Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и

власти в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной ответственности……………………………………………………23

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и

проблемы их развития…………………………………………………………..33

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список литературы……………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом (послед).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    Конечно, процесс образования объединений  предпринимателей не был новым для  России. К 2000 году в стране уже существовало более полутора тысяч различных предпринимательских организаций. Почти 300 из них претендовали на статус общефедеральных и Всероссийских. Однако несмотря на большое количество существующих организаций, все авторы отмечают их слабость. Причина этого кроется в неразвитости гражданского общества в России, отсутствии эффективных механизмов взаимодействия общества и государства. Все это ведет к политизации деятельности объединений бизнеса. В условиях отсутствия политических партий, способных проводить последовательную политику по поддержке бизнес сообщества, объединения предпринимателей сами «идут в политику». Кроме того, процесс дробления объединений на более мелкие показывает, что многие из созданных организаций оказались не способны отстаивать интересы соответствующих отраслей, занимались лишь внутренним обустройством в сочетании с пустыми декларациями, а деятельность некоторых из них изначально была направлена на <обслуживание> лишь нескольких крупных предприятий. Именно с 2000 года можно говорить об активизации деятельности организаций предпринимателей как представителей интересов бизнеса в диалоге с властью. [28]

    Механизм  взаимодействия бизнеса и власти в России характеризуется структурами  двух типов.

    1) Организации, исходной и единственной целью образования которых не было политическое представительство интересов. Такие организации создавались для выполнения широкого круга задач, одной из которых было представительство интересов своих членов в органах государственной власти, то есть лоббизм. К таким организациям относятся в первую очередь различные предпринимательские ассоциации, союзы, объединения, фонды поддержки предпринимательства. Теоретически наиболее активными корпоративными объединениями бизнеса являются Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).

    В 2000-2002 году в РСПП вступают многие крупные  российские предприниматели. В организационной  структуре РСПП появляется новый  элемент - Бюро Правления, большая часть  членов которого входит в Совет по предпринимательству. Члены Бюро приглашаются на встречи с президентом и на заседания в Государственную Думу. С этого момента РСПП начинают называть не иначе, как «профсоюз олигархов». И хотя членами РСПП являются отнюдь не только крупные бизнесмены, по своей сути РСПП превращается в организацию, отстаивающую в первую очередь интересы крупного бизнеса.

    Деятельность  РСПП как представителя интересов  предпринимателей более успешна. Взаимодействие РСПП с органами власти ведется на самом высоком, президентском уровне. Относительно регулярными являются встречи Президента с Бюро Правления РСПП. На этих встречах обсуждаются вопросы налоговой и административной реформы, валютного и таможенного регулирования и т.д. Тем не менее, диалог бизнеса и власти носит не равноправный характер. Власть ведет его с позиции обретенной силы. [171] Такие взаимоотношения носят характер «социального контракта». До лета 2003 года, этот суть этого «контракта» заключалась в следующем: в стране проводится ряд экономических реформ, при условии сохранения предпринимателями политической лояльности и непротиводействия правительственным и парламентским инициативам. После того, как летом 2003 года активизировались действия Прокуратуры по проверке предпринимателей, на заседании РСПП был предложен документ по социальной ответственности бизнеса и направлению части выручки на социальные проекты правительства. Взамен, бизнес сообщество предложило остановить действия прокуратуры.

    Помимо  указанных организаций, в Росси, так же как и в большинстве  стран Запада, функционирует Торгово-промышленная палата. Это объединение ведет свою историю из доперестроичных времен, и является единственной предпринимательской организацией, деятельность которой регулируется Федеральным законом. ТПП выполняет ряд государственных функций и полномочий. В частности, Палата берет на себя некоторые государственные функции во внешнеэкономической деятельности. Так, ТПП занимается экспертизой товаров, поступающих в Россию, осуществляет защите прав российских разработчиков, предоставляет консалтинговые услуги, организует международные выставки, осуществляет усилия по привлечению иностранных инвесторов. Кроме этого, государство делегирует ТПП и его региональным структурам такие свои функции по развитию предпринимательства, как лицензионная деятельность, валютно-экспортный контроль, таможенные процедуры, организация выставок и ярмарок. [71]

    Руководители  ТПП претендуют на первенство в сфере  представительства интересов предпринимателей. На собрании ТПП, посвященном определению  приоритетных направлений работы на 2003 год, ее президент Е.Примаков заявил: «В настоящее время наблюдается недооценка палаты со стороны правительства, которую надо ликвидировать».  [50; с.172]

    2) 2001г. появились две новые ассоциации, специализирующиеся на представительстве интересов мелкого и среднего бизнеса. Депутатское объединение «Деловая Россия» было преобразовано в одноименную организацию, представляющую интересы среднего бизнеса.

