Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и

власти в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной ответственности……………………………………………………23

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и

проблемы их развития…………………………………………………………..33

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список литературы……………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом (послед).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    А. Бунич выделяет 8 функций государства в экономике:

    1. Первая функция - дирижистская. Здесь  автор проводит прямую аналогию  с оркестром, где музыканты  играют, а дирижёр задает темп  и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера  сводится к малопонятному размахиванию  палочкой. Однако уберите его – и музыка тотчас превратится в какофонию.

    2. Вторая функция связана со  способностью государства служить  локомотивом для инвестиций. Таковую  способность обосновал Дж. Кейнс  - самый выдающийся экономист  XX века. Эти идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф. Рузвельта. Кейнсианство около семидесяти лет являлось базовым трендом западной экономической теории. Однако в России были, оно не было востребовано. В фаворе были теории гораздо менее значительного Милтона Фридмана, отца-основателя монетаризма.

    Подвид  второй функции - государство как  гарант инвестиций. Государство должно вкладывать средства в экономику  страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику  являются надежным предприятием. Тогда  капиталы будет вносить и российский и зарубежный бизнес.

      Вторая функция также включает  в себя создание базы для  крупных проектов. Например, строительство  делового центра «Москва-Сити»  было бы неосуществимо лишь  силами частного бизнеса. В  режиме самоорганизации оно бы затянулось на десятки лет. В таких случаях, как реализация мега-проектов, рассчитанных на много лет, требуются определённые усилия со стороны государства по созданию инвестиционной привлекательности. Но эти усилия чаще всего оказываются оправданы, так как прибыль, в конечном счете, окупает затраты.

    3. Третья функция – государство  как катализатор экономических  процессов. Если необратимо стагнирует  какое-то предприятие, почему  бы не завершить его деятельность  досрочно, пустив освободившиеся  денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал. [44]

      Современная экономика – это  в первую очередь экономика  времени. Успех в глобальной  конкуренции зависит от того, как быстро вы реагируете на  изменившуюся ситуацию. Надо понимать, что частный бизнес никогда  не возьмет на себя функцию  экономии времени, потому что он в принципе мыслит в других категориях.

    4. Четвертая функция государства  - социальная. Никто кроме государства  не в состоянии осуществлять  социальные проекты, обеспечивать  перераспределение средств в  экономике страны в интересах  социально незащищенных. Очевидно, что частный бизнес не может этого обеспечить в полной мере даже при высоком уровне социальной ответственности.

    5. Пятая функция – антимонопольная.  В России она выражена очень  слабо. В нашей стране с ее монополистической структурой рынков антимонопольные ведомства должны обладать серьезными полномочиями.

    6. Шестая функция – планирование  и прогнозирование. Никто, кроме  государства, ее выполнить не  может. У частного бизнеса,  даже у крупной финансовой  группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать соответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратегические решения на 5-10 лет вперед.

    Всегда  останется за государством и реализация национальных проектов на основе программно-целевого метода управления, когда существует четкая задача, под которую вырабатывается соответствующая программа. У государства всегда будут возникать текущие и стратегические задачи. Они могут заключаться в решении проблемы занятости или, как у Рузвельта, в проведении общественных работ, в развитии конкретного региона или территории (программа развития долины реки Теннеси) - в любом случае их решение силами только частного бизнеса невозможно. [44]

    7. Седьмая функция – стимулирование  научно-технического прогресса,  создание инновационной системы, которая позволила бы России быть конкурентоспособной в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.

    8. Восьмая функция заключается  в создании устойчивой кредитно-финансовой  системы. Сколько бы частный  бизнес ни развивался, он не  может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Этим способно заниматься только государство.

    Гарантия  экономических и социальных прав населения, охрана окружающей среды, устранение региональных диспропорций, дифференциация ставки налогов и др. являются прерогативами государства и власти.

    Анализ  функций бизнеса и власти приводит к выводу о их невыполнимости при  отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между  бизнесом и властью. Взаимодействия между бизнесом и государством обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства.

      Таким образом, функции бизнеса  являются более локальными и реализуются на уровне внутрикорпоративном и территории пребывания, а функции власти – более глобальными и реализуются на государственном, национальном уровне. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимодействие между ними, в конечном счете, ведут к стабильному развитию общества и повышению благосостояния населения. [31] 
 

    1.  Основные  модели взаимоотношения государства  и бизнеса и проблемы их  развития.
 

