Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:53, контрольная работа
Исторические типы государств как правило не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
Введение 3
1.Понятие политического режима 4
2.Основные компоненты политического режима 6
2.1. Принцип лигитивности 6
2.2. Структура институтов 7
2.3. Партийные системы 11
2.4. Избирательные системы 12
3. Классификация политических режимов 15
4. Тоталитарный режим 16
4.1. Предпосылки возникновения тоталитарного режима 16
4.2. Характеристика тоталитарного режима 18
4.3. Модель тоталитаризма 20
5. Авторитарный режим 21
5.1. Признаки авторитарного режима 21
6. Демократический режим 23
6.1. Признаки демократии 24
7. Либерально – демократический режим 26
Вывод 27
Список использованной литературы
Ярославский Государственный
Контрольная работа по политологии по теме:
« Политические режимы, понятия, типы».
Содержание.
Введение
1.Понятие политического режима
2.Основные компоненты
2.1. Принцип лигитивности
2.2. Структура институтов
2.3. Партийные системы
2.4. Избирательные системы
3. Классификация политических
4. Тоталитарный режим
4.1. Предпосылки возникновения
тоталитарного режима
4.2. Характеристика тоталитарного
режима
4.3. Модель тоталитаризма
5. Авторитарный режим
5.1. Признаки авторитарного
режима
6. Демократический режим
6.1. Признаки демократии
7. Либерально – демократический
режим
Вывод
Список использованной литературы
Введение.
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в 19 веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин «режим» происходит от латинского порядок управления. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия.
В научной и учебной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца 19- начала20 веков.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов., что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конструировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовных сферах.
Исторические типы государств как правило не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
1.Понятие политического режима.
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических стран эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.
Несмотря на наличие большой теоретической базы исследований и практического опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют единого решения ни в западной, ни в отечественной политической науке. В научной литературе существует большое количество определений политического режима.
В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят далеко друг от друга.
Универсального определения политического режима нет Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: « Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период» .
В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направления развития политических отношений. В современном обществе – это конституционно – правовые принципы и структуры, институциональные и политические норы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы. Можно сказать, что политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или маленьких фигурок можно сложить любую мелодию, любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима, и, соответственно, тип политической системы.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любо отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. В политической практике часто встречаются примеры, когда демократическое по форме государство является совсем не демократическим по содержанию и, наоборот, авторитарное по форме государственное устройство является по своему характеру демократическим.
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
*характер и мера
*механизм формирования власти;
*взаимоотношения общества и власти;
*роль и значение
* характер существующих в
*роль идеологии в жизни
*характер политического
*соотношение прав и свобод граждан;
*положение средств массовой информации;
*роль политических партий;
*соотношение между
*роль и значение органов
*тип политического поведения.
2.Основные компоненты политического режима.
Основными компонентами политического режима является форма и роль государства, принцип лигитивности, структура институтов, партийные и избирательные системы.
Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем лигитивности режима. Принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняется» (Х. Линц).
Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества. Такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты. Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не является актуальной.
Демократия как форма политической организации общества и как самостоятельная ценность основывается на ряде принципов: государство является гарантом основных прав и свобод личности; политическая власть принадлежит большинству народа, которое выявляется путем прямых или косвенных выборов; власть формируется на свободных выборах, предполагающих свободу выдвижения кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, свободу голосования; большинство уважает права меньшинства на критику, смену правящего режима на очередных выборах, конституционализм есть регулирование посредством конституции отношений между властью и обществом, их равной ответственности перед законом.
Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Наряду с правом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, обладающими значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации), самым важным элементом режима является государство. В целом возникновение социальных институтов (а государство одно из них) является отражением появления таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов. Ценность институциализации власти, в отличие от личной власти, состоит в ограничении произвола, подчинении власти идее права, выражающей интересы общего блага.
М. Дюверже выделяет две отличительные особенности государства по сравнению с другими институтами - наличие сильной организации и интенсивную солидарность его членов. Возникновение института государства обусловлено необходимостью выразить общие потребности и интересы, чего не могли сделать прежние институты: потребности в безопасности, соблюдении прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка.
Преимущество государства в реализации общих целей и интересов было связано с тем, что, во-первых, оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими. Законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти. Во-вторых, государство обладает большими материальными и иными ресурсами для претворения своих решений. Например, только государство владеет современной армией и полицией, способными оказаться решающим аргументом в случае открытого социального конфликта. В-третьих, в распоряжении государства имеется широкая и организованная система санкций, позволяющих ему добиваться повиновения от своих членов. Однако возможности принуждения недостаточны для организации такой формы общения, как государство.
Интегрирующими элементами государства, по М. Дюверже, являются приоритетность национальных связей по сравнению со связями иного рода, солидарность между лицами и группами одной национальности, вступающими в общение. Причины национальной солидарности относятся к сфере верований. Преимущественно на верованиях участников государственного общения основано функционирование власти наряду с принуждением.
Первым элементом государственной власти М. Дюверже считает верование в необходимость существования власти вообще. Идея вождя, авторитета, власти, замечает он, «представляется, во всяком случае на первый взгляд, абсурдной, поскольку везде видят вождя». Вторым элементом власти является верование в легитимность государственной власти. Это не качество, присущее власти как таковой, а лишь внешняя ее оценка, складывающаяся в общественном сознании. Идея легитимности власти, по М. Дюверже, формируется господствующим классом и, по крайней мере частично, навязывается классу, над которым он господствует. Важную роль в формировании идеи легитимности имеет концепция права. Именно юридическая процедура, которая придает власти институциональный характер, делает ее легитимной в глазах граждан.