    Деловая Россия. Это объединение претендует на роль выразителя интересов среднего бизнеса. Создано оно было по инициативе одноименного депутатского объединения, в которое входили некоторые члены РСПП. По сути дела, депутатская группа «Деловая Россия» была лоббистской структурой РСПП в Парламенте. Именно поэтому, по мнению А.Зудина, отделившись от РСПП, "Деловая Россия" заняла выигрышное место в системе корпоративного представительства бизнеса, захватив парламентское представительство. Однако за время своего существования <Деловая Россия> занималась более организационными вопросами, нежели решением объявленных задач. За 2 года было проведено несколько круглых столов и парламентских слушаний, а летом 2003 года несколько членов движения прияли участие в работе комиссии РСПП по деловой этике. Руководители организации разочарованно говорят, что планы были большие, но пока они практически не реализованы. [71]

    «Деловая  Россия» тесно сотрудничает с  политической партией «Единая Россия». Надо сказать, что данные организации  «обмениваются» своими членами, взаимными  обязательствами, взаимными комплиментами на различных круглых столах и форумах. Одно из последних соглашений является договор о сотрудничестве между общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и всероссийской политической партией «Единая Россия» на электоральный цикл 2007-2011гг. При помощи подобных взаимных «жестов» «Единая Россия» пытается окончательно завоевать доверие и симпатию бизнесменов средний руки, а «Деловая Россия» получает некоторый лоббистский ресурс, а также идет в ногу с политической модой.  [28]

    В это же время по инициативе пятидесяти предпринимательских организаций было учреждено объединение «ОПОРА», представляющее интересы малого бизнеса. Активную деятельность ведут отраслевые организации предпринимателей, например Союз нефтепромышленников и Российское газовое общество. Хотя организации предпринимателей декларируют защиту интересов мелкого и среднего бизнеса, реальность такова, что они не всегда следуют этим заявлениям. Будучи фактически отстраненными от управления в этих организациях, предприятия мелкого и среднего бизнеса оказываются выключенными из системы представительства.

    ОПОРА России. Объединение предпринимательских  организаций ОПОРА традиционно  считается выразителем интересов  малого бизнеса. Создано оно было почти одновременно с Деловой  Россией. Однако его деятельность не была отмечена какими либо успехами.

    Особенностью  таких организаций, как «Деловая Россия» и «ОПОРА» является то, что они были созданы при прямом участии Администрации Президента, и  были призваны не дать возможности  РСПП стать выразителем интересов предпринимательского сообщества в целом. Ставка была сделана на создание нескольких специализированных корпоративных ниш и выстраивание отношений с каждым из союзов в отдельности. [28] Возможно именно этим во многом искусственным созданием объясняется слабость этих организаций как представителей предпринимательских интересов.

    3) Следует также отметить разносторонний подход крупных бизнес-структур в сфере формирования департаментов по коммуникациям с государственной властью. Так, в компании «ТНК-ВР» взаимодействием с властью заняты сразу три департамента в общей структуре GR-управления: по региональной политике, по взаимодействию с федеральными органами власти и по законотворческой деятельности. Все подразделения работают в тесной связке, но обязанности четко распределены во избежание дублирования и параллелизма функций. Основная задача департамента по региональной политике – взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, а также с территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств.

    4) В ОАО «НК «Роснефть» взаимодействием с властью занимаются два управления в составе департамента по работе с органами государственной власти: по работе с федеральными органами власти и по работе с региональными органами власти и протокола. В НК «ЛУКОЙЛ» эти функции переданы в отдел по связям с госорганами, входящий в департамент по связям с общественностью.

    Средний бизнес также заинтересован в  позитивных отношениях с региональными властями. Даже на уровне малого бизнеса выстраивается работа с муниципальными органами власти. Власть и сама ищет адекватных партнеров для реализации глобальных проектов, которые без бизнеса просто не могут быть реализованы10. На Западе механизмы государственно-частного партнерства функционируют на протяжении длительного времени. В России они только внедряются – так что, можно надеяться, наиболее активный период формирования подобных отношений еще впереди.

    Совет по предпринимательству был создан осенью 2000 года. Он был наделен консультативными функциями и призван был обсуждать проекты правительственных решений. Предпринимателям была отведена роль экспертов. Возможность обсуждения проблем распределения и перераспределения собственности, а также политических перспектив страны, была исключена. Именно с созданием Совета власть вновь обрела главенствующий статус в диалоге бизнеса и власти. В первую очередь это проявилось в том, что члены Совета подбирались вышестоящими органами.

    Итак, факт возникновения множество подобных организаций говорит о том, что «деловые люди стали преодолевать фрагментацию и создавать консолидированные системы представительства своих интересов, которые одновременно оказывают членам союзов различные услуги».  [28]

      Существенное затруднение для создания неокорпоративной модели в России представляет характер экономики. Доминирование крупных и сверхкрупных предприятий, наличие финансово-промышленных групп делает невозможным установление диалога бизнеса и власти исключительно в формате взаимодействия с союзами и ассоциациями. Крупные предприятия, как правило, представляют интересы не одной, а нескольких отраслей, и это затрудняет их представительно в рамках союзов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и власти в современной  России и бизнеса в современной  России. 

     2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной ответственности. 

    Взаимодействие  бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

      Под бизнесом, как субъектом взаимодействия  с властью, понимается совокупность  предпринимательских структур (от  индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

    Экономический словарь трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

    Не  зависимо от того, рассматривается  бизнес с позиции структуры или  с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.

Информация о работе Государство и право