Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и

власти в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной ответственности……………………………………………………23

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и

проблемы их развития…………………………………………………………..33

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список литературы……………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом (послед).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

    Эти предложения - не окончательная позиция  союза, а идеи по борьбе с кризисом для обсуждения с руководством страны. Сейчас такой диалог ведется лишь с ограниченным количеством компаний. Перечень участников обсуждения должен быть расширен и создана площадка для оперативного взаимодействия государства и бизнеса в кризисных ситуациях. [67]

    Основными целями государственного регулирования  экономики являются:

    1) обеспечение экономического роста,  развитие производства и наукоемких  отраслей экономики, совершенствование структуры спроса и предложения;

    2) формирование условий экономической  стабильности, включая поддержание  уровня цен, повышение занятости  населения; 

    3) реализация принципа социальной  ответственности бизнеса – прибыльной  деятельности предприятий, добросовестной конкуренции в интересах общества.

    Реализация  эффективной фискальной политики в  России способна стимулировать экономическое развитие страны. Необходимыми условиями такой политики могут быть:

    - увеличение государственных расходов  на социальную сферу и поддержку стратегических программ развития;

    - разумная налоговая политика.

    Одной их форм участия государства в  поддержке субъектов хозяйствования может быть, например, льготное финансирование экспортной или импортной продукции  и передача ее на реализацию частным структурам.

    Содействие  формированию совместных лизинговых компаний при участии или поддержке  государства будет также способствовать развитию технологического обеспечения  их сотрудничества и расширению экономических  связей. Востребовано в настоящее время многостороннее проектное финансирование без регресса на заёмщика или с ограниченным регрессом на заёмщика, при котором место и роль государственных институтов, специализированных агентств, банков трудно переоценить.

    Международный опыт располагает положительными примерами льготного государственного финансирования комплектующих для производства продукции частными структурами в рамках специальных программ развития. [67]

    Гибкая  межгосударственная и межбанковская  поддержка наименее защищенных участников хозяйственных связей (малый и средний бизнес), разумное межгосударственное регулирование рыночных отношений, содействие реализации специальных программ с участием международных банков создает условия для формирования устойчивого и эффективного механизма сотрудничества в условиях восстановления мировой экономики.

    Важным  направлением международных связей является льготное (при поддержке  государства) кредитование инновационных  и наукоемких проектов и социально-экономических  программ: защита окружающей среды, развитие инфраструктуры, медицинское обслуживание и пр.

    Важную  роль в формировании единого экономического пространства играет государственная  поддержка модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр. в  рамках совместного использования  межгосударственных синдицированных кредитных линий. Эффективное использование такого опыта направлено на многостороннее экономическое и финансовое сотрудничество различных стран.

    Основой крепких и всесторонних связей стран  являются их экономические интересы, реализация которых зависит от “политической воли”. Правительства стран в настоящее время располагают реальной возможностью повышения жизненного уровня населения на базе совместной поддержки субъектов, хозяйствующих в условиях выхода экономики из кризиса. [67] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации. 

    В условиях существенной переоценки как  фундаментальных основ функционирования мировой экономики, так и практической организации производственного  процесса, детерминированных последствиями кризисных явлений ушедшего года, отечественная экономическая система вместе с тем получает дополнительные стимулы для собственной инновационной модернизации.

    С целью повышения эффективности  разработки и реализации стратегии  инновационной модернизации страны необходима реализация комплекса мероприятий по отдельным ее сферам и направлениям.

