Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и

власти в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной ответственности……………………………………………………23

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и

проблемы их развития…………………………………………………………..33

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список литературы……………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом (послед).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    По  экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.

    Роль  бизнеса в общественном развитии.

    В последнее время ведутся оживленные дискуссии об отношении государства и бизнеса в современной России. Действительность ставит острые и серьезные вопросы, от решения которых зависит будущее российского общества. Обессиленная экономика, разъединенность людей, неспособность нации выдвинуть ярких привлекательных лидеров. В этой ситуации особую актуальность приобретает определение места и роли в развитии общества бизнеса, организованной деловой активности. [71]

    Место и роль бизнеса в современном  обществе обусловлены его весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии.

    Прежде  всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного  уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно  развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею.

    Не  менее важна политическая функция  бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества. [71]

    В определенной степени, деловой мир, мир бизнеса выполняет по отношению  к обществу лидерскую функцию  – в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления  деловой активности определяют состояние  общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д.

    В этой связи можно говорить и о  нравственной (этической) функции бизнеса  и менеджмента. Этика деловых   отношений играет исключительно  важную, если не определяющую роль в  динамике  нравственной культуры  общества. В  отличие   от   национально-этнических   традиций,  религиозных ценностей  и  норм, аккумулирующих и  сохраняющих  общие духовные ориентиры  нравственности,  этика  деловой  активности  оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной  культуры, выступая при этом своеобразным  практическим  ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

    Культурно-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.  [11] 

    Высокие требования к эффективности хозяйствования, к конкурентоспособности производимых товаров и услуг, к предпринимательской активности и инновационности при неукоснительном законопослушании, включая строгую налоговую дисциплину обеспечат высокие темпы экономического развития, создаст условия для благосостояния населения, позволит России занять достойное место в мировом разделении труда.

    Нельзя  забывать о социальной ответственности бизнеса: установлении высокого уровня оплаты труда работников, совместимого с ограничениями конкурентоспособности; реализация социальных программ, направленных на развитие «человеческого капитала» работников, создание возможно комфортных условий труда, а также на создание благоприятных условий проживания в поселениях, где проживают сотрудники. Частью такой ответственности также является добровольное участие в национальных социальных программах, организованных в соответствии с открытыми легальными процедурами (национальные фонды, некоммерческие организации).  Такая позиция бизнеса откроет дорогу для социальной интеграции, общественной консолидации, утверждения в обществе принципов социальной ответственности.

    Сложный национальный диалог относительно путей  и условий легитимации капитала должен шаг за шагом способствовать нахождению взаимоприемлемых  решений. Достижения национального диалога должны закрепляться созданием определенных социально-политических технологий, включающих конкретные финансово-экономические схемы.

    Деловая активность (бизнес) - одна из наиболее динамичных и пластичных форм человеческой деятельности. Ее технология (менеджмент) менялась и радикально, особенно – за последнюю сотню лет. Это обстоятельство, к сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом марксова анализа. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. А на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса.

    В истории нет и не было ни одного народа, добившегося успеха, если он занимался самоуничижением и посыпанием головы пеплом, не искал позитивных начал в своих  поражениях  и  катастрофах, не извлекал зерен подъема из собственных падений. Понимание этого открывает путь к ответственному диалогу с миром, к реализации вектора развития, ориентированного в будущее, а главное – диалогу внутри общества. Без социального согласия у России нет пути в будущее. В этой связи роль деловой активности, бизнеса – как мотора развития – выходит на первый план.

    Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.

    В научной литературе встречается  разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.

    Справочная  экономическая литература предлагает следующие функции:

    - осуществление деятельности по  производству и обменным операциям  между предпринимателем и другими  элементами хозяйственной сферы  рынка (потребителей);

    - управление процессом обмена  между предприятием и его контрагентом;

    поддержка предпринимательства - распространение  предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;

    - деятельность по разработке и  реализации новых технологических  процессов и новой продукции;

    - связи с общественностью - осуществление  и управление отношениями между  предприятием и общественностью  или средствами массовой информации.

    Современные исследователи выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и  социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:

    - полной и своевременной выплаты  налогов и обеспечение достойного  уровня заработной платы сотрудникам;

    - поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;

    - поддержки инициатив по финансированию  социальных проектов муниципальных  властей и организаций гражданского общества. [11]

    Социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму:

    1) Разработка общей политики и  стратегии: насколько политика  и стратегия бизнеса служат  задачам устойчивого развития  и приносят выгоду всем стейкхолдерам  (заинтересованным сторонам);

    2) Организация труда и производственный  процесс: соблюдаются ли нормы  безопасности и экологические  нормы при производственных процессах,  обеспечиваются ли качество товаров  и их безопасность для потребителя; 

    3) Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;

    4) Сбыт и продажа товаров: насколько  безопасны технологии сбыта товаров,  приносят ли отношения между  предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;

    5) Продажи, маркетинг и отношения  с клиентами: является ли информация  в рекламе товара и на его  упаковке точной и правдивой,  какие механизмы используются  для выстраивания отношений между  компанией и ее клиентами; 

    6) Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников, охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;

    7) Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;

    8) Проектно-конструкторские работы: объем  вложений, учет социальных/экологических  проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;

    9) Отношения с властью: обеспечивается  ли открытость и прозрачность  в отношениях с властями и  в лоббистской деятельности; участвует  ли компания в диалоге между  частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;

    10) Отношения с другими заинтересованными  сторонами: как строятся отношения  с местным населением, участвует  ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;

    11) Меры по охране окружающей  среды: имеется ли у компании  своя природоохранная политика, проводится ли экологическая  экспертиза новых проектов и  товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду. [11]

    Таким образом, бизнес является важнейшей  движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной  литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:

    - Экономическая - развитие любого  общества возможно только при  ведении им хозяйственной деятельности;

    - Инновационная – бизнес обеспечивает  внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии.

    - Политическая - бизнес, особенно крупный,  оказывает значительное влияние  на принятие политических решений  и оказывается важнейшим фактором  развития гражданского общества.

    - Лидерская – в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.

    - Социальная – бизнес выступает  связующим звеном, обеспечивающим  интеграцию общества, развитие социального  партнерства.

    - Этическая (нравственная) - этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.

    Еще одним субъектом исследуемых  отношений является власть. Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.

      Власть является регулирующим  и координирующим органом, определяющим  стратегические ориентиры в социальном  и экономическом развитии; создающим  базовые условия для бизнеса  и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.

    Рассмотрим  сущность феномена власти и государства  в контексте их взаимодействия с  бизнесом в той же логике, то есть через функции.

Информация о работе Государство и право