Четвёртая власть и её роль в политических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:07, реферат

Краткое описание

Целью работы является выявление роли СМИ в современном политическом процессе в демократических странах.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
дать анализ значения СМИ в политике;
определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем СМИ;
Охарактеризовать эффективность деятельности СМИ в избирательном процессе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Место средств массовой информации в избирательной компании…………..4
2. Политические функции и политическое влияние СМИ…………………….5-6
3. Участие СМИ в избирательном процессе: российские традиции и проблема эффективности………………………………………………………………...6-7
4. Функции СМИ в политике…………………………………………………………...8-9
5. Виды СМИ………………………………………………………………………………..10
6. СМИ - неотъемлемый элемент политических коммуникаций…………...10-11
7. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ………..11-19
7.1 Манипулятивные техники, используемые отдельными видами СМИ……………………………………………………………………...19-22
7.2 Манипулирование и политическая реклама………………………….22-23
7.3 Журналистские комментарии как возможный источник манипуляции…………………………………………………………….23-27

Заключение………………………………………………………………………...28-29
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

__________________________________________________________________________

 

Кафедра: Истории и политологии

Дисциплина: Политология

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Четвёртая власть и её роль в политических процессах».

 

 

 

 

 

 

                Выполнила: Столярчук Мария

                  Группа 3-ОД-2

 

                           

                                                                   

             

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание             

 

 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Место средств массовой информации в избирательной компании…………..4

2. Политические функции и политическое влияние СМИ…………………….5-6

3. Участие СМИ в избирательном процессе: российские традиции и проблема эффективности………………………………………………………………...6-7

4. Функции СМИ в политике…………………………………………………………...8-9

5. Виды СМИ………………………………………………………………………………..10

6. СМИ - неотъемлемый элемент политических коммуникаций…………...10-11

7. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ………..11-19

7.1 Манипулятивные техники, используемые отдельными видами СМИ……………………………………………………………………...19-22

7.2 Манипулирование и политическая реклама………………………….22-23

7.3 Журналистские комментарии как возможный источник манипуляции…………………………………………………………….23-27

 

Заключение………………………………………………………………………...28-29

Список используемой литературы…………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политическая организация включает в себя: государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации (СМИ) и церковь. Собственно политическими организациями являются государство и партии, т.к. они прямо осуществляют политическую власть или стремятся к ней – это главное в их деятельности.

Огромную роль играют в политической организации общества СМИ, которые часто называют "четвертой властью". Государственная власть всегда стремится контролировать СМИ, т.к. через них может не только влиять на коллективное сознание, но и направлять поведение масс. СМИ являются важной частью политической системы, оказывая серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Средства массовой информации, как государственные, так и частные, печатные и электронные всегда играют ведущую роль в формировании общественного мнения. СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее в ведении предвыборной агитации. Это связано с реализацией такого принципа, как свобода слова, который провозглашается Конституцией РФ и не может быть нарушен, поскольку является одним из основных принципов правового государства.

Таким образом, актуальность настоящей работы определяется значительностью влияния СМИ в современном мире на политический процесс в целом и на избирательный процесс в частности.

Целью работы является выявление роли СМИ в современном политическом процессе в демократических странах.

В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:

дать анализ значения СМИ в политике;

определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем СМИ;

Охарактеризовать эффективность деятельности СМИ в избирательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.           Место средств массовой информации в избирательной компании

В настоящее время ни одна предвыборная кампания не может обойтись без предвыборной агитации, которая осуществляется и через средства массовой информации. По поводу использования средств массовой информации в предвыборной агитации возникает множество вопросов и споров.

Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

Таким образом, законодательство предусматривает различные формы участия СМИ в избирательном процессе. При этом, эффективность этого участия определяется не только возможными формами, но и уровнем культуры как общества в целом, так и представителей СМИ, в частности.

