционные партии и т.д.) Оппозиция
при авторитаризме не допускается. В политической
жизни могут участвовать и несколько партий,
однако все эти партии должны ориентироваться
на линию, выработанную правящей партией,
в противном случае они запрещаются, разгоняются.
Оппозиционеры, как организации, так и
граждане, жестоко наказываются. Власть
применяет к инакомыслящим законные и
незаконные методы расправы. Личность
в авторитарном государстве фактически
не может пользоваться конституционными
правами и свободами, даже если они и провозглашаются
формально, так как отсутствует механизм
их реализации, гарантии. Она лишена также
гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях
с властью, поскольку власть не стесняет
себя в применении принуждения. Провозглашается
полный приоритет интересов государства
над личностью, а права личности игнорируются.
Авторитарная власть осознает, что доверие
народа - великая сила, и поэтому она культивирует
фанатизм в массах по отношению к себе,
используя демагогию и, превращая население
в простой объект манипуляций. В настоящее
время авторитарные режимы отнюдь не редкость
и встречаются во многих странах. Авторитарному
режиму противостоит демократический
режим, прежде всего наиболее современная
форма последнего - либерально-демократический
режим.
Авторитарные политические системы очень
разнообразны. Это монархии, деспотические
диктаторские режимы, военные хунты, популистские
системы правления и др. Авторитарные
правительства могут добиваться признания
не только силой, с помощью массового истребления
но и более гуманными средствами. На протяжении
тысячелетий они опирались главным образом
на традиционный и харизматический способы
легитимации. В XX в. в целях легитимации
широко используется националистическая
идеология. Большинство авторитарных
режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали своё существование необходимостью
национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные
политические системы очень часто используют
некоторые демократические институты
— выборы, плебисциты и т.п. — для предания
себе респектабельности в глазах международного
сообщества и собственных граждан, уклонения
от международных санкций. Так, например,
неконкурентные или полуконкурентные
выборы использовались авторитарными
или полуавторитарными режимами в Мексике,
Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих
других государствах. Отличительной чертой
таких выборов является ограниченная
или лишь видимая конкурентность (когда
все кандидаты угодны властям) конкурентность,
полная или частичная контролируемость
властями их официальных итогов. При этом
у властей существует много способов обеспечить
себе формальную победу: монополия на
средства массовой информации, отсеивание
неугодных лиц ещё на стадии выдвижения
кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней
или результатов голосования и т.п. Авторитаризм
иногда определяют как способ правления
с ограниченным плюрализмом. Он вполне
совместим с экономическим, социальным,
культурным, религиозным, а частично и
с идеологическим плюрализмом. Его воздействие
на общественное развитие имеет как слабые,
так и сильные стороны. К числу слабых
относится полная зависимость политики
от позиции главы государства или группы
высших руководителей, отсутствие у граждан
возможностей предотвращения политических
авантюр или произвола, ограниченность
институтов артикуляции, политического
выражения общественных интересов. В то
же время авторитарная политическая система
имеет и свои достоинства, которые особенно
ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная
власть обладает сравнительно высокой
способностью обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок,
мобилизировать общественные ресурсы
на решение определённых задач, преодолевать
сопротивление политических противников.
Всё это делает её достаточно эффективным
средством проведения радикальных общественных
реформ.