Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа
Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.
Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные аспекты развития политических
взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса
во взаимоотношениях с государством в России………………………………15
Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и
власти в современной России…………………………………………………..23
2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты
социальной ответственности……………………………………………………23
2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и
проблемы их развития…………………………………………………………..33
2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48
Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса
в процессе модернизации………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………………72
Список литературы……………………………………………………………...75
Эти предложения - не окончательная позиция союза, а идеи по борьбе с кризисом для обсуждения с руководством страны. Сейчас такой диалог ведется лишь с ограниченным количеством компаний. Перечень участников обсуждения должен быть расширен и создана площадка для оперативного взаимодействия государства и бизнеса в кризисных ситуациях. [67]
Основными целями государственного регулирования экономики являются:
1)
обеспечение экономического
2)
формирование условий
3)
реализация принципа
Реализация эффективной фискальной политики в России способна стимулировать экономическое развитие страны. Необходимыми условиями такой политики могут быть:
-
увеличение государственных
- разумная налоговая политика.
Одной
их форм участия государства в
поддержке субъектов
Содействие
формированию совместных лизинговых компаний
при участии или поддержке
государства будет также
Международный опыт располагает положительными примерами льготного государственного финансирования комплектующих для производства продукции частными структурами в рамках специальных программ развития. [67]
Гибкая межгосударственная и межбанковская поддержка наименее защищенных участников хозяйственных связей (малый и средний бизнес), разумное межгосударственное регулирование рыночных отношений, содействие реализации специальных программ с участием международных банков создает условия для формирования устойчивого и эффективного механизма сотрудничества в условиях восстановления мировой экономики.
Важным направлением международных связей является льготное (при поддержке государства) кредитование инновационных и наукоемких проектов и социально-экономических программ: защита окружающей среды, развитие инфраструктуры, медицинское обслуживание и пр.
Важную роль в формировании единого экономического пространства играет государственная поддержка модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр. в рамках совместного использования межгосударственных синдицированных кредитных линий. Эффективное использование такого опыта направлено на многостороннее экономическое и финансовое сотрудничество различных стран.
Основой
крепких и всесторонних связей стран
являются их экономические интересы,
реализация которых зависит от “политической
воли”. Правительства стран в настоящее
время располагают реальной возможностью
повышения жизненного уровня населения
на базе совместной поддержки субъектов,
хозяйствующих в условиях выхода экономики
из кризиса. [67]
Глава
3. Эффективное взаимодействие государства
и бизнеса в процессе модернизации.
В
условиях существенной переоценки как
фундаментальных основ
С целью повышения эффективности разработки и реализации стратегии инновационной модернизации страны необходима реализация комплекса мероприятий по отдельным ее сферам и направлениям.
В
сфере трансформации
В условиях наличия в России инновационной среды, точечного государственного стимулирования инновационного процесса и детерминированных инноватизацией государственных регулятивных компетенций прозрачности отношений бизнес-государство, государство-общество, современной инфраструктуры, требующейся для организации национального генерирования непрерывного потока инноваций, оптимизации взаимодействий бизнеса и научно-образовательных структур, возможен не только скачкообразный рост эффективности отечественного инновационного процесса прежде всего за счет эффективной коммерциализации имеющихся разработок и технологий макроуровня, выявления новых направлений российских научных исследований, имплантации их результатов во многочисленные отрасли хозяйствования с перманентным ростом конкурентоспособности и эффективности последних.
Кроме того, в случае успешной
реализации предлагаемой
Российская экономика, преодолевая негативное влияние кризисного и посткризисного этапов развития, начинает активный поиск будущих стратегических преобразований государства, общества и бизнеса в направлении реализации цивилизованных мер, отвечающих как требованиям мирового развития, так и особенностям обеспечения национальных интересов. И прежде всего это касается модернизационного преобразования страны на инновационной основе. И фундаментом данного процесса как в социально-политическом плане, так и в финансово-экономическом является выработка стратегически эффективных форм и механизмов взаимодействия всех ключевых сегментов страны, но прежде всего государства и бизнес-сообщества России. [62]
В современных условиях недооцениваются такие понятия, как “экономическая политика” и “экономическая идеология”. Превалирование “экономической политики” над идеологией является одной из проблем решения стратегических проблем развития России. В настоящее время практически отсутствует обоснованная экономическая идеология, поддерживаемая государством, бизнесом и обществом. В общем плане она представляет собой расплывчатую конструкцию, включающую в себя ряд несовместимых идей, с одной стороны, это радикально либеральные идеи (максимальная открытость экономики, сохранение статуса поставщика ресурсов, либерализация социального обеспечения, финансовая политика с оттенком монетаристских тенденций под влиянием международных финансовых институтов и др.), с другой - идея выстраивания национально ориентированной экономики, создание современной инновационной системы (сохранение активной роли государства в развитии экономики, поддержание реального сектора экономики, особенно обрабатывающей промышленности, реальное направление финансовых ресурсов на повышение социального уровня жизни населения путем справедливого распределения национального дохода, решение региональных социально-экономических проблем, повышение внутреннего спроса и др.) [62]
Существуют принципы, на которых необходимо строить политику стимулирования инноваций, повышения конкурентоспособности и модернизации экономики.
1.
Ориентация не на прямые
Важно устранение недоверия между потенциальными участниками процесса и преодоление их устойчивых негативных ожиданий, которые порождаются предшествующим опытом.
Для установления атмосферы доверия между потенциальными участниками лучше, чтобы на начальной стадии условия реализации таких проектов были рамочными, оставляя пространство для поиска конкретных форм и механизмов взаимодействия.
2.
Поддержка новых видов
3.
Существенное софинансирование
проектов со стороны
Логическим развитием этого принципа является введение представителей бизнеса с правом решающего голоса в управляющие органы новых инновационных программ при сохранении за государством права вето по принципиальным вопросам.
4.
Децентрализация
5.
Взаимодействие со старыми
Вместе с тем следует сознавать, что вокруг существующих неэффективных институтов часто формировались устойчивые группы интересов, включающие представителей как государства, так и бизнеса.
Для
того чтобы ослабить подобное сопротивление
среды, по нашему мнению, следует изменить
сам вектор преобразований. Вместо
изменения и ломки уже
6.
Формирование доверия к новым
институтам через личную
7.
Мониторинг, внешняя оценка и
бенчмаркинг. Важным
Мониторинг
и оценка программ также оказываются
принципиально важными для
8.
Реализация функций поддержки
через бизнес-посредников.