Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа
Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.
Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные аспекты развития политических
взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса
во взаимоотношениях с государством в России………………………………15
Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и
власти в современной России…………………………………………………..23
2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты
социальной ответственности……………………………………………………23
2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и
проблемы их развития…………………………………………………………..33
2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48
Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса
в процессе модернизации………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………………...75
Во-первых, государство как одна из сторон партнерства выступает в роли носителя общественно значимых интересов и целей, причем исполняет не только целеполагающую, но и контрольную функции.
Во-вторых, выступая в роли участника хозяйственного оборота, оно заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта государственно-частное партнерства, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта
Поэтому в сегменте коммерческих (в отличие от сегмента реализуемых государством общественных) интересов между партнерами вполне уместен и даже необходим торг о возможном разделе возникающих рисков, о характере делегируемых правомочий и условиях их передачи и использования.
Для
России эти аспекты государственно-
В основе данных правил лежал базовый постулат: государство отказывалось от пересмотра результатов приватизации в обмен на отказ бизнеса от самостоятельного участия в политическом процессе. [9]
Данное положение означало, что олигархи отстранялись от выработки важнейших политических и социально-экономических решений, однозначно принимая и активно воплощая в жизнь сформулированный Кремлем в автономном режиме политический курс. При этом бизнесу следовало быть лояльным по отношению к власти, всеми способами ее поддерживать, в том числе принимая на себя расширенные обязательства социальной ответственности и активно финансируя все предложенные властью проекты.
Таким
образом, установление новой модели
взаимодействия государства и бизнеса
привело к радикальному ослаблению
влияния крупных
Более того, в некоторых аспектах положение в указанном вопросе даже ухудшилось. Власть, отстранив олигархов от процессов формирования политико-административных решений, стала все более активно вмешиваться в экономическую деятельность. Принужденные к сотрудничеству, поставленные перед необходимостью субсидировать различные правительственные начинания крупные бизнес-структуры пошли по пути сращивания с государством, превращаясь, по существу, в «уполномоченные» компании. Подобным же статусом, уже «по определению», обладают занимающие все более видное место в экономике госкорпорации и компании, со значительной долей государственного капитала, призванные исполнять не только профильные хозяйственные, но и иные предписанные государством функции (социальные вопросы, поддержка правительственных инициатив и пр.). [9]
Казалось
бы, дополнительное, навязанное правительством
обременение должно сокращать
В этих условиях роль дружественных отношений с правительством в качестве фактора успешной экономической деятельности многократно возрастает. Соответственно, увеличивается и конкуренция бизнес-структур за привилегированные отношения с государством, выражающаяся в приумножении как расходов на лоббирование (в том числе и теневое – коррупцию), так и отчислений на инициированные властью социальные программы.
Важнейшей
проблемой взаимодействия бизнеса и власти
является определение степени ответственности каждого
из субъектов за решение социальных проблем
и социальное развитие общества. Ни в науке,
ни в практике нет единого подхода к решению
этой проблемы. Одни считают, что ответственность
за социально-экономическое развитие
в максимальной степени лежит на бизнесе.
Этот, так называемый европейский, подход
поддерживают в основном представители
некоммерческих организаций и государственных
органов власти. Другие разделяют американский
подход, в рамках которого сверхзадачей
бизнеса является повышение прибыли и
рост ценности компании для акционеров,
а за решение социальных проблем несет
ответственность государство.
Ситуация в российской экономике развивается на фоне общемировых экономических процессов и связана с ними. В этой связи особенно показательны события на российском фондовом рынке. «Подушка безопасности», благодаря которой граждане страны пока не почувствовали глубину кризиса, имеет ограниченный ресурс - порядка двух лет.
В
этой связи главной задачей
российского союза
В условиях мирового кризиса чрезвычайное значение приобретают государственные решения, которые должны быть хирургически точны и взвешенны и основываться на известном принципе «не навреди». Необходимо отказаться от принятия радикальных мер, противоречащих логике модернизационной политики.
Это позволяет сохранить накопленный потенциал и содействовать развитию отечественного бизнеса, который обеспечивает экономическую основу социальной стабильности. [34]
Мировой финансово-экономический кризис оказал на российскую экономику серьезное влияние. Впервые за последние годы в стране начался значительный спад производства, а также рост безработицы. Государство принимало меры для выхода из кризиса, заключающиеся в изменении таможенно-тарифной и налоговой политики, условий рефинансирования, а также развития долгосрочной системы кредитования. По его мнению, российское государство должно было выйти из мирового финансово-экономического кризиса страной с иной экономикой. Этому способствовало создание предприятий малого и среднего бизнеса, широко применяющих инновационные технологии и использующих высокоинтеллектуальный потенциал работников, потерявших работу в результате кризиса. [34]
Среди отраслей наиболее тяжелая ситуация складывалась в черной металлургии, где спад производства составил более 40 процентов. Аналогичная ситуация наблюдалась в угольной и автомобильной промышленностях. Практически не было отрасли экономики, которую не затронуло снижение производства. В создавшихся условиях появилась необходимость повысить эффективность производства, применяя инновационные технологии с целью сохранения отраслей национальной экономики.
Государством
уже предприняты и
Осенний экономический кризис
поставил под угрозу
В условиях, когда многие российские компании сокращали свои инвестиционные планы, а инвест-проекты замораживались, вопрос об активном развитии институтов и инструментов государственно-частного партнерства стоял остро.
С одной стороны, в условиях кризиса ни государство, ни частный сектор не заинтересованы были в крупных вложениях финансовых средств. Но с другой стороны, вложение средств в инфраструктуру в ситуации экономического кризиса куда более надежно, нежели, к примеру, их инвестирование в акции или хранение на банковских счетах. И с этой позиции государственно-частное партнерство могло иметь развитие даже в условиях кризиса. При этом очевидно, что часть инвесторов были вынуждены встать на путь переформатирования инвестиционных проектов, задействуя сочетания различных форм государственно-частного партнерства (например, Инвестиционный фонд РФ + Внешэкономбанк), или на путь полного переформатирования проектной заявки (т.е. реализовывать государственно-частные проекты в «антикризисном режиме»).
Учитывая текущую экономическую ситуацию в России и в мире, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время предприятия будут в первую очередь заинтересованы в эффективной реструктуризации своих финансовых схем, структуры управления, а также отношений по уже стартовавшим инвестпроектам и в их успешном завершении, но не в инициировании новых проектов. [36]
Необходимо избежать кризиса доверия, который может серьезно удлинить сроки выхода из кризиса и привести к социальной нестабильности.
Для
этого необходимо сконцентрировать
социально-экономическую
1.
Ужесточить антикоррупционную
2. Использовать ресурсы и активы, которые поступали в бюджетную систему последние годы благодаря усилению роли государства в экономике, для стимулирования развития частного бизнеса и поддержания предпринимательской активности, параллельно создавая необходимые условия для повышения его роли в экономической и социальной политике.
3.
Ввести и сделать публичными
прозрачные принципы
Обеспечить
при принятии решений об оказании
государственной поддержки
4. Пересмотреть ряд политических решений, оказавших крайне негативное воздействие на бизнес-климат в стране.
5.
Принять конкретные решения по
роли компаний с госучастием
/ госкорпораций в экономике (
6.
Уже сейчас принять решения
по стимулирующим мерам,
7.
Использовать ситуацию на