Типы политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Оглавление

Введение 3
1.Политический режим 5
2.Демократический политический режим 6
2. Авторитарный режим (авторитаризм) 11
3. Тоталитарный режим (тоталитаризм) 13
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

полит..docx

— 50.90 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Стр. 

Введение                                                                                                               3

1.Политический режим                                                                                   5

2.Демократический политический режим                                                       6

2. Авторитарный режим (авторитаризм)                                                         11

3. Тоталитарный режим (тоталитаризм)                                                     13

Заключение                                                                                                    19

Список  литературы                                                                                        20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления  и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

   Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.

   Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

   В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

   Политический режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических  отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

   Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

   В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

   Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

-по тому, в чьих руках власть

-по тому, как эта власть используется

   Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

   Нравственная природа авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная идеология, подавляющая духовную и культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и правом. Эта идеология соединяется силой государства, гарантируется его репрессивными органами и стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности  тоталитарное, государство активно и прямо вторгается вне принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

   Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

   Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

   Типология политических режимов:

-демократический политический режим

-авторитарный политический режим

-тоталитарный политический режим 
 
 
 
 
 
 
 

Политический  режим

  Понятие "политический режим" включает в  себя не только методы и приемы осуществления  политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

 Политический режим обеспечивает:

•  стабильность политической власти;

•  управляемость  граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических от-

ношений;

•  достижение целей политики, реализацию интересов  властвующей элиты.

Политический  режим определяется:

•  уровнем  развития и интенсивностью общественно-политических процессов;

•  структурированностью правящей элиты;

•  состоянием отношений с бюрократией; •  развитостью  общественно-политических традиций господствующими  в обществе политическим

сознанием и поведением;

•  доминирующим в обществе типом легитимности1.

   Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: “Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период”.

  Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах.И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.2 
 
 
 
 
 
 

Демократический политический режим.

   Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.3

1. Источником  власти в государстве является  народ. Он избирает власть и  наделяет ее правом решать  любой вопрос, опираясь на собственное  мнение. Законы страны защищают  народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая  власть носит легитимный характер  и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для  демократического режима характерно  разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический  режим характеризуется правом  народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной  характеристикой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический  политический режим характеризуется  высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

   В контексте изложенного, раскрывая понятие политический режим, можно рассмотреть форму государственного устройства на примере Испании.

Испания – последнее государство современной  Европы, где фашистская диктатура  существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой  идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой  авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти генерала Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима.

   Два последовательно существовавших правительства А. Новарро и особенно А. Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А. Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976г. Этот закон устанавливал на переходный период некоторые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

   Избранные 15 июня 1977г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808г. В декабре 1978г., на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ и демократический политический режим.

   Возвращаясь к теме выборов 1977г. в Испании, нужно отметить, что      основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие в подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский" Союз демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику.

Информация о работе Типы политических режимов