Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа
Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.
Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные аспекты развития политических
взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса
во взаимоотношениях с государством в России………………………………15
Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и
власти в современной России…………………………………………………..23
2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты
социальной ответственности……………………………………………………23
2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и
проблемы их развития…………………………………………………………..33
2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48
Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса
в процессе модернизации………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………………...75
По
экономическим показателям
Роль бизнеса в общественном развитии.
В
последнее время ведутся
Место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены его весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии.
Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею.
Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества. [71]
В определенной степени, деловой мир, мир бизнеса выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию – в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д.
В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.
Культурно-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами. [11]
Высокие
требования к эффективности
Нельзя забывать о социальной ответственности бизнеса: установлении высокого уровня оплаты труда работников, совместимого с ограничениями конкурентоспособности; реализация социальных программ, направленных на развитие «человеческого капитала» работников, создание возможно комфортных условий труда, а также на создание благоприятных условий проживания в поселениях, где проживают сотрудники. Частью такой ответственности также является добровольное участие в национальных социальных программах, организованных в соответствии с открытыми легальными процедурами (национальные фонды, некоммерческие организации). Такая позиция бизнеса откроет дорогу для социальной интеграции, общественной консолидации, утверждения в обществе принципов социальной ответственности.
Сложный национальный диалог относительно путей и условий легитимации капитала должен шаг за шагом способствовать нахождению взаимоприемлемых решений. Достижения национального диалога должны закрепляться созданием определенных социально-политических технологий, включающих конкретные финансово-экономические схемы.
Деловая активность (бизнес) - одна из наиболее динамичных и пластичных форм человеческой деятельности. Ее технология (менеджмент) менялась и радикально, особенно – за последнюю сотню лет. Это обстоятельство, к сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих пор преимущественно представлениями о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом марксова анализа. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. А на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса.
В истории нет и не было ни одного народа, добившегося успеха, если он занимался самоуничижением и посыпанием головы пеплом, не искал позитивных начал в своих поражениях и катастрофах, не извлекал зерен подъема из собственных падений. Понимание этого открывает путь к ответственному диалогу с миром, к реализации вектора развития, ориентированного в будущее, а главное – диалогу внутри общества. Без социального согласия у России нет пути в будущее. В этой связи роль деловой активности, бизнеса – как мотора развития – выходит на первый план.
Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.
В научной литературе встречается разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.
Справочная экономическая литература предлагает следующие функции:
-
осуществление деятельности по
производству и обменным
-
управление процессом обмена
между предприятием и его
поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;
-
деятельность по разработке и
реализации новых
-
связи с общественностью - осуществление
и управление отношениями
Современные исследователи выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:
-
полной и своевременной
- поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;
-
поддержки инициатив по
Социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму:
1)
Разработка общей политики и
стратегии: насколько политика
и стратегия бизнеса служат
задачам устойчивого развития
и приносят выгоду всем
2)
Организация труда и
3)
Закупки и управление
4)
Сбыт и продажа товаров:
5)
Продажи, маркетинг и
6) Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников, охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;
7)
Финансовое управление и
8)
Проектно-конструкторские
9)
Отношения с властью:
10)
Отношения с другими
11) Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду. [11]
Таким образом, бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:
-
Экономическая - развитие любого
общества возможно только при
ведении им хозяйственной
-
Инновационная – бизнес
-
Политическая - бизнес, особенно крупный,
оказывает значительное
- Лидерская – в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.
- Социальная – бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства.
- Этическая (нравственная) - этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.
Еще одним субъектом исследуемых отношений является власть. Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.
Власть является регулирующим
и координирующим органом,
Рассмотрим сущность феномена власти и государства в контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции.