Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:53, контрольная работа
Исторические типы государств как правило не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
Введение 3
1.Понятие политического режима 4
2.Основные компоненты политического режима 6
2.1. Принцип лигитивности 6
2.2. Структура институтов 7
2.3. Партийные системы 11
2.4. Избирательные системы 12
3. Классификация политических режимов 15
4. Тоталитарный режим 16
4.1. Предпосылки возникновения тоталитарного режима 16
4.2. Характеристика тоталитарного режима 18
4.3. Модель тоталитаризма 20
5. Авторитарный режим 21
5.1. Признаки авторитарного режима 21
6. Демократический режим 23
6.1. Признаки демократии 24
7. Либерально – демократический режим 26
Вывод 27
Список использованной литературы
В настоящее время демократию рассматривают:
- как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
- как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
- как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.
6.1. Признаки демократии.
1. Характер и мера осуществления власти.
Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.
2. Формирование власти.
Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.
3. Отношение людей к власти.
Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.
4. Роль идеологии в обществе.
Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.
5. Характер лидерства.
Характер политического лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.
6. Сфера допустимого и запретного.
Разрешено все, что не запрещено законом.
7. Положение средств массовой информации.
Средства массовой информации свободны и независимы. Общество относится к ним как к "четвертой" власти.
8. Наличие демократических прав и свобод.
Права и свободы граждан гарантированы законом. Закон же определяет механизм их реализации.
9. Изменение
в социальной структуре
Социальная структура общества соответствует происходящим в обществе социально-экономическим процессам.
10. Изменение в политической системе общества.
Для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.
Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.
7. Либерально-демократический режим.
Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип "позволено все, что не ведет к смене власти". Искусство либеральной политики состоит в том, чтобы, силой охраняя власть от тоталитарной ностальгии и притязаний тоталитаризма, поощрять ростки демократии, не ошибиться в оценке состояния власти и общества, постепенно и добровольно отдавать власть.
Вывод.
За последние 20 лет очень много недемократических : тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей.
В прошлые века возможность произвела со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а так же мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, лидо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
В реальной действительности не существует идеальных демократических форм политического режима. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: "Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".
Список использованной литературы.