Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:11, контрольная работа
Власть и господство представляют собой основные признаки любого человеческого общества (власть родителей над детьми, директора предприятия над подчиненными и т.д.). «В политической сфере одной из практических сторон власти, раскрывающей то, как она реально работает, является политический режим»1.
В ходе анализа учебной литературы установлено, что термин «режим» происходит от французского слова regime и означает «управление, государственный строй, распорядок жизни, систему правил, мероприятий, условия деятельности»2. Он появился в XIX в., но широкое применение получил в 1950-х гг.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Сущность политического режима………………………………………………...5
2.Признаки политического режима………………………………………………...8
3. Традиционная классификация политических режимов……………………….12
Заключение………………………………………………………………………….17
Библиография……………
-
политический и юридический
Ж.-Л. Кермон выделил четыре признака политического режима:
1)
принцип легитимности, который включает
способы и приемы убеждения
граждан в правомерности
2)
структуру институтов, под которой
понимаются политические
3) партийную систему;
4) форму и роль государства.
Более развернутую систему элементов или признаков режима дали российские ученые Е. В. Макаренков и В. И. Сушков:
♦ наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе;
♦ соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе;
♦ место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества;
♦ степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
♦ положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод;
♦ степень вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами;
♦ уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;
♦ наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства;
♦ способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
♦ характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций.6
В том случае, когда политологи занимают позицию уравнивания понятий «политический режим» и «политическая система», прежде чем выделять элементы и определять признаки режима следует, по мнению Э. Хейвуда, ответить на следующие вопросы:
♦ Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое участие верхами общества либо оно охватывает все население?
♦ Как достигается общественное согласие или подчинение — через применение силы или угрозы силой, через переговорный процесс и «торг», через компромисс?
♦ Имеет ли правительственное управление централизованный или децентрализованный характер? Какие сдерживающие факторы и противовесы действуют в политической системе?
♦ Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система открытой и соревновательной или она закрыта для конкуренции политических сил?
♦ Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права между правительством и гражданами?
♦ Каков уровень экономического развития страны, уровень жизни населения? Как в ней распределено материальное богатство?
♦ Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок или на централизованное планирование, какова экономическая роль правительства?
♦ Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, обладает ли он способностью реагировать на новые требования и вызовы?
Ответив на эти вопросы, считает Э. Хейвуд, можно перейти к типологизации режимов, критериями при этом должны служить политические, экономические и культурные факторы, точнее, не столько сами факторы, сколько их сочетание, взаимодействие в реальной жизни7.
Подводя
итог и обобщив признаки можно
сказать, что структурные элементы,
признаки и сочетание факторов служат
дополнительными
3.
Традиционная классификация
политических режимов
Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
В современном мире существует около 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
Так, типология политических режимов определяется не только социальными факторами государства, но и нравственными, моральными устоями общества. Например, более широкая и разнообразная нравственная природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.
Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство активно и прямо вторгается в сферу внутренней, духовной жизни личности.
Различными
школами политологов более
В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Тоталитарный политический режим – политический режим, предполагающий абсолютный (тотальный) контроль и жесткую регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. К характерным чертам тоталитарного политического режима относятся:
– монополизация власти единственной массовой партией, построенной по олигархическому принципу и, как правило, возглавляемой одним человеком, диктатором, сращивание партийного и государственного аппарата;
– наличие государственной (официальной) идеологии, пронизывающей все сферы общественной жизни;
– постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики;
– жесткая цензура СМИ, полное отсутствие политического плюрализма;
– централизованное руководство экономикой;
–
устранение самой возможности
На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX в. (фашистские режимы в Германии, Италии, Испании, Португалии, «коммунистические» режимы в СССР, Чехословакии и др.), а сегодня сохраняются не в самых отсталых странах (Индонезия, Марокко, Тунис, Иордания и др. ).
Авторитарный политический режим обычно характеризуется как политический режим, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, в определённых рамках мирится с наличием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.
Авторитарный политический режим не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.
Разновидностями авторитаризма являются военные режимы, гражданские диктатуры (для которых характерна единоличная власть гражданского лица), теократические режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни в Иране.
Авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и ориентационными возможностями благодаря способности концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития.
Однако, достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских правах и свободах, потребность в свободе информации, независимости мышления, нетерпимости к произволу и насилию.
Демократический политический режим – самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима. Демократия как определённая система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счёт соучастия во власти всех слоёв населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Характерными чертами демократического политического режима являются:
– признание народа – главным источником формирования в обществе властных институтов (избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании);
– реализация принципа разделения власти;
– высокая степень развитости гражданского общества (оно контролирует государство и всю политическую систему);
– политический плюрализм и как следствие многопартийность;
–
легальная оппозиция, наделённая всеми
политическими правами и
– отсутствие цензуры в СМИ;
–
силовые структуры вне
– обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений, реализация права на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности.
По мнению Р.Арона «Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и т.п.»9. Из этого, можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говориться «на ровном месте». Это сложный процесс преобразований общества и государства.