Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:53, контрольная работа
Исторические типы государств как правило не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
Введение 3
1.Понятие политического режима 4
2.Основные компоненты политического режима 6
2.1. Принцип лигитивности 6
2.2. Структура институтов 7
2.3. Партийные системы 11
2.4. Избирательные системы 12
3. Классификация политических режимов 15
4. Тоталитарный режим 16
4.1. Предпосылки возникновения тоталитарного режима 16
4.2. Характеристика тоталитарного режима 18
4.3. Модель тоталитаризма 20
5. Авторитарный режим 21
5.1. Признаки авторитарного режима 21
6. Демократический режим 23
6.1. Признаки демократии 24
7. Либерально – демократический режим 26
Вывод 27
Список использованной литературы
1)тоталитарные;
2)авторитарные;
3)демократические.
4. Тоталитарный режим.
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.
Термин «тоталитаризм» появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором был Б.Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который теоретики назвали «тотальный концепцией жизни». Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к СССР.
Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно даже сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче всего описать: через изменения, происходящие в политической системе общества или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявился и в том, что именно художественная литература (Е.Замятин, Б.Платонов, С.Керстер, Д.Оруэлл, А.Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы происходящие в обществе при этом режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научны категорий.
4.1. Предпосылки возникновения тоталитарного режима.
К числу главнейших предпосылок возникновения такого режима относится становление индустриального развития общества. Одним из существенных следствий этого стало усложнение общественной структуры, что привело к разрушению привычных связей между традиционными социальными слоями и группами общества, а также к появлению новых социальных групп. В условиях невиданных ранее демографических сдвигов отдельный человек терял социальную устойчивость и стремился отыскать точку опоры в «понятной» и устремленной в будущее идеологии.
Усложнение социальной структуры во многом было следствием решительного изменения экономических отношений, которые испытали на себе влияние процессов сравнивания разного рода финансовых групп и корпораций с государственными хозяйственными органами, что открывало дороу для проникновения в сферу экономики и сужало область проявления частной инициативы. Тоталитарные тенденции подстегивались интенсивным развитием науки и техники. Что порождало иллюзию полной познаваемости законов природы и общества. В общественном сознании утверждалось представение о возможности тотального планирования общественного развития в целях достижения всеобщего процветания в исторически обозримые сроки. Ставка в практической реализации этого рода иллюзий делалась на государственный аппарат с его возможностями всеобъемлющего контроля всех сфер общественной жизни. В качестве предпосылки для возникновения тоталитарного политического режима исследователи отмечают появление массовых коммуникаций, позволявших не только установление прямых отношений государства с различными социальными слоями и группами общества, но и с отдельными гражданами. Утверждению тоталитарных политических режимов способствовало и улучшение материального состояния основной массы населения, что еще больше укрепляло убежденность общества в пользе дальнейшей централизации власти и всемерного контроля государства над всеми сферами жизнедеятельности людей.
Значительную роль в становлении тоталитарного политического режима играют социально-экономические предпосылки. Они связаны, прежде всего, с тем, что утверждению тоталитарного строя, как правило, предшествует глубокий кризис, ведущий к резкому возрастанию экономических бедствий большей части населения. В результате кризиса значительная часть общества оказывается на обочине общественного развития, лишается привычной общественной среды, образуя слой маргиналов. А это, в свою очередь, порождает среди части общества агрессивность, стремление радикально преобразовывать общественную структуру.
Политические предпосылки возникновения тоталитарного режима связаны, не только с тем, что экономические и политические ресурсы сосредоточиваются в руках государства. Первоначальную роль в жизни общества начинает играть партия нового типа, действующая на принципах жесткой дисциплины и завоевывающая массы при помощи откровенной демагогии. Такие партии действуют на основе идеологии, признаваемой в качестве единственно верной. Во главе такой партии оказывается вождь, действия которого не подлежат обсуждению.
Выделяют также и психологические предпосылки. Они связаны с усилением влияния в обществе коллективистских настроений, которые неизбежно ведут к полному подчинению отдельной личности коллективу, общественному целому. В этом же направлении действует и тот факт, что в обществе получает распространение массовая психологическая неудовлетворенность разрушением традиционных общественных отношений, когда отдельная личность оказывается дезориентированной, утрачивает способность правильно оценивать происходящее и стремится найти некую новую опору. Такую опору она находит в тоталитарной идеологии, зовущей к великим свершениям и победам. И тогда маленькая личность обретает способность ощущать себя актером истории.
4.2. Характеристика тоталитарного режима.
1.Характер и мера осуществления власти.
Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становиться политикой.
2. Формирование власти.
Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее приемственности.
3.Отношение людей к власти.
Общество полностью отчуждено от власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о «слиянии общества с властью».
4.Роль идеологии в обществе.
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – «идеология у власти». Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Как правило, роль идеологии заключается в том, чтобы дать критику старого общества или определенного правительства, сформировать представление о «светлом будущем», дать рекомендации, как этого будущего достичь. Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Идеологией заведует партия, которая осуществляет контроль за умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Любое инакомыслие пресекается.
5. Характер лидерства.
Лидер опирается на партию или группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.
6. Сфера допустимого и
Запрещено все, кроме того, что разрешено.
7. Положение средств массовой информации.
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно «закрытое» общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое «правильное», лучшее в мире. Знакомство с внешним миром разрушает царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои.
8. Наличие демократических прав и свобод.
Демократические права и свободы носят декларированный характер, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание.
9. Изменение в социальной структуре общества.
При тоталитарном режиме происходит последовательное деклассирование общества, в следствие отчуждения граждан от собственности. Общество приобретает двухмерную структуру: управляемые («винтики») и управляющие. Из живого организма оно превращается в механизм, произвольно сконструированный властью. В нем уничтожаются всякие горизонтальные структуры, отношения и связи.
10. Изменения в политической структуре общества.
Между компонентами политический системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собственном значении этого термина. Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций.
11. Политическая культура.
Для тоталитарного режима характерно стремление создать «нового человека» с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформировать и новый тип политической культуры общества, для которого характерно сакрализация власти (ее обожествление).
В научной литературе оформилась в основном модель тоталитаризма, которая включает в себя следующее компоненты:
- признание руководящей роли
одной партии в сфере
-господство официальной
-существование всеобщего
-всеобщий контроль за всеми
средствами массовой
-централизованное руководство и управление
экономикой.
Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р.Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны то контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».
5. Авторитарный режим.
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.
Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.
Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).
1. Характер и мера осуществления власти.
Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.
2. Формирование власти.
Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы.
3. Отношение людей к власти.
Также, как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.
4. Роль идеологии в обществе.
Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.
5. Характер лидерства.
Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический. На него распространяется представление об отчуждении от власти.
6. Сфера допустимого и запретного.
Разрешено все, кроме политики.
7. Положение средств массовой информации.
Частичный контроль над средствами массовой информации.
8. Наличие демократических прав и свобод.
Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.
9. Изменение
в социальной структуре
Авторитарный режим не стремится к формированию особой социальной структуры общества. Все изменения внутри нее происходят в соответствии с экономическими и социальными процессами.
10. Изменение
в политической системе
Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.
Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.
6. Демократический режим.
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: "называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех". С тех пор содержание этого термина существенно расширялось, и в современных условиях оно имеет различные значения. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А. Линкольном: "Government of the people, by the people, for the people" (Правление народа, для народа, посредством народа).