Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и

власти в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной ответственности……………………………………………………23

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и

проблемы их развития…………………………………………………………..33

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список литературы……………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом (послед).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    - обеспечение транспарентности корпоративного сектора (для расширения объема информации о деятельности корпоративного сектора).

    На  практике все больше возникает потребность в разработке доктрины обновления формальных институтов корпоративных отношений.

    Учитывая  новые модернизационные “влияния”, целесообразно нашему законодательству обратить внимание на область регулирования  деятельности интегрированных корпоративных  структур.

    Очевидно, что для модернизационного преобразования страны, общества и экономики необходима адекватная новым условиям система управления, причем сформированная не из отдельных локально-лоскутных решений в области преобразования экономики, общественных институтов, органов государственной власти, а целенаправленная, эффективная система действия, национально ориентированный проект по созданию новой современной системы управления Россией (включая все уровни управления страной). [58; с.31]

    Особую  сложность представляет решение  задачи формирования механизмов, объединяющих рыночные и государственные рычаги управления в условиях модернизации, причем государство не должно терять влияния в ключевых, определяющих конструкциях экономического комплекса регулирования, а встроенные в корпоративную схему инструменты государственного воздействия должны быть адекватными и эффективными.

    Государственное регулирование корпоративно-предпринимательской  деятельности в первую очередь должно касаться установления нормативных  требований к ее содержанию и качеству и, соответственно, продукции, товаров и услуг.

    Органы  власти определяют процедуры хозяйствования путем выдачи лицензий, принятия документов о порядке осуществления хозяйственной  деятельности. Не менее важным становится введение в разумных пределах запретов и санкций за отступление от норм законодательства, осуществление контроля и надзора за соблюдением законности в корпоративной деятельности, особенно пресечение коррупционного передела собственности, включая корпоративное управление внутри государственного сектора, которое можно рассматривать в качестве особого индикатора эффективности управления экономики в целом. [58; с.31]

    Стратегическая  цель, стоящая перед отечественной  экономикой – обретение нового качества развития, отвечающего требованиям  национальной модернизации, обеспечивающего кардинальное повышение эффективности и конкурентоспособности и высокие темпы экономического роста. Достижение этой амбициозной, но вполне реальной цели, требует больших целенаправленных перемен в хозяйственном развитии России - осуществления национальной стратегии экономического развития. Проведение глубоких  преобразований, необходимых для   перехода к новому качеству экономического развития, невозможно в рамках прежней модели функционирования отечественной экономики, отягощенной перечисленными выше проблемами.

    Новое качество развития предполагает переход  к новой органичной модели  функционирования экономики на основе соответствующей  концепции. В ее рамках необходимо внятно сформулировать цели экономического развития; определить политико-экономическую конфигурацию социальных сил, которые  могут выступить субъектом новой модели развития национальной экономики. Должны быть определены принципы, приоритеты и основные инструменты экономической политики, способной мобилизовать социально-политическую и предпринимательскую активность тех сил, поддержка которых обеспечивает динамичное и эффективное экономическое развитие.

    На  этой концептуальной основе станет возможной  разработка экономической стратегии, как составной части стратегии  национальной модернизации, ориентированной на высокие темпы  и новое качество экономического роста, создающей возможности для вовлечения в экономическое развитие всех потенциально доступных ресурсов развития, для  задействования большого, но еще слабо задействованного потенциала рыночных механизмов. Реализация этого потенциала требует   стратегического лидерства государства, его способности выдвигать национальные приоритеты экономического развития. Необходимым условием перехода к новому качеству развития является реальная дееспособность государства, его возможность создать эффективную систему институтов, способных на деле регулировать экономические отношения и, в полной мере, соответствующих отечественным реалиям; формировать комплексную мотивацию всех субъектов хозяйственной жизни на решение национальных задач экономического развития.

    В свете сказанного, становится очевидным, что в современном обществе бизнес  выполняет важнейшую модернизационную, а еще точнее - инновационную функцию, обеспечивая не только экономические  условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и не основе реальной практики деловой активности. [34]

    Таким образом, можно признать, что деловой  мир выступает главным связующим  звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская деятельность… - перечень форм социального сотрудничества и партнерства можно продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на сотрудничество с конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами, отдельными предпринимателями, прочими бизнесменами.

    Наука и искусство менеджмента, или  корпоративного управления, – одно из важнейших достижений цивилизационного опыта. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа  и интуиции, функциональных знаний и умения руководить подчиненными, способности плодотворно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании.

    Для нового качества развития также необходимы инициатива и предприимчивость бизнеса, его способность обеспечивать рост эффективности и конкурентоспособности экономики, ее динамизм, способность к адекватному ответу на требования национального развития, на вызовы глобальной экономической конкуренции. Униженный, несамостоятельный и безынициативный бизнес – неважный партнер государства в модернизации экономики России. Такое положение бизнеса лишь открывает возможности для «теневых» манипуляций, иллегального перераспределения собственности, разрушающего институциональную среду, существенно ухудшающее перспективы развития России.

    Задействование  предприимчивости и инициативы –  важных факторов интенсивного экономического развития возможно лишь при изживании  взаимной подозрительности, достижении глубокого доверия государства и бизнеса. Декларации относительно необходимости восстановления такого доверия мало помогут в современной ситуации. Для исправления ситуации нужна твердая политическая воля верхних эшелонов государственной власти к установлению прочных отношений между государством и бизнесом.

