Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:17, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………..6
Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и

власти в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной ответственности……………………………………………………23

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и

проблемы их развития…………………………………………………………..33

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список литературы……………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом (послед).doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные аспекты развития политических

 взаимоотношений  государства и бизнеса……………………………………..6

    1. Развитие политических отношений государства и бизнеса……………...6
    2. Формирование системы представительства интересов бизнеса

во взаимоотношениях с государством в России………………………………15

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и 

власти  в современной России…………………………………………………..23

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты

социальной  ответственности……………………………………………………23

2.2  Основные  модели взаимоотношения  государства и бизнеса и 

проблемы  их развития…………………………………………………………..33

2.3   Взаимодействие государства и  бизнеса в условиях мирового  кризиса...48

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса

  в процессе модернизации………………………………………………………55

Заключение………………………………………………………………………72

Список  литературы……………………………………………………………...75 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Актуальность  темы исследования. 

    Государство  принимает на себя роль концептуального лидера экономического развития, обеспечивает консолидацию всех национально ответственных общественных сил, способных обеспечить динамичное развитие страны.

    Государство сегодня уже не может довольствоваться созданием рамочных условий для  развития экономики,  а призвано энергично реализовывать сформированные приоритеты.

    Часть обновленной роли государства –  альянс с ответственным российским бизнесом, основанный на  их общности целей, стремлении к великой и  справедливой России.  Государство, в целях поддержки «центров роста», ликвидации структурных перекосов  призвано играть активную роль в ряде отраслей национальной экономики. Особенно велика его роль в создании и отлаживании функционирования новых институтов, регулирующих хозяйственные отношения. [24]

    В настоящее время проблемы взаимоотношений  государства и бизнеса выдвинулись  на одно из ведущих мест в политических процессах, бизнес по праву превратился  в самостоятельный субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что обусловило важную политическую проблему согласования интересов государства и бизнеса в современной России.

    Сейчас  много говорится о недоверии  бизнеса к государству. Но и само государство демонстрирует глубокое недоверие к российскому бизнесу.

    Без преодоления сложившегося взаимного недоверия между государством и бизнесом невозможны ни реалистичная политика государства по отношению к бизнесу, включая создание прочной институциональной среды, ни активизация деятельности самого бизнеса, являющегося необходимым условием динамичного экономического развития в условиях рыночной экономики.

      Хотя нельзя, конечно, не отметить, что взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся президентских и парламентских выборов, заканчивая постепенным изменением правил игры на политическом поле со стороны государства. Однако единого понимания до сих пор нет. Взаимоотношения бизнеса и власти по сей день можно отнести к слабо изученным областям.

    Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе вопросы, связанные с анализом ключевых проблем экономического развития, выработке целей и задач эффективной экономической политики, проблемам взаимодействия государства и бизнеса нашли отражение в работах И.Е. Дискина, Р.Ф. Туровского, А.С.Фалина, Ф.И. Шамхалова, А.Н. Шохина, И.Н. Гавриловой. 

    Объект  исследования: взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.

    Предмет исследования: формы, механизмы и модели   взаимоотношений государства и бизнеса. 

    Цель  исследования: проанализировать основные проблемы взаимоотношения государства и бизнеса в современной России.  

    Задачи  исследования:

    1. Определить основные  аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

    2. Проанализировать и охарактеризовать политические формы и модели взаимодействия государства и бизнеса в современной России.

    3. Выявить проблемы взаимодействия государства и бизнеса в современной России и рассмотреть пути их решения.

    Теоретические и методологические основания исследования. Теоретико-методологическими основаниями данной работы являются теоретические и методологические принципы политического анализа, включая методы взаимодействия государства  и бизнеса.

    Методы  исследования.   В ходе исследования были использованы нормативный,   сравнительно-политологический  методы. Метод сравнительного анализа был использован при изучении взаимодействия государства и бизнеса в условиях мирового кризиса. Современное состояние взаимодействия государства и бизнеса изучается при помощи функционального анализа.

    Источниковой  базой исследования являются законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, а также информация, содержащаяся в научной, справочной и периодической литературе по исследуемой теме.

    Научная новизна исследования. В данной работе изучены и оценены не только особенности взаимоотношений государства и бизнеса в современной России, но и проблемы этих отношений в условиях современного развития и мирового кризиса, а также предложены пути решения данных проблем.