    В сфере трансформации принципиальных основ государственного стимулирования инновационной модернизации государство  должно, во-первых, инициировать процесс  генерирования национальных инноваций, создав необходимую для этого среду и инфраструктуру; во-вторых, отойти от патерналистской методики стимулирования и регулирования процесса инноватизации, выражающейся в четком определении приоритетных сфер с дальнейшим их финансированием, ограничившись методикой реагентных точек; в-третьих, государству необходимо самому трансформироваться в мобильную, созданную на сетевом принципе наделенную регулятивными компетенциями структуру, высокая эффективность экономической деятельности которой должна базироваться на инновационности как применяемых методик реализации программ государственного присутствия в хозяйственной практике, так и создаваемой инфраструктуры регулирования общества и бизнеса. [24]

    В условиях наличия в России инновационной  среды, точечного государственного стимулирования инновационного процесса и детерминированных инноватизацией государственных регулятивных компетенций прозрачности отношений бизнес-государство, государство-общество, современной инфраструктуры, требующейся для организации национального генерирования непрерывного потока инноваций, оптимизации взаимодействий бизнеса и научно-образовательных структур, возможен не только скачкообразный рост эффективности отечественного инновационного процесса прежде всего за счет эффективной коммерциализации имеющихся разработок и технологий макроуровня, выявления новых направлений российских научных исследований, имплантации их результатов во многочисленные отрасли хозяйствования с перманентным ростом конкурентоспособности и эффективности последних.

      Кроме того, в случае успешной  реализации предлагаемой стратегии  возможно превращение высокотехнологичных  отраслей в локомотив отечественного  хозяйственного развития, реструктуризация  национального экспорта, формирование  отечественных инновационных компаний с высоким уровнем капитализации, а при условии постоянного повышения качества инфраструктуры и условий проведения инновационной деятельности – превращение России либо отдельных ее территорий в центры притяжения квалифицированной рабочей силы и мобильных капиталов мирового уровня.

    Российская  экономика, преодолевая негативное влияние кризисного и посткризисного этапов развития, начинает активный поиск  будущих стратегических преобразований государства, общества и бизнеса  в направлении реализации цивилизованных мер, отвечающих как требованиям мирового развития, так и особенностям обеспечения национальных интересов. И прежде всего это касается модернизационного преобразования страны на инновационной основе. И фундаментом данного процесса как в социально-политическом плане, так и в финансово-экономическом является выработка стратегически эффективных форм и механизмов взаимодействия всех ключевых сегментов страны, но прежде всего государства и бизнес-сообщества России. [62]

    В современных условиях недооцениваются такие понятия, как “экономическая политика” и “экономическая идеология”. Превалирование “экономической политики” над идеологией является одной из проблем решения стратегических проблем развития России. В настоящее время практически отсутствует обоснованная экономическая идеология, поддерживаемая государством, бизнесом и обществом. В общем плане она представляет собой расплывчатую конструкцию, включающую в себя ряд несовместимых идей, с одной стороны, это радикально либеральные идеи (максимальная открытость экономики, сохранение статуса поставщика ресурсов, либерализация социального обеспечения, финансовая политика с оттенком монетаристских тенденций под влиянием международных финансовых институтов и др.), с другой - идея выстраивания национально ориентированной экономики, создание современной инновационной системы (сохранение активной роли государства в развитии экономики, поддержание реального сектора экономики, особенно обрабатывающей промышленности, реальное направление финансовых ресурсов на повышение социального уровня жизни населения путем справедливого распределения национального дохода, решение региональных социально-экономических проблем, повышение внутреннего спроса и др.) [62]

    Существуют  принципы, на которых необходимо  строить политику стимулирования инноваций, повышения конкурентоспособности и модернизации экономики.

    1. Ориентация не на прямые макроэкономические  результаты, а на демонстрационный  эффект реализуемых проектов. Модернизация  экономики не может быть обеспечена  за счет бюджетного финансирования. Но средства, выделяемые правительством, могут послужить катализатором для процессов модернизации, если в результате успешной реализации первых инновационных проектов бизнес сам убедится, что «это возможно».

    Важно устранение недоверия между потенциальными участниками процесса и преодоление их устойчивых негативных ожиданий, которые порождаются предшествующим опытом. 

    Для установления атмосферы доверия  между потенциальными участниками  лучше, чтобы на начальной стадии условия реализации таких проектов были рамочными, оставляя пространство для поиска конкретных форм и механизмов взаимодействия. 

