Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа
Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.
Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные аспекты развития политических
взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса
во взаимоотношениях с государством в России………………………………15
Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и
власти в современной России…………………………………………………..23
2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты
социальной ответственности……………………………………………………23
2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и
проблемы их развития…………………………………………………………..33
2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48
Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса
в процессе модернизации………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………………...75
Конечно,
процесс образования
Механизм взаимодействия бизнеса и власти в России характеризуется структурами двух типов.
1) Организации, исходной и единственной целью образования которых не было политическое представительство интересов. Такие организации создавались для выполнения широкого круга задач, одной из которых было представительство интересов своих членов в органах государственной власти, то есть лоббизм. К таким организациям относятся в первую очередь различные предпринимательские ассоциации, союзы, объединения, фонды поддержки предпринимательства. Теоретически наиболее активными корпоративными объединениями бизнеса являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).
В 2000-2002 году в РСПП вступают многие крупные российские предприниматели. В организационной структуре РСПП появляется новый элемент - Бюро Правления, большая часть членов которого входит в Совет по предпринимательству. Члены Бюро приглашаются на встречи с президентом и на заседания в Государственную Думу. С этого момента РСПП начинают называть не иначе, как «профсоюз олигархов». И хотя членами РСПП являются отнюдь не только крупные бизнесмены, по своей сути РСПП превращается в организацию, отстаивающую в первую очередь интересы крупного бизнеса.
Деятельность РСПП как представителя интересов предпринимателей более успешна. Взаимодействие РСПП с органами власти ведется на самом высоком, президентском уровне. Относительно регулярными являются встречи Президента с Бюро Правления РСПП. На этих встречах обсуждаются вопросы налоговой и административной реформы, валютного и таможенного регулирования и т.д. Тем не менее, диалог бизнеса и власти носит не равноправный характер. Власть ведет его с позиции обретенной силы. [171] Такие взаимоотношения носят характер «социального контракта». До лета 2003 года, этот суть этого «контракта» заключалась в следующем: в стране проводится ряд экономических реформ, при условии сохранения предпринимателями политической лояльности и непротиводействия правительственным и парламентским инициативам. После того, как летом 2003 года активизировались действия Прокуратуры по проверке предпринимателей, на заседании РСПП был предложен документ по социальной ответственности бизнеса и направлению части выручки на социальные проекты правительства. Взамен, бизнес сообщество предложило остановить действия прокуратуры.
Помимо указанных организаций, в Росси, так же как и в большинстве стран Запада, функционирует Торгово-промышленная палата. Это объединение ведет свою историю из доперестроичных времен, и является единственной предпринимательской организацией, деятельность которой регулируется Федеральным законом. ТПП выполняет ряд государственных функций и полномочий. В частности, Палата берет на себя некоторые государственные функции во внешнеэкономической деятельности. Так, ТПП занимается экспертизой товаров, поступающих в Россию, осуществляет защите прав российских разработчиков, предоставляет консалтинговые услуги, организует международные выставки, осуществляет усилия по привлечению иностранных инвесторов. Кроме этого, государство делегирует ТПП и его региональным структурам такие свои функции по развитию предпринимательства, как лицензионная деятельность, валютно-экспортный контроль, таможенные процедуры, организация выставок и ярмарок. [71]
Руководители
ТПП претендуют на первенство в сфере
представительства интересов
2) 2001г. появились две новые ассоциации, специализирующиеся на представительстве интересов мелкого и среднего бизнеса. Депутатское объединение «Деловая Россия» было преобразовано в одноименную организацию, представляющую интересы среднего бизнеса.
