Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:07, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.

Оглавление

2. Введение ………………………………………………………………………………….2
3. Общая часть……………………………………………………………………………….3
3.1. Понятие и определение политического режима……………………………………3
- признаки политического режима……………………………………………………….6
- характеристика политического режима………………………………………………..8
- политическая стабильность……………………………………………………………..8
- политическая оппозиция………………………………………………………………..10
3.2. Основные компоненты политического режима…………………………………….12
- принцип легитимности………………………………………………………………….12
- структура институтов……………………………………………………………………12
- партийные системы………………………………………………………………………13
- избирательные системы…………………………………………………………………13
3.3. Классификация политических режимов…………………………………………….14
- демократический режим…………………………………………………………………14
- авторитарный режим…………………………………………………………………….15
- деспотический режим……………………………………………………………………21
- тоталитарный режим…………………………………………………………………….22
- анархия……………………………………………………………………………………23
- другие виды политических режимов……………………………………………………23
4. Заключение ………………………………………………………………………………..27
5. Список литературы………………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

для дрона.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

1.Содержание:

1. Содержание ………………………………………………………………………………1

2. Введение ………………………………………………………………………………….2

3. Общая часть……………………………………………………………………………….3

   3.1. Понятие и определение политического режима……………………………………3

   - признаки политического режима……………………………………………………….6

   - характеристика политического режима………………………………………………..8

   - политическая стабильность……………………………………………………………..8

   - политическая оппозиция………………………………………………………………..10

   3.2. Основные компоненты политического  режима…………………………………….12

   - принцип легитимности………………………………………………………………….12

   - структура институтов……………………………………………………………………12

   - партийные системы………………………………………………………………………13

   - избирательные системы…………………………………………………………………13

   3.3. Классификация политических режимов…………………………………………….14

   - демократический режим…………………………………………………………………14

   - авторитарный режим…………………………………………………………………….15

   - деспотический режим……………………………………………………………………21

   - тоталитарный режим…………………………………………………………………….22

   - анархия……………………………………………………………………………………23

   - другие виды политических  режимов……………………………………………………23

4. Заключение ………………………………………………………………………………..27

5. Список литературы………………………………………………………………………..29

 

 

 

2.Введение

Политический  режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим»  и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» шире, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других элементов политической системы– политических партий движений, общественных объединений.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки  демократического режима:

1) население участвует в формировании  и осуществлении государственной  власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения но важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе  с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового  государства, действие его принципов; 

5) выборность и сменяемость центральных  и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6)силовые  структуры (вооруженные силы, полиция,  органы безопасности и т.п.) находятся  под демократическим контролем  общества, используются только по  прямому предназначению, их деятельность  регламентируется законами;

7) доминируют методы убеждения,  согласования, компромисса, редко  применяются методы насилия, принуждения,  пресечения;

8) провозглашаются и реально обеспечиваются  права и свободы человека и  гражданина;

19)политический плюрализм,  в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

10)гласность, средства массовой  информации свободны от цензуры 

11) реальное осуществление принципа  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную 

Политический режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Говоря проще, политический режим  дает возможность определить, кто является действительным властителем в стране, сколько их, сотрудничают они или соперничают, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей, до каких пор властитель может рассчитывать на подчинение, какая часть жизнедеятельности общества подвержена политической власти.

В более частном смысле различаются  режимы государственного правления  – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т.п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т.п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т.д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.

Роберт Даль (род. 1915) с помощью  двух критериев - конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности  граждан в управление - выделяет четыре идеальных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.

Цель моего реферата - разобраться  в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы  правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.

Считаю, что тема моего реферата очень актуальна сегодня. Разобраться  в ней необходимо для лучшего  понимания процессов, происходящих в России, возможности прогнозирования их дальнейшего развития.

 

3.Общая часть

3.1.Понятие и определение политического режима

Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих  членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Понятие «политический режим» является важнейшим  в европейской политологии, в  отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности  категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.

Термины «политическая система» и «политический  режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая  система» выявляет характер связей с  внешней средой, а «политический  режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые исследователи ограничивают его содержание формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления  власти институтами государства, и  социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

Ориентируясь  именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной  власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Как подчеркивают Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, режим — это совокупность явных или скрытых структур, «которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики [конкретных] деятелей, ...используемые ими ресурсы и стратегии...». В этом смысле, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не нормативные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной политики в конкретном обществе.

Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и  развивается под влиянием значительно  более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик  правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Политический  режим — более подвижное и  динамичное явление, чем система  власти. В этом смысле эволюция одной  политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.

Именно  режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную  политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.

В то же время большинство режимов  в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных  позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.

Однако  независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Политический  режим включает в себя:

-политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

-методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;

-реальный уровень свобод человека, объем его прав;

-методы выработки политических решений;

-способы урегулирования конфликтов;

-плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

-конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;

-идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;

-формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);

Информация о работе Политические режимы