      В работе  выделены наиболее эффективные направления решения проблем взаимодействия бизнеса и государства в современной России.

    Практическая  значимость исследования.

    1. Данные исследования могут быть использованы для написания статей, докладов, справочных изданий политологического характера.

    2. Собранный материал, может быть, применим в прочтении курсов  по политологии, экономической  истории и т.д. 

      Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

      
 
 

    Глава 1. Основные аспекты развития политических взаимоотношений государства и  бизнеса. 

    1.1   Развитие политических отношений  государства и бизнеса в России. 

    Из  принципов российского Закона следует, что одним из важных условий конструктивного взаимодействия государства и бизнеса является их равенство и совместные инвестиции в человека, необходимость для общества. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве. 

    Такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса.

    В отношениях   бизнеса и государства  в современной России ключевая роль принадлежит государству. Именно оно  является системообразующим фактором, оптимизирующим возможности и перспективы экономического, социального и культурного развития Российской Федерации. Более того, России и современному российскому государству предстоит осуществить труднейший, можно сказать – эпохальный исторический переход, сутью которого является движение от парадигмы служения государству к парадигме обслуживания государством общества.

    Государство – это  регулирующий и координирующий орган, определяющий стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающий базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающий и внедряющий проекты государственной важности и национального масштаба.

    Эта идея заключается в том, что государство изыскивает достаточно большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате соответствующая сфера производства получает дополнительный импульс к развитию. Но в этих сферах производства тоже есть работники, которые получают зарплату и также увеличивают спрос. [18; с.55]

    Таким образом, выстраивается бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем перед государством в этой взаимосвязующей цепи стоят определенные задачи:

    1. Первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае «локомотивом» инвестиций.
    2. Государство также выступает гарантом инвестиций, вкладывая средства в экономику страны, чтобы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и отечественный, и зарубежный бизнес.
    3. Государство берет на себя создание базы для крупных проектов. Социальные контакты интегрирует бизнес в общество. Конечным результатом этой интеграции является постепенное формирование гражданского общества. И только тогда можно будет реально говорить о процессах социального  и экономического выздоровления российской нации.

    С другой стороны все более активную роль начинает играть бизнес, приобретающий постепенно весомый потенциал для реализации внешних и внутренних социальных функций.

    В этой связи большое распространение  в политической и академической  риторике получает тематика социальной ответственности бизнеса. Приметой дня стали активно идущие дискуссии о понимании специфики и форм реализации социальной ответственности рыночными субъектами хозяйствования. В рамках таких дискуссий формируются различные подходы к пониманию социальной ответственности бизнеса, интерпретации корпоративной социальной политики. Одновременно создаются обновленные практики социальной деятельности крупных предприятий и бизнес-структур, что сопровождается изменением статуса корпоративной социальной политики на макро- и микроуровнях и ее непропорциональным развитием в региональном и отраслевом разрезах.

    Процесс формирования бизнеса как относительно нового и самостоятельного субъекта социальной политики осуществляется в  России очень сложно, медленно и  противоречиво. Он практически тождественен процессу «рождения заново» и во многом детерминирован изменениями в сфере развития промышленных предприятий, в области политической институционализации регионов, а также трансформациями, происходящими на уровне социального сознания. В связи с этим существенное значение приобретает анализ таких изменений, в том числе и на эмпирическом уровне.

    Российский бизнес не готов консолидироваться и занять толерантную, но независимую позицию в отношении к власти. Одновременно он не готов и к  конструктивным, долговременным отношениям с организованной общественностью, ограничивая их спонсорской поддержкой и благотворительностью, трактуемыми преимущественно как получение рекламных и PR-услуг. В настоящий момент российский бизнес – самая активная, мобильная часть общества, наиболее четко и внятно представляющая не только собственные интересы, но и приоритеты развития страны, свою роль и возможности в этом развитии. Но его связи с институциями гражданского общества все еще очень слабы.  [76]

    Российскому бизнесу – по крайней мере, многим его группам – не хватает не желания  выйти из "тени", а силы и независимости, чтобы такой выход осуществить. Ему не хватает общественной и политической поддержки – не эпизодической и избирательной, а постоянной и общей.

    Он  нуждается в том, чтобы общество воспринимало его как носителя не только частных и групповых, но и  общенациональных интересов, чтобы  общественность ясно представляла себе причины, которые мешают отечественному бизнесу состояться в таком качестве.

Информация о работе Государство и право