    Важное  теоретическое значение для практического развития социально ориентированных взаимоотношений бизнеса и власти имеет их моделирование. Можно выделить несколько основных моделей взаимодействия государства и бизнеса:

    1. Модели «подавления и принуждения»  предусматривают административное  давление. Государство требует от бизнеса определенных вложений в реализацию социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса.

    2. Модель «патронажа» предполагает  компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти.

    3. Модель «невмешательства» власти. Государство не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.

    4. Модель «партнерства», в рамках  которой представители власти  и бизнеса могут достигнуть  компромисса. В современных социально-экономических российских условиях именно эта модель является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому – выгодно всем».[47; с.95]

    В рамках модели партнерства между  субъектами взаимодействия происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как  государство, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может  быть полезен и выгоден другой стороне. Государство располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес – финансовыми, экспертными и инновационными. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений, как с рыночной, так и социальной средой фирмы: органами власти, СМИ, общественными организациями, неорганизованной общественностью, собственным персоналом.

    Каждая  из этих моделей не лучше и не хуже других – она может быть адекватной или неадекватной состоянию  общества, в котором действует  бизнес. Также как если на телегу поставить реактивный двигатель, такая телега далеко не уедет, так и в современном российском обществе партнерская модель вряд ли может оказаться полноценно эффективной. Пока еще сохраняется действенность откровенного манипулирования. Получается, что этапу "сильных личностей" соответствует манипулятивная модель PR, практика "черного пиара". На этапе "служения" востребованы  информационная и разъяснительная модели. Этап социального партнерства соответствует экономической и политической стабилизации общества.

    В экономике ряда развитых, а в последние  десятилетия и развивающихся  стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о  партнерстве государства и частного сектора. Государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Бурное развитие многообразных форм государственно-частного партнерства во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики. [39]

    Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает  свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов  управления. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон. Более того, некоторые устоявшиеся формы партнерства, например концессии, нередко расцениваются как своего рода косвенная приватизация или же ее полноценная альтернатива, то есть трактуются как вторжение в систему отношений собственности. В строгом смысле партнерства действительно институционально преобразуют сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, но не выводят их полностью за его пределы.

    Соответственно  разделение правомочий собственности  между государственным и частным секторами экономики в рамках партнерства обычно касается не всего комплекса правомочий, на которые распадается в хозяйственном обороте суверенное право титульного собственника, а лишь некоторых из них. Речь идет о таких ключевых правомочиях, как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и право на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам.

      Сейчас много говорится о недоверии бизнеса к государству. Но и само государство демонстрирует глубокое недоверие к российскому бизнесу. Подтверждением этого является практика использования государственных финансовых ресурсов (золотовалютные резервы, стабилизационный фонд, государственный пенсионный фонд), при которой они намеренно не размещаются в активах российских компаний или на депозитах банков. Эти ресурсы размещаются либо в иностранных активах, либо в государственных ценных бумагах, доходность которых ниже уровня инфляции. При этом государство даже не формулирует условия надежности, при соблюдении которых оно сможет доверить частному бизнесу нашей страны часть своих финансовых активов.  [39]

    Без преодоления сложившегося взаимного  недоверия между государством и  бизнесом невозможны ни реалистичная политика государства по отношению к бизнесу, включая создание прочной институциональной среды, ни активизация деятельности самого бизнеса, являющегося необходимым условием динамичного экономического развития в условиях рыночной экономики.

    В сложившихся условиях первый шаг  должно сделать государство, продемонстрировав  свою стремление поддерживать предприимчивость и инициативу, предпринимательскую  активность. Позитивную роль могли  бы сыграть меры морального поощрения  наиболее успешных российских бизнесменов. Следует рассмотреть вопрос об учреждении Государственной премии РФ в области предпринимательства, а также специальной государственной награды за выдающиеся успехи в данной области. Выдающиеся инвестиционные проекты, реализация значимых частных научно-технических программ, увенчавшихся крупным коммерческим успехом, должны удостаиваться внимания руководства страны, отмечаться высшими государственными наградами, наряду с успехами в области науки, культуры и искусства. Сам факт такого отношения высшей государственной власти к активности российского бизнеса стал бы свидетельством ее стремления к установлению новых отношений между государством и бизнесом, подтверждением того, что государство рассматривает российский капитал в качестве своего партнера в решении национальных задач развития страны.

Информация о работе Государство и право