Деловая Россия. Это объединение претендует на роль выразителя интересов среднего бизнеса. Создано оно было по инициативе одноименного депутатского объединения, в которое входили некоторые члены РСПП. По сути дела, депутатская группа «Деловая Россия» была лоббистской структурой РСПП в Парламенте. Именно поэтому, по мнению А.Зудина, отделившись от РСПП, "Деловая Россия" заняла выигрышное место в системе корпоративного представительства бизнеса, захватив парламентское представительство. Однако за время своего существования <Деловая Россия> занималась более организационными вопросами, нежели решением объявленных задач. За 2 года было проведено несколько круглых столов и парламентских слушаний, а летом 2003 года несколько членов движения прияли участие в работе комиссии РСПП по деловой этике. Руководители организации разочарованно говорят, что планы были большие, но пока они практически не реализованы. [71]
«Деловая Россия» тесно сотрудничает с политической партией «Единая Россия». Надо сказать, что данные организации «обмениваются» своими членами, взаимными обязательствами, взаимными комплиментами на различных круглых столах и форумах. Одно из последних соглашений является договор о сотрудничестве между общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и всероссийской политической партией «Единая Россия» на электоральный цикл 2007-2011гг. При помощи подобных взаимных «жестов» «Единая Россия» пытается окончательно завоевать доверие и симпатию бизнесменов средний руки, а «Деловая Россия» получает некоторый лоббистский ресурс, а также идет в ногу с политической модой. [28]
В это же время по инициативе пятидесяти предпринимательских организаций было учреждено объединение «ОПОРА», представляющее интересы малого бизнеса. Активную деятельность ведут отраслевые организации предпринимателей, например Союз нефтепромышленников и Российское газовое общество. Хотя организации предпринимателей декларируют защиту интересов мелкого и среднего бизнеса, реальность такова, что они не всегда следуют этим заявлениям. Будучи фактически отстраненными от управления в этих организациях, предприятия мелкого и среднего бизнеса оказываются выключенными из системы представительства.
ОПОРА
России. Объединение
Особенностью
таких организаций, как «Деловая
Россия» и «ОПОРА» является то,
что они были созданы при прямом
участии Администрации
3) Следует также отметить разносторонний подход крупных бизнес-структур в сфере формирования департаментов по коммуникациям с государственной властью. Так, в компании «ТНК-ВР» взаимодействием с властью заняты сразу три департамента в общей структуре GR-управления: по региональной политике, по взаимодействию с федеральными органами власти и по законотворческой деятельности. Все подразделения работают в тесной связке, но обязанности четко распределены во избежание дублирования и параллелизма функций. Основная задача департамента по региональной политике – взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, а также с территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств.
4) В ОАО «НК «Роснефть» взаимодействием с властью занимаются два управления в составе департамента по работе с органами государственной власти: по работе с федеральными органами власти и по работе с региональными органами власти и протокола. В НК «ЛУКОЙЛ» эти функции переданы в отдел по связям с госорганами, входящий в департамент по связям с общественностью.
Средний бизнес также заинтересован в позитивных отношениях с региональными властями. Даже на уровне малого бизнеса выстраивается работа с муниципальными органами власти. Власть и сама ищет адекватных партнеров для реализации глобальных проектов, которые без бизнеса просто не могут быть реализованы10. На Западе механизмы государственно-частного партнерства функционируют на протяжении длительного времени. В России они только внедряются – так что, можно надеяться, наиболее активный период формирования подобных отношений еще впереди.
Совет по предпринимательству был создан осенью 2000 года. Он был наделен консультативными функциями и призван был обсуждать проекты правительственных решений. Предпринимателям была отведена роль экспертов. Возможность обсуждения проблем распределения и перераспределения собственности, а также политических перспектив страны, была исключена. Именно с созданием Совета власть вновь обрела главенствующий статус в диалоге бизнеса и власти. В первую очередь это проявилось в том, что члены Совета подбирались вышестоящими органами.
Итак, факт возникновения множество подобных организаций говорит о том, что «деловые люди стали преодолевать фрагментацию и создавать консолидированные системы представительства своих интересов, которые одновременно оказывают членам союзов различные услуги». [28]
Существенное затруднение для создания
неокорпоративной модели в России представляет
характер экономики. Доминирование крупных
и сверхкрупных предприятий, наличие финансово-промышленных
групп делает невозможным установление
диалога бизнеса и власти исключительно
в формате взаимодействия с союзами и
ассоциациями. Крупные предприятия, как
правило, представляют интересы не одной,
а нескольких отраслей, и это затрудняет
их представительно в рамках союзов.
Глава
2. Политические формы и модели взаимодействия
бизнеса и власти в современной
России и бизнеса в современной
России.
2.1 Бизнес и власть как
взаимодействующие субъекты социальной
ответственности.
Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.
Под бизнесом, как субъектом взаимодействия
с властью, понимается
Экономический словарь трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.
Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.