 

 

 

2.           Политические функции и политическое влияние СМИ

Без сомнения, политическая власть в качестве одного из главных рычагов в регулировании социальной сферы использует в настоящее время СМИ. Не случайно исследователи полагают, что управление информационной средой есть ключ к управлению обществом. Для донесения до населения информации о решениях и действиях властей сама власть инициирует создание СМИ, при этом власть может напрямую использовать финансовые резервы для поддержания тех или иных СМИ. Одной из главных задач власти в отношении СМИ является их использование для сохранения существующего политического режима.

Иными словами, государственная власть претендует на монополию распространения информации. Такое положение сложилось объективно, так как СМИ являются наиболее действенным средством формировании имиджа власти.

Можно предположить, что власть заинтересована в политическом ориентировании населения, естественно в том русле, который выгоден самой власти. Но при этом власть, используя свое влияние на СМИ, не стремится ко всеобъемлющему, плюралистическому освещению событий, а заинтересована в трансляции событий в заказанном ею самой направлении.

Таким образом, участие СМИ в политическом процессе обусловлено потребностями самой власти в использовании коммуникационных средств. По мере развития информационной техники и технологии СМИ превращаются в средство достижения целей войны, которые власть активно использует. Они все чаще используются вместо «горячих» войн для достижения политических целей, в результате чего без выстрела исчезают многие мощные государства и радикально изменяется политическая картина мира.

В связи с двумя аспектами проблемы участия СМИ в политическом процессе возникает вопрос об их функциях.

Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева и некоторые другие авторы предпочитают говорить не о функциях журналистики, а о функциях средств массовой информации (коммуникации).

Л.Н. Федотова выделяет такие функции СМИ:

- информирование;

- воспитание;

- организация поведения;

- снятие напряжения;

- коммуникация.

И.Д. Фомичева к числу функций СМИ относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую и социально-организаторскую. Данные функции выделяются ею на том основании, что СМИ «участвуют в информационном обеспечении познавательной, ценностно-ориентирующей, коммуникативной, социально-организаторской (разновидности преобразовательной) деятельности, и тем самым имеют соответствующие функции для использующих их субъектов. Основа для выделения функции здесь очевидная: модель функций человеческой деятельности или ее видов».

По мнению Т.В. Науменко, при относительном разнообразии видов функций, приписываемых журналистике, общим недостатком вышеназванных классификаций является неразличение многими теоретиками журналистики понятий «функция» и «функционирование» и отождествление журналистики как деятельности и СМИ как средства, через которые эта деятельность осуществляется. По мнению этого автора, «журналистика есть система внедрения в массовое сознание социальных оценок текущей действительности, то есть оценок актуальных событий, попадающих в поле зрения массового сознания, оценок актуальных результатов практической деятельности с точки зрения интересов тех или иных социальных групп».

Таким образом, мы можем говорить о множестве функций СМИ в политической сфере, которые, по сути дела, сводятся к возможности информирования и формирования общественного мнения.

 

3.           Участие СМИ в избирательном процессе: российские традиции и проблема эффективности

 

Сегодня СМИ, прежде всего, представляют интерес именно как оружие «информационной войны» – с точки зрения стратегии и тактики его использования, тактико-технических характеристик и поражающих факторов и т.п. Исследовать этот вопрос необходимо не только для того, чтобы, скажем, увеличить эффективность применения информационного оружия – такая задача не исключена, однако она носит ограниченно-прикладной характер. Существует и чисто академический интерес к этому новому для нас феномену массовых информационных отношений эпохи «свободы».

Сегодня в ситуации выборов значительную актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, которые играют значительную роль в определении населением России своих политических настроений. В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые причины политики властей, обращают внимание общественности на наиболее важные стороны их деятельности и тем самым могут способствовать ограничению и оздоровлению власти.

Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.

Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все-таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.

Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.

Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

Спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладает неограниченными возможностями для создания имиджа.

Информация о работе Четвёртая власть и её роль в политических процессах