    2. Поддержка новых видов активности. Технологические и организационные  инновации, являющиеся основой  для повышения конкурентоспособности  и процессов модернизации, возможны сегодня во всех отраслях и секторах экономики. Главным критерием предоставления поддержки является то, что эти виды активности, позволяющие национальным фирмам повысить свою эффективность и выйти на новые рынки, до того были не развиты в национальной экономике. Этот подход также позволяет ограничить временные рамки предоставления поддержки периодом, в течение которого данные виды активности остаются новыми для большинства экономических агентов. [39]

    3. Существенное софинансирование  проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса. 

    Логическим  развитием этого принципа является введение представителей бизнеса с  правом решающего голоса в управляющие  органы новых инновационных программ при сохранении за государством права  вето по принципиальным вопросам.

    4. Децентрализация государственной  поддержки и формирование сети  «институтов развития 

    5. Взаимодействие со старыми институтами  — с их встраиванием в новую  систему либо постепенным замещением  новыми механизмами стимулирования  инноваций и модернизации. При всей возможной неэффективности существующих институтов они выполняют определенные функции и их радикальное разрушение может негативно отразиться на инновационной системе. Оптимальным является вариант «встраивания» старых институтов в новую систему поддержки инновационной активности и процессов модернизации.

    Вместе  с тем следует сознавать, что  вокруг существующих неэффективных  институтов часто формировались  устойчивые группы интересов, включающие представителей как государства, так и бизнеса. 

    Для того чтобы ослабить подобное сопротивление  среды, по нашему мнению, следует изменить сам вектор преобразований. Вместо изменения и ломки уже существующих институтов надо делать акцент на выращивании  новых институтов. Такие институты (или проекты, лежащие в их основе) лучше запускать в тех секторах, где провалы и неэффективность старых институтов наиболее очевидны. Однако это лучше делать в режиме серии экспериментов при одновременном сохранении старых институтов, которые пусть плохо, но работают. Такой подход, на наш взгляд, не только позволит ослабить сопротивление сложившихся групп интересов, но и создаст условия для запуска конкуренции институтов.

    6. Формирование доверия к новым  институтам через личную репутацию  управляющих. Для успеха любой политики очень важно доверие к ней со стороны тех, кому эта политика адресована. Особенно острой проблема доверия оказывается в условиях несовершенного рынка и неэффективного государства, когда среди экономических агентов традиционно преобладают негативные ожидания в отношении действий правительства.

    7. Мониторинг, внешняя оценка и  бенчмаркинг. Важным механизмом  повышения эффективности «институтов  развития» является регулярный  мониторинг и оценка реализуемых  ими программ, а также сопоставление  их с лучшими образцами (бенчмаркинг).

    Мониторинг  и оценка программ также оказываются  принципиально важными для своевременного закрытия неэффективных проектов. Как  показывает международный опыт, наибольшие потери от мер промышленной политики возникают не из-за ошибок в выборе проектов. Такие ошибки неизбежны. Более того, отсутствие неудачных проектов свидетельствует лишь о недостаточной амбициозности и агрессивности правительства в реализации промышленной политики. Гораздо большую опасность для государственного бюджета представляет продолжение финансирования неэффективных проектов и программ. И именно поэтому задача правительства — не отбор победителей, а постоянное экспериментирование при своевременном отсеве проигравших, для чего необходимы адекватные механизмы мониторинга и оценки.

    8. Реализация функций поддержки  через бизнес-посредников. Риск  неэффективного использования средств  возрастает в тех случаях, когда  государственные органы непосредственно  взаимодействуют с компаниями, претендующими  на государственную поддержку. Это связано с тем, что правительственные чиновники, как правило, не обладают достаточной квалификацией, чтобы оценить качество представляемых проектов и связанные с ними риски. Кроме того, в случае прямых контактов между чиновниками и представителями бизнеса, обращающимися за поддержкой, увеличивается риск коррупции.

Информация о работе Государство и право