Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:07, реферат
Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
2. Введение ………………………………………………………………………………….2
3. Общая часть……………………………………………………………………………….3
3.1. Понятие и определение политического режима……………………………………3
- признаки политического режима……………………………………………………….6
- характеристика политического режима………………………………………………..8
- политическая стабильность……………………………………………………………..8
- политическая оппозиция………………………………………………………………..10
3.2. Основные компоненты политического режима…………………………………….12
- принцип легитимности………………………………………………………………….12
- структура институтов……………………………………………………………………12
- партийные системы………………………………………………………………………13
- избирательные системы…………………………………………………………………13
3.3. Классификация политических режимов…………………………………………….14
- демократический режим…………………………………………………………………14
- авторитарный режим…………………………………………………………………….15
- деспотический режим……………………………………………………………………21
- тоталитарный режим…………………………………………………………………….22
- анархия……………………………………………………………………………………23
- другие виды политических режимов……………………………………………………23
4. Заключение ………………………………………………………………………………..27
5. Список литературы………………………………………………………………………..29
Корпоративный авторитаризм
Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;
Дототалитарный авторитаризм
Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:
Постколониальный авторитаризм
Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;
Расовая, или этническая, квазидемократия
Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;
Султанисткий режим
Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.
Деспотизм характеризуется
полным бесправием подданных, жестоким
подавлением любого возмущения, он характерен
для абсолютной монархии[источник не указан
ДЕСПОТИЗМ
(от греч. despotes - повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.
Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными («отклоняющимися») формами политической организации, выделил седьмую форму-деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира – перманентен (постоянен).
Представитель французского Просвещения
Монтескье дополнил Аристотеля другим
теоретическим выводом о
1. Деспотизм основан на
2. Отсутствие экономических
3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики.
4. Для того чтобы существовать
тысячелетия в условиях
5. Экономической неподвижности
системы соответствуют
6. Оборотной стороной этой
7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические.
8. Это объясняет также
9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота.
10. Деспотизм оказывается мертвым
политическим телом. Ему
Естественно, многие исследователи отмечали «генетическое» родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д.
Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества.
Деспотии на Востоке сложились
естественноисторическим
Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
Признаки тоталитаризма:
— тотальный государственный контроль над обществом;
— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
Часто выделяют и другие политические режимы:
Тирания (от греч. tyrannos - властитель, повелитель)
форма государственной власти в Греции, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Раннегреческая тирания способствовала сокрушению аристократических родов, расчищая этим путь к установлению демократического устройства. Примером ранней т. является правление Писистрата в Афинах. Позднегреческая, или младшая, т. возникла в период кризиса полиса в условиях острой борьбы олигархии с разоренными слоями демоса в конце V - II вв. до н.э. Само название «тирания» изменяло свое содержание на протяжении всей истории: первоначально, в VII - VI вв. до н.э., это понятие не имело негативного смысла, приобретенного в классическую и эллинистическую эпохи.
Посттоталитаризм
Феодализм (feudalism) Общественный строй, при котором вассалы признают власть сеньора и участвуют на его стороне в войнах в обмен на личную защиту и защиту права собственности на землю. Сеньор, в свою очередь, присягает на верность королю, получая взамен свой статус, хотя зачастую эти взаимоотношения носили сложный характер. Феодализм, таким образом, всеобъемлющая социальная система, определяющая властные и имущественные права. Модель, описанная выше, существовала в той или иной степени во многих странах мира. Более всего она ассоциируется с Францией IX–XIII вв., однако на большей части Европы в разное время имелись похожие общественные системы. Такая же система сложилась и в далекой Японии. Жесткая феодальная система в Англии установилась после вторжения норманнов (1066), но ей всегда противостояли внефеодальные английские институты, вынуждавшие систему идти на компромисс. В эволюционных теориях истории, разработанных Марксом (Marx) и другими учеными, феодализм представляется как исторический этап, неизбежно сменяющий распадающиеся экономические и военно-политические системы древнего мира, но и сам, в свою очередь, неизбежно порождающий своего преемника – торговый капитализм. В бытовом употреблении слова "феодальный" и "феодализм" используются по отношению к чему-то реакционному, устаревшему или связанному с аристократией.
Плутократия (гр. plutokratla plutos богатство + kratos власть, могущество)
1) господство богачей,
2) правящая, господствующая группа в стране, состоящая из наиболее богатых представителей имущих классов, плутократы.
Диктатура (от лат. dictare — диктовать) — единовластное и безусловное правление одного лица (основное значение) или одной политической силы—олигархической группы, класса (диктатура буржуазии, пролетариата и др. производные современные значения). Первоначально— форма государственного правления в чрезвычайных обстоятельствах (война, волнения рабов и др.) в древнем Риме республиканского периода с 5 по 3 в. до н. э. Диктатура предназначалась для защиты республики и демократии. Диктатор назначался одним или обоими консулами по представлению Сената. Он руководил военными операциями, ему подчинялись гражданские власти, его декреты имели силу закона и не подлежали обсуждению. Во избежание узурпации власти ему запрещалось изменять общественный строй, объявлять войну, назначать новые налоги и вмешиваться в административное управление. Срок диктатуры был строго ограничен, он не мог превышать шести месяцев.
Современная диктатура — ничем не ограниченное правление авторитарного или тоталитарного типа (см. Авторитаризм и Тоталитаризм), от сравнительно умеренных режи