    Необходим широкий   национальный диалог относительно целей и актуальных задач нового этапа развития экономики страны, определение диспозиции взаимоотношений  государства и бизнеса, соответствующих  этому этапу. Центральной задачей такого диалога является формирование коалиции социально-политических сил, способных обеспечить поддержку новой экономической стратегии, стать ее субъектом. В современных условиях инициатива такого диалога за государством. [72]

    Россия  продолжает свой многотрудный путь преобразования, на котором есть успехи, однако существует и много негативных тенденций, затрудняющих движение к новой цивилизованной экономике страны. В этих условиях особенно важен анализ процесса преобразований и поиска путей выхода из кризиса на нормальную траекторию развития с использованием модернизационно-мобилизационных механизмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Подводя итоги, следует отметить, что взаимоотношения "государство-бизнес" в рамках политического процесса наиболее удобно было бы воспринимать в рамках "классической" модели прямого взаимодействия субъектов  от бизнеса и арбитра от государства. Однако российская действительность вносит всё больше корректив в эту модель. Развитие же системной модели взаимодействия с органами власти идёт достаточно медленно. Причина этого не только в сопротивлении государства и противоборстве политических группировок, сколько в особенностях развития российского бизнеса. Первая особенность в том, что российская бизнес-элита постепенно эволюционирует, всё больше склоняясь к цивилизованным формам разрешения имущественных споров. Громкий политический PR вокруг этих процессов рождён скорее стремлением к дезинформированию заинтересованных кругов, нежели к интенсификации противоправных действий и скорее является следствием несовершенства законодательной базы, нежели усиливающимся давлением криминала на политическую сферу.

    Системная модель, в этом смысле, может помочь бизнесу найти общие точки  соприкосновения в совершенствовании  законодательной базы. Среди российских топ-менеджеров западные установки  в восприятии бизнеса постепенно начинают преобладать. В рамках этого  процесса для власти важно не быть втянутой в "экономические игры" и подспудно не создать законодательных преференций для отдельных компаний. Однако это уже не специфически российская проблема, а общемировая. В России просто никак не могут вывести корпоративный лоббизм на легальный уровень, сознательно предпочитая прятать его в стенах коридоров власти. [70]

    Вторым  важным следствием построения новой  модели взаимодействия бизнеса и  власти можно назвать уменьшение "эффекта персонификации" развития бизнеса во взаимодействии с государственными органами. С лёгкой подачи российских СМИ, а также в силу традиционных особенностей построения государственного аппарата бизнес не только требует постоянного управления вложенными активами, но и персонифицируется с управляющим лицом. Российские олигархи, подобно отношениям в политической системе пытаются сконцентрировать максимальное число полномочий в рамках своей компетенции. В результате в глазах СМИ, политиков, государства, и инвесторов формируется персонифицированная ответственность конкретного менеджера за положение компании. Этим государство активно пользуется.   Но это уже другой случай. Здесь как государство, так и менеджмент старательно играют на "эффекте персонификации". Попытки построения новой системы сулят сведение к минимуму персонифицированной ответственности. У бизнеса появляется новый, независимый посредник. [70]

    Однако  даже в своём стремлении построить  и институализировать новую модель взаимодействия власти и бизнеса  российская олигархия пытается продлить жизнь своего "персонального имиджа". Создавая институт независимых арбитров РСПП пытается максимально концентрировать внимание именно на личностях элиты российского бизнеса, именно на их персональном авторитете. По мнению функционеров РСПП, распространяемым в публичном пространстве это поможет разрешению споров, не прибегая к силовым методам государственного воздействия. Однако, как же объяснить присутствие в списке арбитров представителей Администрации Президента? В результате, инициатива РСПП может обернутся очередной инициативой по концентрации влияния в руках конкретных представителей бизнес-элиты. [28]

    В этом свете общий вывод грозит быть неутешительным. Если в рамках новой системы взаимоотношений  будут сохранятся "генетические" методы работы, то российская экономика  ещё долго будет восприниматься связанной с присутствием у власти конкретных политических лидеров и балансом сил среди конкретных представителей бизнес-сообщества, что значительным образом подталкивает к размышлениям о приближении России к развитию по "латиноамериканскому сценарию". Более того, подобная тенденция, подспудно, устраивает как представителей власти, так и бизнес-элиту, которой это в бизнесе существенно помогает. Если не переломить эту тенденцию, то доминирование "русской олигархии" в экономике России будет сохранятся в рамках уже существующих сегодня тенденций.

    В дипломной работе мы раскрыли особенности  развития взаимоотношения бизнеса  и государства в России, показали основные проблемы взаимоотношений, а  также предложили рекомендации для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе модернизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.  

    1. Авдашева, С. Анализ роли интегрированных  структур на российских товарных  рынках / С. Авдашева, В. Дементьев,  Я. Паппэ. - М., 2000. – С. 203

    2. Автономов, A.C. Избирательная власть / А.С. Автономов. - М., 2002. – С. 170

    3. Алафинов, C.B. Институциональные преобразования  и корпоративная политика нефтяных  компаний в конце 90-х гг. / С.В.  Алафинов М., 2000. – С.197

Информация о работе Государство и право